сайт "Христианское просвещение"

[стр. обновлена 14/7/22 10:15 ]

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Зомбирование

Конечно, свобода человека всегда ограничена слабостями человека, его зависимостью от материальных обстоятельств. Прозелитизм и пытается совсем задавить свободу материальными обстоятельствами. Но ничуть не лучше и панический страх прозелитизма, только он не материальные обстоятельства утяжеляет, а делает почти невесомой человеческую свободу, рисует ее чем-то совсем эфемерным и неразумным. С этой точки зрения, если по телевизору один проповедник выступает час, а другой полчаса, то человек неизбежно обратится в ту религию, которая проповедуется дольше, чей храм ближе. С этой точки зрения человек не в силах выдержать ни малейшего психологического давления, человека можно зомбировать (чего наука не подтверждает), более того — человека очень легко зомбировать. И вновь надо подчеркнуть, что эта вера объединяет верующих и неверующих. Ею вдохновлялась и классовая борьба: "передовые интеллигенты" боролись за освобождение рабочего класса, считая, что сами рабочие бороться не могут, ибо их охмурила буржуазия — через религию и социал-демократию. Вера в зомбирование вдохновляла всех антисемитов, от нацистов до нынешних борцов с "мировой закулисой", "новым мировым порядком", убежденных в том, что человечество пало жертвой манипуляций опытных кукловодов. Вдохновляла эта вера и антинацистов, которые объясняли гитлеризм и сталинизм исключительно тем, что человека легко одурманить и повести за собой.

Яков Кротов. ПРОЗЕЛИТИЗМ

 

Вера в зомбирование, сектантство порождает не только борьбу с сектами. Ею вдохновлялась и классовая борьба: “передовые интеллигенты” боролись за освобождение рабочего класса, считая, что сами рабочие бороться не могут, ибо их охмурила буржуазия — через религию. Вера в зомбирование вдохновляла всех антисемитов, от нацистов до нынешних борцов с “мировой закулисой”, “новым мировым порядком”, убежденных в том, что человечество пало жертвой манипуляций опытных кукловодов. Проявляется она и в феноменах поменьше. В.Тучков, к примеру, критикуя шестидесятников, заявил, что они “сумели в свое время взрастить в своем поколении целые полчища искренних обитателей. И теперь это начало приносить реальные плоды. Часть поклонников встала у кормила государственной власти и готова носить на руках, кормить, поить” (Независимая газета, 17.1.96). Что значит “сумели”? Силком заставляли читать свои книги, смотреть свои фильмы? Рязанов вставлял в свои фильмы какие-то дополнительные кадры, совершенно посторонние, влиявшие на подсознание зрителей, так что фильмы им нравились? Но, конечно, более всего распространена чисто бытовая вера в зомбирование (и она же приносит более всего вреда), который мать убеждена, что сын сделался уголовником “под влиянием”, муж — что его “совратила” любовница, подчиненные — что их “охмурило” начальство.

Яков Кротов. РЕЛИГИОЗНАЯ НЕТЕРПИМОСТЬ

 

По моему опыту, суеверны многие люди со вполне свободной волей. Более того, мне кажется, что воля человека по определению свободна и ничто этой свободы лишить человека не может. Он может ее отдать, но это другой вопрос. Будучи знаком с практикой и теорией многих движений, которые обычно причисляют к "тоталитарным сектам" (АУМ Синрике, Богородичники, мунисты, Семья, сайентологи), я свидетельствую, что там процент людей, отказавшихся от своей воли, не выше, чем в христианских общинах любых деноминаций. Психиатрия пока еще (за исключением совковых репрессивных "врачей") не подтвердила возможность "зомбирования" человека и довольно жестко настаивает на невозможности внушением изменить волю человека в действительно принципиальных для него вопросах. Все эксперименты по "промывке мозгов" кончались крахом, иначе бы давно уже в мире остались только те, кто баловался такой промывкой.

Яков Кротов. Публичная переписка в интернет-конференции ФИДО

 

Разум без веры не может отличить истинного Бога от ложного, и если наш мир, наша страна сегодня в целом остерегаются веры, то они лишены и возможности, и права отличать истинно верующих от "сектантов". Парадоксально, но сегодня в России одни и те же люди, депутаты Государственной Думы, выступают за ограничение свободы совести и проти возвращения христианским конфессиям их собственности, за свободу абортов. Не благочестие, а страх побуждает их к "охоте на ведьм". И это вовсе не страх и трепет перед Богом, но страх, когда людей боятся больше, чем Бога. Не случайно в качестве признаков "нехороших" религий выдвигают "деструктивность", "тоталитарность", "дисциплинированное послушание иерархии", "охоту за молодежью". Плоха вера, которая разрушает семью — но при этом умалчивают о том, что и Христос не для укрепления семьи пришел в мир. Плох "тоталитаризм"? Но ведь и христианство "тоталитарно", оно претендует на спасение всего человека, на преображение всех сторон жизни, и для этого в Церкви есть и дисциплина (в монастырях — безоговорочная), и иерархия, поэтому и религиозное воспитание истинная Церковь предпочитает начинать "с младых ногтей". Всякая религия стремится и к "изменению сознания" своих последователей, всякая использует для этого то, что ныне принято называть "зомбированием", "психогипнозом": проповеди, медитации, непрерывную молитву, чтение Писания. Другое дело, что у одних непрерывная молитва — Иисусова, а у других — "харе Кришна"... Но если человек не верует в Иисуса, разницы он не понимает.

