* * * Ириней Лионский ДОКАЗАТЕЛЬСТВО АПОСТОЛЬСКОЙ ПРОПОВЕДИ http://www.krotov.info/library/i/iriney/ap_prop.html 88. И что Он после Своего вознесения будет возвышен над всеми, и что никто не может сравниться с Ним, об этом Исаия говорит так: "Кто есть судящийся? Пусть приступит! И кто оправданный? Пусть приблизится к Сыну Божию. Горе вам, так как все вы, как одежда обветщаете, и моль поест вас, и всякая плоть смирится и Господь один вознесется между всеми возвышенными" (Иса. L, 8 и II, 11, 17). И что в конце те, которые служат Богу, Его именем спасутся, об этом Исаия говорит: "И тем. которые Мне служат, будет дано новое имя, которое благословенно на земле; и прославят Бога истинного" (Иса. LXV, 15 сл.). И что Он Сам совершит это благословение и Сам спасет нас Своею кровию, об этом Исаия возвестил в следующих словах: "Не ходатай и не ангел, но Сам Господь спас их; по Своей любви к ним и снисхождению Он искупил их" (Иса. LXIII, 9). 89. Что Он не хочет возвращать искупленных к законодательству Моисея - ибо закон исполнен Христом - но что должно жить верою и любовью от (?) Сына Божия по новому существу этого слова, об этом Исаия возвещает следующим образом: "Не вспоминайте прежняго и не помышляйте о том, что некогда произошло. Воистину я совершаю нечто новое, что уже является, и вы узнаете его. И я создам реки в пустыне и в безводной степи, чтобы поить избранный народ Мой, народ, который я приобрел для Себя, чтобы он возвещал славу Мою" (Иса. XLIIІ, 19 - 21). Пустыней же и стенью прежде было призвание язычников, ибо ни Слово не проходило чрез него и не поил его Святый Дух, Который проложил новый путь благочестия и праведности и источил обильные потоки, т. е. распространил на земле Святого Духа, как Он обещал чрез пророков в последние дни излить Духа на всю землю. 90. Таким образом, наше призвание - чрез обновление духа и не в нашем ветхом (существе), как пророчествовал Иеремия: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я исполню для дома Израиля и для дома Иуды завет, который Я заключил с отцами их, в тот день, когда Я взял их за руку, чтобы вывести их из Египта; ибо они не пребыли твердо в завете, и Я пренебрег их, говорит Господь. Но завет, который Я заключу с домом Израилевым в те дни, будет состоять в следующем: Я вложу закон Мой в мысли их и на сердце их напишу его. И я буду их Богом, и они будут Моим народом. Впредь они не будут учить друг друга или брат брата: познай Господа, ибо все познают Меня от самого малого до самого большого. Ибо Я прощу им беззакония и больше не помяну грехон их" (Иерем. ХХХІ, 31 - 34). 91. И что эти обетования должно наследовать призвание язычников, среди которых и открылся новый завет, об этом Исаия говорит таким образом: "Так говорит Бог Израилев: в тот день обратит человек взор свой к Творцу, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; и они не взглянут на храм идольский и на дело рук своих, которое создали персты их" (Иса. XVII, 7, 8). Эти слова, очевидно, сказаны о тех, которые оставили идолов и чрез Святого Израилева уверовали в Бога, нашего Владыку. А Святый Израилев - Христос, и к Нему, сделавшемуся видимым для людей, а не к идольским храмам и не к делу рук наших, мы обращаем свои взоры. 