Рим.11:2-12 => #

11 1 Я спрашиваю: так неужели Бог отверг Свой народ? Нет! Я сам израильтянин, потомок Авраама, из племени Вениамина. (2) Не отверг Бог Свой народ, который Он избрал с самого начала. Разве вы не знаете, что говорит Писание  — там, где Илья жалуется Богу на Израиль: (3) "Господь, пророков Твоих они убили, жертвенники Твои разрушили, остался я один, и на мою жизнь покушаются"? (4) И что же ответил ему Бог?  — "Я избрал Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом". (5) Так и в нынешнее время сохранился "остаток", избрание которого есть Божий  дар. (6) Дар, а не награда за дела. Иначе дар не был бы даром.

7 Что из этого следует? То, что Израиль не достиг того, к чему стремился. Достигли этого избранные, а остальные были ослеплены, (8) как об этом говорит Писание:

"Бог наслал на них отупение,
   до нынешнего дня не видят их глаза,
      а уши не слышат".

9 А Давид говорит:

"Пусть их трапеза станет им ловушкой и западней,
   пусть падут они, пусть получат возмездие.
10 Пусть глаза им покроет тьма, чтобы не видели,
   пусть навсегда их согнется спина!"

/11:1-10 Остаток Израиля/

11 Я спрашиваю: неужели они споткнулись, чтобы пасть совсем? Нет, конечно! Из-за их падения спасение пришло к язычникам, чтобы вызвать у Израиля ревность. (12) А если их падение  — благо для мира, если их отступничество  — благо для язычников, каким же станет это благо, когда весь Израиль вернется?!

/11:11-32 Спасение язычников/

 

Мф.11:20-26 => #

20 Затем Иисус стал укорять города, где было совершено большинство Его чудес, за то, что они не отвратились от грехов:

21 —  Горе тебе, Хоразин!
Горе тебе, Вифсаида!
Если бы в Тире и в Сидоне
   свершились те чудеса,
      какие свершились у вас,
они давно бы, в рубище и пепле,
   отвратились от грехов.
22 И потому, говорю вам,
   Тиру и Сидону будет легче в День Суда, чем вам!
23 И ты, Капернаум,
   думаешь, до небес тебя превознесут?
Нет, до недр земных низвергнут!
Если бы в Содоме свершились те чудеса,
      какие свершились у вас,
   он бы стоял и поныне.
24 И потому, говорю вам,
   земле содомской будет легче в День Суда,
      чем тебе!

 

/11. 20-24 Горе нераскаявшимся городам/
(Лк 10.13-15)

 

11.21 Хоразин и Вифсаида - города неподалеку от Капернаума. Тир и Сидон - ветхозаветные пророки гневно обличали жителей этих городов за то, что они отвергали Бога и Его волю. В рубище и пепле - в знак раскаяния и сокрушения о своих грехах люди надевали темную одежду из грубой шерсти или мешковины и посыпали голову пеплом.

11.23 И ты, Капернаум... - жителям этого города не надо рассчитывать на то, что они взойдут на небо благодаря тому, что Иисус избрал их город Своим местопребыванием и совершил здесь много чудес. Суд Божий беспристрастен, он судит людей по делам. Если Капернаум не раскается, его ждет судьба Вавилона (см. Ис 14.12-15). Содом - см. прим. к 10.15. Если для Содома нет надежды, еще меньше ее для тех, кто из гордости и упрямства отвергает Весть Бога о прощении грешников.

25 И сказал тогда Иисус:

—  Отец, Владыка неба и земли!
Благодарю Тебя за то,
   что Ты открыл простым и малым
      сокрытое от мудрых и разумных!
26 Да, Отец, такова была Твоя благая воля!
27 Мой Отец всё вверил Мне.
Никто не знает Сына, кроме Отца,
   и Отца никто не знает, кроме Сына
   и того, кому Сын пожелает открыть.
28 Придите все ко Мне, измученные тяжкою ношей!
   Я дам вам отдых!
29 Наденьте на себя ярмо Моих заповедей
   и у Меня учитесь:
потому что Я мягок и кроток сердцем,
   и вы наконец отдохнете,
30 ведь заповеди Мои просты
   и ноша Моя легка!

/11.25-30 Великое благодарение/
(Лк 10.21-22)

 

11.25 простым и малым - буквально: "детям", т.е. тем, кто приняли весть Иисуса о прощении (грешникам, сборщикам податей и т.д.), и стали Его учениками. Мудрые и разумные - это фарисеи и религиозная верхушка, отказавшиеся принять волю Бога (ср. Ис 29.14 и 1Кор 1.19).