*** Яков Кротов (3.4.2003) http:// www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_06.htm Совет Спасителя: "Смотрите, берегитесь!" (Мф.16,6) внутренне противоречив. Зачем смотреть на то, чего надо остерегаться? Если уж бежать, так не оглядываясь - неважно, от красивых девушек, от фарисеев или от Ирода. Иначе выходит по анекдоту, в котором гражданин жаловался, что в доме напротив девушки бесстыдно ходят голыми - правда, чтобы это увидеть, ему приходилось смотреть в телескоп. И уж сколько христиан всю жизнь проводят не в созерцании Христа, а в выглядывании всевозможных опасностей: где тут кощунственные картинки висят? где Матерь Божию хулят? где ставят балет о попе и балде? Теоретически - противоречие, а практически есть, к счастью, "боковое зрение". Вот им и нужно пользоваться. Хорошо оно тем, что если боковым зением видишь женщину, то вожделения к ней испытать невозможно технически, а к искушению - уже готов. Но, конечно, чтобы на зло смотреть краем глаза, надо, чтобы зло было в жизни с краю, а не по центру, а по центру было что-нибудь повеселее... ** -> вып. http://messia.ru/rasylka/005/1228.htm (здесь же:) > Закваска фарисейская: Мф 16. 1-4 > До и после - чудеса. Причем чудеса непрошеные: умножение хлебов, > Преображение. Чудеса из чисто человеческого милосердия: жалко > голодных (хотя те и готовы потерпеть ради интересной проповеди), > жалко учеников, не видевших Славы Божией (хотя <они> тем более > готовы потерпеть, что не подозревают, какова эта слава). Чудеса > из чисто божественного милосердия: умножить хлеба, как умножается > Евхаристический хлеб, оказаться в Cлаве - для Иисуса это всё равно, > что для русалочки вернуться в море. > Непрошеные чудеса - главные в жизни. То, что мы выпрашиваем - > выражение не самых глубинных нужд, глубинные неосознанные. Поэтому > каждая удовлетворенная просьба, каждое яркое чудо - пощечина от Бога > нам. Только мы принимаем пощечину за подаяние. И только оглядываясь > спустя годы понимаем, что то, что мы считали чудесами было не только > чудом, но и подачкой. Это не значит, что не надо вымаливать, надо > просто сознавать, что не самая главная эта молитва - так сознавала > это сирофиникиянка, сравнившая себя со щенком, который просит об > огрызке со стола; Господь улыбнулся и дал ей просимое чудо. > Наоборот, оглядываясь мы видим, что то, что считали убытком, > несчастьем или просто самоочевидным развитием событием - было чудом, > нарушением естественного хода вещей. Просто мы считаем нашу > греховность естественной, а она противоестественна, а в жизни нашей > многое чудесным образом происходит вопреки нашей греховности. Фарисейская закваска - ханжество, религиозная агрессивность и прочая, и прочая. Эти нехорошие, неестественные чувства, противные всякому разумному существу, основаны на глубинном переживании, которое отнюдь не противно, а, напротив, всем очень близко, понятно, знакомо: на страхе самого себя. Всякая агрессивность скрывает неуверенность в себе. Фарисейство скрывает неуверенность в своей вере. Это разумная неуверенность: наша вера действительно слаба и хрупка. Неправильно, однако, укреплять ее, требуя от себя - и от других (если только от других - это уже не фарисейство, это уже подлость) - соблюдения всех постов, обычаев, вычитывания молитв. А ведь это легче, легче для природы, пораженной грехом - потому что материалистичнее. Требуется, однако, другое, нематериальное. Требуется честность: сказать себе, что я слабый, вера моя ледащая, и никакими внешними подпорками тут делу не поможешь. Требуется надежда: сказать себе, что Иисус всё это знает и согласен принять меня таким, побыть рядом со мной-маловером, невзирая на маловерие. Требуется любовь: и ради Иисуса я, пожалуй, кое-какие подпорочки возьму и веру свою укреплю, и другим помогу, но понимая, что это лишь подпорочки. Но всегда и постоянно буду помнить, что ничего не спасает, что внутри меня, что от меня, но лишь то, что от Христа, лишь Дух Божий. ** -> www.messia.ru/rasylka/006/1716.htm#0 Еп. Григорий Лебедев. ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА (64) http://www.krotov.info/libr_min/l/lebedev.html * * * Наталья Трауберг. Рай, юмор и уют /интервью Никиты Алексеева, 1999/ (www.krotov.info/library/19_t/tra/uberg_013.html) www.messia.ru/rasylka/007/1923.htm#0 *** Александр Мень. (Практическое руководство к молитве) http://www.krotov.info/library/13_m/myen/molitva/izmolopt.html Молитва учеников Христовых Иисусе Христе, Сыне Божий, явивший нам Отца Небесного, да будем мы учениками Твоими. Ты обещал даровать мир душам нашим. Но Ты не хочешь рабов нерадивых. Дай нам силы стоять на страже и бодрствовать. Да будем мы верны Тебе и только Тебе. Научи нас делать все перед лицом Твоим. Сделай нас детьми Твоими. Даруй нам силы исполнять волю Твою и завет Твой. Научи нас делать добро. Огради нас от закваски фарисейской. Научи нас видеть главное в жизни, единое на потребу. Помоги нам избавиться от греха, от