92. И что Он сделается видимым среди нас - так как Сын Божий соделался Сыном Человеческим - и познан будет нами, не имевшими прежде познания (о Нем), об этом само Слово у Исаии говорит так: "Я открылся не вопрошающим обо Мне. Меня нашли не искавшие Меня. Я говорил: вот Я, к народу, который не призвал имени Моего" (Иса. LXV, 1). * * * АЛЕКСАНДР МЕНЬ НА ПОРОГЕ НОВОГО ЗАВЕТА. От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя / Глава тридцать первая. ФАРИСЕИ И УСТНЫЙ ЗАКОН http://www.krotov.info/library/13_m/myen/1_7_gl_31.html «Кто поднялся на небо и, вернувшись, рассказал об этом?» — спрашивали книжники (14). И с точки зрения Евангелия они были правы, ибо полнота богопознания стала возможна лишь потому, что его принес божественный Пророк, единосущный Отцу. «Никто не восходил на Небо—только с Неба сошедший Сын Человеческий» (15). Кто из мудрецов мог сказать это о себе? Они основывались на учении Моисея, дополненном его преемниками, в котором говорилось прежде всего о призвании человека перед лицом Божиим. Это ограждало иудаизм от увлечения спекуляциями и от метафизических «ересей». «Только у нас,—писал Флавий,—не услышишь о Боге противоречивых мнений» (16). Богословие раввинов было преимущественно практическим, они стремились научить людей жить по воле Господней. Однако это не исключало возможности более совершенного познания Бога в грядущем. Всех толкователей объединяла вера в то, что +олам хазь+ <~>, «мир сей», сменится после явления Мессии +олам хабба+, «миром будущим», когда Предвечный станет ближе к человеку (17). «Время Мессии» понималось как промежуточный период, связующий оба мира. Некоторые раввины утверждали даже, что Помазанник Божий принесет людям +«новый Закон»+. Этот взгляд, который обычно ускользал от внимания как христианских, так и иудейских богословов, приобретает исключительное значение в свете Евангелия. Стройной доктрины мессианизма у раввинов, впрочем, не было: одни считали, что Помазанник должен прежде погибнуть, а уже после этого наступит Царство Божие; другие думали, что мессианская эра непосредственно перейдет в «предреченные времена», которые оставят позади «мир тления» (18). Во всяком случае, ожидалось, что «век Мессии» принесет нечто новое в отношения между Творцом и человеком. Это новое и возвестил Иисус Христос. Так же, как наставники Ветхого Завета, Он учил о приближении «грядущего века» и утверждал, что явился в мир «не нарушить Закон, а исполнить». Речь, конечно, шла не о «выполнении» заповедей (что само по себе не содержало новизны), а о +восполнении+ Ветхого Завета. Древнему Откровению Иисус сообщил ту полноту, которая и ожидалась в дни прихода Мессии (19). Через Него осуществлялось великое пророчество Иеремии: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с Израилем и Иудой +Новый Завет+. Он будет +не таким+, какой Я заключил с их праотцами... Я вложу Закон Мой в них самих и на сердцах их напишу его. Иер 31, 32, 33 Противополагая два +эона+ — эру Закона и эру Благодати, апостол Павел тоже не расходился с идеями раввинизма. «Мир сей» он рассматривал как преходящий (20). Господство Торы апостол считал временным не потому, что она ложна, а потому, что Закон лишь запрещает, повелевает, учит и, следовательно, обращен к воле самого человека, благодать же, соединяя людей с Богом через Христа, может наделить их силой для исполнения божественной воли (21). Таким образом. Евангелие не упраздняло основ ветхозаветного Предания, а, напротив, открывало перед ним новые горизонты, что и позволило многим фарисеям принять благовестие Иисуса, сохранив при этом «подзаконный» образ жизни Но даже те, кто не вышел за пределы Ветхого Завета, часто проявляли терпимость и симпатию к христианам. Бывали случаи, когда они поднимались на защиту апостола Павла от зелотов и саддукеев. Внук Гиллеля Гамалиил требовал прекратить гонение на учеников Христовых; когда же саддукейский Синедрион казнил Иакова, брата Господня, фарисеи добились низложения первосвященника (22). Факты эти нередко забывают, а между тем они показывают, что тогда многие раввины не считали границу между иудаизмом и христианством непроходимой. 14. Макот, 23в, в Иевамот (49в) говорится, что даже пророки созерцали Бога через тусклое стекло, ср. I Кор 13, 12. 15. Ин 3, 13. 