=== /60/ > Часто и мучительно люди ставят вопрос: почему в мире так много зла? > Как совместить Откровение о всесилии Творца и благости Божией > со злом, царящим на земле? Боль и гибель, постигающие любое живое > существо, накладывают страшную печать на всю нашу жизнь. > Смерть захлестывает жизнь, хаос — организованность. Мир созидания > постоянно подрывается силами разрушения. > Христианство согласно с тем, что бытие в самом себе несет черты > несовершенства, что космогенез неотделим от борьбы полярных начал. > Но Библия, говоря о мире как о творении Бога, рассматривает > Вселенную в плане динамическом, в перспективе ее совершенствования. > Ветхий Завет знает о силах Хаоса, но он не обожествляет их, а видит > в них лишь тварное начало, которое противится замыслам Творца. Бог, > согласно Библии, не может быть источником зла. Оно есть нарушение > тварью божественных предначертаний, а не просто «промедление на пути > к совершенству», как говорил Эфраим Лессинг. > Образы чудовища Хаоса и Сатаны, которые мы находим в Писании, > означают, что катастрофа совершилась в мире духовном. Именно там > возник очаг демонического «своеволия», мятеж против гармонии, > который отозвался на всей природе. «Вся тварь, — говорит апостол > Павел, — совокупно стенает и мучится доныне...» (Рим.8:22) > «...Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле > покорившего ее» (Рим.8:20). Эти слова указывают на зависимость > нынешнего состояния природы от вселенского Грехопадения. Не является > ли и само необратимое природное время с его жестокой неумолимостью > своего рода недугом мироздания? Ведь Апокалипсис предсказывает, что > в грядущем Царстве времени не будет (Откр.10:6). > Подобное представление может показаться отрицанием Божественного > Всемогущества. Но христианство учит, что любой акт Бога по отношению > к миру есть Его самоограничение или, как говорили Отцы Церкви, > «кенозис» («умаление») Абсолютного. Именно «кенозис» оставляет место > тварной свободе, которая не позволяет исказить образ своего > Создателя. > «Безрелигиозное сознание, — говорит Н.Бердяев, — мысленно направляет > дело Божие и хвастает, что могло бы лучше сделать, что Богу > следовало бы насильственно создать космос, сотворить людей, > неспособных ко злу, сразу привести бытие в то совершенное состояние, > при котором не было бы страдания и смерти, а людей привлекало бы > добро. Этот рациональный план творения целиком пребывает в сфере > человеческой ограниченности и не возвышается до сознания смысла > бытия, так как смысл этот связан с иррациональной тайной свободы > греха. Насильственное, принудительное, внешнее устранение зла > из мира, необходимость и неизбежность добра — вот что окончательно > противоречит достоинству всякого лица и совершенству бытия, > вот план, не соответствующий замыслу Существа, абсолютного во всех > Своих совершенствах. Творец не создал необходимо и насильственно > совершенного и доброго космоса, так как такой космос не был бы > ни совершенным, ни добрым в своей основе. Основа совершенства > и добра — в свободной любви к Богу, в свободном соединении с Богом, > а этот характер всякого совершенства и добра, всякого бытия делает > неизбежной мировую трагедию. По плану творения космос дан > как задача, как идея, которую должна творчески осуществить свобода > тварной души». > Творение есть преодоление Хаоса Логосом,{} которое устремлено > в Грядущее. Итак, борьба — закон миротворения, диалектика > становления твари. [ Свящ. Александр Мень. История религии. Учебник. (1.1) www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_1_01.html ] === /65/ > Каждый из вас знает, как много в мире зла, несовершенства, знает, > что в мире повсюду царит смерть. Погибают рано или поздно все живые > существа — от мельчайшего растения до человека. Все обречены. Боль, > страдания, мука — неразлучны с жизнью. > Эту печальную правду апостол выразил словами: «мир во зле лежит». > Откуда же появилось зло? Библия отвечает нам, что «Бог смерти > не сотворил» и, разумеется, грех не мог исходить от Того, Кто есть > высшее Добро. Творец задумал Вселенную не такой, какова она сейчас, > а — свободной от страдания и смерти. Она была устроена так, чтобы > быть увенчанной человеком, который мог бы всю тварь привести > к единению с Творцом. Для этого человеку и другим духовным существам > был дан великий дар — свобода. > Но дар этот не только велик, он и труден. И среди тех духовных > существ, которые были созданы прежде человека и первыми получили > этот дар, некоторые уклонились с путей, предначертанных Богом. > Они захотели направлять развитие мира по собственной воле, вопреки > замыслу Божию. С самого начала творения силы, ставшие враждебными > Богу, пытаются внести в мир зло и гибель. Вот почему Вселенная несет > на себе не только печать Создателя, но и печать разрушения. С миром > случилось то, что бывает с деревом, которое подтачивает вредитель. > Оно растет, пораженное болезнью. Так и тварь изначала была поражена > недугом зла. По слову апостола Павла, она +совокупно стенает > и мучается, ожидая откровения сынов Божиих+. > Разумеется, Бог мог бы в одно мгновение уничтожить все зло. Однако > Он сохраняет за тварью свободу, чтобы она сама вернулась к Нему, > как сама — отошла. > Но разве у природы есть свобода? Есть разум и воля? Нет, но они есть > у тех, кто стоит во главе ее, — у людей, имеющих образ и подобие > Божие. Поэтому-то апостол говорит, что «тварь ожидает откровения > сынов Божиих», то есть подвига человека, который с помощью Творца > преодолел бы несовершенство мира. > Человек был поставлен венцом природы, чтобы одухотворить > и преобразить ее. А вместо этого он сам соблазнился своеволием, > внял голосу Змия-Сатаны. Люди захотели жить по собственному > произволу, пожелали «стать, как боги». Возгордившись, они отпали > от своего Господа и вместо того, чтобы исполнить вселенское дело, > возложенное на них, попали под власть демонических сил. > Вместе с человеком на землю пришел грех. Грех — это сознательное > нарушение воли Божией. На первых же страницах Библии мы видим людей, > восстающих против небесной правды во имя своего хотения. Это и Адам, > нарушивший запрет в саду Эдемском и Каин, который из зависти убивает > брата, и строители башни' пожелавшие взойти на небо. Рассказы о них > относятся ко всем векам, ибо всегда живут в нас гордыня, > чувственность, братоубийственная ненависть. Соблазны одолевают > человека и он не хочет отогнать их от себя, он поддается им, > порабощаясь греху. > Но Библия говорит, что не все люди пошли против Бога. Нашлись > и такие, кто захотел внять Его голосу, исполнить Его волю. > Одним из первых среди них Священное Писание называет патриарха > Авраама, который жил на Востоке четыре тысячи лет назад. Господь > призвал его порвать с идолопоклонниками и велел идти в землю, > которую Он Сам укажет Аврааму. Авраам поверил Богу, уверовал в Его > благость; и ему было предсказано, что от него произойдет великий > народ, через который благословятся все племена и народы земли. > Апостол Павел называл Авраама отцом верующих. Поэтому и мы можем > считаться его потомками, на которых сбывается обетование Божие. [ Свящ. Александр Мень. Из книги "Православное богослужение. Таинство, слово и образ" Глава VI. БЕСЕДЫ НА «СИМВОЛ ВЕРЫ» (II) www.alexandrmen.ru/books/tso/tso_6.html ]