праздности, от дряблости духа. Пусть все доброе и прекрасное в мире напоминает нам о Тебе. Пусть зло мира служит нам предостережением. Да видим мы в грешниках зеркало наших прегрешений. Научи нас видеть братьев в тех, кто мыслит иначе, чем мы, в иноверцах и неверующих. Дай нам помнить о краткости жизни, чтобы память смертная была для нас силой трудолюбия и служения. Вложи в нас умение прощать, любить и отдавать. Научи нас жить в молитве. Дай нам ныне быть причастниками Царства Твоего. Научи нас ненавидеть грех, а не грешника. Даруй нам силу свидетельствовать о Тебе. Не дай нам быть суетными, мелочными, пустыми. Да будешь Ты нам альфой и омегой в этой жизни и в вечности. Да будем мы учениками Твоими. Аминь. * * * + Яков Кротов http://krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_mt/16_01.htm Мф 16, 1 То же в Мк 8 34 Главу <Мк.8? Мф.16?> можно прочесть и целиком. Центром её является вопрос о лицемерии. Закваска Иродова - тоже лицемерие, только светское. В любом случае, речь идет о том, о чем Бердяев говорил: ужас в том, что в человеке очень мало человеческого. Человек вечно носит личину, боясь открыть свое лицо и ближним, и Богу, и самому себе. Человек пытается пойти наилегчайшим путём: механическим. Лицемерие есть и попытка откупиться от Бога физиономией, жестом, обрядом. - Отсюда "вдруг": "какой выкуп даст человек за душу свою". <Мф.16:26; Мк.8:37> Лицемерие есть двуличие: просить знамения не потому, что хочешь знамения, а потому, что хочешь распять этого человека. Лицемерие есть обрядоверие: совершать обряд не потому, что сердце этого просит, а потому что хочешь обрядом защитить сердце от Бога. Лицемерие, наконец, есть недостаток веры: просить знамения, не веруя в него, уважать Предтечу, но рубить ему голову, не веря в его "предтечность". Лицемерие есть агрессивность: ну хочешь ты мыть руки перед едой - мой, но не требуй этого от других (как фарисеи от апостолов). Не видишь в Иисусе Христа - не видь, но зачем же пытаться "сорвать с него маску". Именно лицемерие как маловерие - в центре главы. Апостолы не случайно буквально истолковали слова Христа о закваске фарисейской: они думали о хлебе, даже после двух чудес умножения хлеба не веря в то, что всегда будут иметь хлеб. Они в третий раз проявляют недоверие. Иисус это видит, потому и заводит речь о закваске фарисейской. "Как же не разумеете" и относится именно к разумению того, что Бог всегда даст всё, что нужно. Нужно будет знамение - даст знамение, даст хлеб, даст жизнь. Даст и знамение Ионы пророка - правда, у Мк. это опущено. "Знамение Ионы пророка" - и трехдневное пребывание Христа во гробе, подобное трехдневному пребыванию Ионы в чреве кита. Однако, по объяснению Лк., это и просто сам факт Боговоплощения: Иисус среди иудеев - фарисеев и апостолов равно - как Иона среди ниневитян. Величайшее чудо, подтверждающее Христа - то, что в Него хоть кто-то и как-то уверовал. Ведь и то, что ниневитяне уверовали, невероятно (и было лишь в книге): всё равно, как в Нью-Йорке все жители ринуются в православную церковь, к совершенно чужому для них религиозному очагу, услышав проповедь Блума. Рассказ об исцелении слепого показывает духовное зрение как физическое. Апостолы, сейчас следуя за Иисусом, видят его нечетко, путают человека с деревом (8.24). Лицемерие плохо не только тем, что не дают видеть подлинное лицо лицемера, оно мешает и лицемеру - сквозь маску не много разглядишь, слишком много сил уходит на ношение маски. Исцелив слепого, Спаситель повторяет исцеление на учениках - "Вы за кого почитаете Меня" = "Кем вы видите Меня?" Петр прозревает наполовину - он видит в Иисусе Христа (хотя, конечно, "как дерево" - он еще не видит, что такое Христос в полном смысле слова)…. Слепого Спаситель исцелил, плюнув в глаза - апостолов, начав объяснять им о Голгофе. Они и восприняли это как плевок в глаза, плевок в свои чаяния и надежды. Вопль Петра - "начал прекословить" - не надо Тебе погибать - лицемерен в самом глубоком смысле: он не хочет смерти Иисуса не из любви к Иисусу, хотя сам чувствует эту любовь и для себя объясняет свой порыв любовью к Христу, а потому, что глубоко в душе не любит Иисуса настолько, чтобы любить Его миссию, чтобы любить Его целиком, включая Его смерть и гибель, чтобы смиренно принять волю Любимого - умереть (о любви к человечеству уж не будем говорить). И ведь мог бы промолчать - и молчание есть единственно возможный ответ на неразрешимую задачу: не желать смерти Христа и не сопротивляться воле Христа одновременно. Все это и описывает Иисус: "Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое". Это - лицемерие: под видом любви восставать против любви. Отсюда логичность завершения главы: надо погубить жизнь свою, т.е. сорвать с себя - в крещении - ту маску, которую мы считаем своим "я", своей "жизнью" - тогда мы обретем свое истинное лицо. Не стыдиться Христа распятого - означает быть собой. "Не вкусят смерти" - те, кто умрет при жизни, погубив свою душу. ***