16. И. Флавий. Против Апиона, II, 19. 17. Берешит Рабба, 44, 81в, Шаббат, 1516, Нида, 616. См.: прот. А. Смирнов. Мессианские ожидания и верования иудеев, с. 243. С. Трубецкой. Учение о Логосе..., с. 276, С. Булгаков. Апокалиптика и социализм, с. 88. О «новой Торе», которую принесет Мессия, см.: G. Scholem. Тhe Messianic Idea in Judaism, 1974, р. 20. 18. Эти различия можно видеть, сравнив два произведения, написанные в конце I в. н. э. , III Книгу Эзры (7, 29-33) и Апокалипсис Баруха (40, 1-3). В III в. н. э. рабби Доса говорил о «Мессии, сыне Иосифа», которому суждено погибнуть (Сукка, 52а), а впоследствии некоторые раввины (в частности Саадия) утверждали, что приход этого Мессии предварит явление «Мессии сына Давидова» (см.: G. Scholem. Тhe Messianic Idea in Judaism, р. 18). Не исключено, что идея «Помазанника сына Иосифа» есть отголосок мессианизма, сложившегося в Северном Царстве (не признававшем Дома Давидова), поскольку Иосиф был героем-эпонимом главенствующего северного колена. Впрочем, в мессиологии самарян следов веры в «сына Иосифа» не находят. Самаряне называли Мессию Тахебом (см.: В. Рыбинский. Самаряне, с. 370 сл.). О воззрениях раввинов, касающихся Мессии, см.: А. Эдершейм. Жизнь и время Иисуса Мессии, т. 1, с. 205-228, J. Klausner. Тhe Messianic Idea in Israel, 1956. 19. Мф 5, 17. Слово плиросаи происходит от существительного плирома (полнота). Ср. св. Ириней Лионский. Против ересей, IV, 13, 4. 20. I Кор 7, 31; Рим 3, 19-26; 7, 6-11; 8, 3-4; Гал 3, 21-25. 21. Рим 7, 7-25. 22. Деян 2, 47; 5, 34-39; 15, 5; 23, 9, И. Флавий. Арх. XX, 9, 1. * * * Свящ. Александр Мень. Исагогика / § 10. Падение Иерусалима (587). Пророчество Иеремии о Новом Завете http://www.bible-center.ru/book/isagogika/002/000/009 =4. «Книга Утешения».= Новый Завет. В последние годы жизни пророк собрал свои прежние пророчества и добавил к ним новые. Этот сборник (Иер 30-31) принято называть «Книгой Утешения». В ней возвещалось о прощении грешников, о том, что Господь не взыщет с новых поколений за ошибки отцов: В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Иер 31:29 Хотя народ Божий множество раз оказывался недостоин Завета и Обетования, Бог вопреки всему исполнит предначертанное. Прежний Завет был нарушен. Но Сам Бог его восстановит. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет, не такой Завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот Завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот Завет, который я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. (Иер 31:31-34) В этом пророчестве можно выделить несколько важнейших тем: * Прежний Завет уходит в прошлое. Новый — будет «не таким», как старый. Он положит начало новым отношениям между Богом и человеком. * Завет этот касается «Израиля и Иуды», то есть всего народа Божия, всей ветхозаветной Церкви, которая таким образом войдет в эпоху новозаветную. Церковь Нового Завета будет вселенской, ибо к Господу «придут народы от краев земли» (16,19). * Новый Завет будет начертан в сердце человеческом. «Писаный Закон, — замечает современный французский библеист А. Желен, — не может выразить все божественные требования и намерения, и потому его заменит внутренний Закон, как высшее прозрение. Тогда религиозная жизнь станет жизнью личной, настолько, что она представляется продолжением внутреннего опыта самого пророка. Ибо Иеремия спроектировал свой религиозный опыт на будущее». * В Новом Завете «познание Бога», то есть любовь к Нему, будет в центре человеческого существования. Силою благодати оно станет как бы новой природой человека. * Старинная формула «Я ваш Бог, и вы Мой народ» приобретет новое значение глубокой внутренней связи человека со своим небесным Отцом, Церкви — с ее Богом-Спасителем.