Среди внешних признаков "сектантства" выдвигаются и такие, которые, конечно, не присущи Церкви по ее сути, но, увы, часто встречаются у церковных людей на практике. Например, некритическое отношение к руководителям, слепое восхищение всеми их словами, "культ личности"... Забота исключительно о процветании "своей" общины, конфессии за счет разорения окружающих или равнодушия к их бедам... Стремление заработать деньги на религии... Отказ от рационального мышления... Создание психологической зависимости не от Бога, а от религиозного лидера... Изоляционизм и триумфализм... Спекуляция на чувстве вины... Готовность для приготовления к концу света бросить все "мирские" дела... Готовность оправдать целью дурные средства... Нетерпимость... Всё это те самые "отдельные недостатки" верующих, которые часто являются для окружающих нас людей главным препятствием на их пути ко Христу, соблазняют малых — да и великих мира сего (достаточно вспомнить того же Толстого).

Есть, пожалуй, один признак "сектантства", который особенно возмущает неверующих и которого особенно не хватает верующим: спокойствие, отрешенность. Один профессор (из тех, которые при коммунистах сажали христиан в психиатрические больницы с диагнозом "вялотекущая шизофрения") писал, что "сектанты" обращаются к таким методикам изменения сознания, которые дают "чувство облегчения, успокоения в этом мире и сейчас". Может быть, главное, что открывается тому, кто отказывается от попыток упорядочить насильно чужую совесть, — это спокойствие, умиротворяющее. Пусть Господь судит Своих рабов. Пусть государственная власть наказывает тех, кто под видом религии занимается коммерцией, растлевает малолетних, — для этого не нужно каких-то особых законов, для этого есть статьи действующего Уголовного Кодекса. Христиане же призваны противостоять заблуждению, насилии и лжи прежде всего "постом и молитвой". Апостол Петр сказал, что мы должны заграждать "уста невежеству безумных людей" (1Петр 2, 16), но делать это не засовывая в эти уста кляп, а, по словам апостола, "делая добро", "как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии".

Яков Кротов. ЦЕРКОВЬ И НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

 

Страх "толпы", "массы" возник в начале ХХ столетия, то есть, именно тогда, когда толпа, масса окончательно исчезла, когда индивидуализация личности распространилась на большинство. Стал говорить сам и действовать сам человек, в течение тысячи лет бывший послушным предметом манипуляций со стороны князей светских и церковных, безгласный – от его имени говорили богословы, светские интеллектуалы. Это и вызвало испуг – сперва у романтиков, потом у совершенно неромантичных авторов. В конце ХХ столетия инвективы в адрес "толпы", "стада" соединились с обличениями "атомизации", "индивидуализации": мол, без мудрого руководства со стороны "экспертов" индивидуальность подпадает под власть пошлости, масс-медиа и так далее. Цена этим обличениям была бы выше, если бы сами обличители не практиковали ранее то самое зомбирование, в котором теперь упрекают "массовую культуру", и не отрицают внушения вообще, а лишь спорят о том, кому должно принадлежать право "внушать".

Яков Кротов. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, НАЧИНАЯ С ИИСУСА ХРИСТА

 

Я позволю себе справку, потому что с точки зрения современной психологии, любых течений (в ней много направлений), но они одинаково отрицают возможность зомбирования человека какими-либо психотропными средствами. И говорят, что да, задурить человека можно, но а – это ненадолго, б – в этом состоянии он никого не убьет, с – это очень разрушительно отразится на нём. Поэтому мечты военных о таких загипнотизированных солдатах, которые идут на любую амбразуру, к счастью, остаются пока только мечтами. Другое дело, что грех, силы зла могут такое сделать с человеком безо всякого психотропного оружия, что он пойдет и на массовое убийство, и на преступление, и на грех. И бояться нужно, как говорит нам Священное Писание, именно греха, а не каких-то психотропных средств.

Яков Кротов. C христианской точки зрения: МИТРОПОЛИТ РАФАИЛ ПРОКОПЬЕВ

 

И, наконец, откровенная проповедь зомбирования – под видом "смирения" – со стороны самого о. Владимира Воробьева. Необходимо послушание, "которое практикуется в монашестве или вообще в духовной жизни" (то есть, и у мирян!) - "полное послушание, означающее отречение от своей воли". "Послушание – это великий и очень трудный подвиг ... Людей, которые избираю подвиг отречения от своей воли, очень мало, так же как очень мало настоящих аскетов или настоящих богомольцев. ... с точки зрения свободы человека никто не обязан этого делать. ... Конечно, хорошо, если бы все шли подвигом послушания" (<ж-л "Нескучный сад", №3, 2002 г.>, с. 35).

Какое стройное мировоззрение: "Дети обязаны послушанием своим родителям, жены обязаны послушанием своим мужьям, священники должны слушатья епископов, духовные чада дожны слушаться своих духовников" (35). "Папа подчиняется начальнику, все слушаются батюшку, младшие священники слушаются настоятеля, настоятель слушается епископа и так далее. И так вот вся жизнь заключена в послушание" (37).

Жизнь, которая заключена в такое "послушание", есть уже заключение. Кстати, нет "младших священников". Все священники уравнены благодатью Духа. На чём и стебался подосланный к Кочеткову иереос – мол, послушание уставу выше послушания настоятелю.

Правда, всему этому грош цена – как и положено "сектантам", Воробьев вводит маленькую оговорочку, отрезающую его паству от Церкви: "Но всегда при этом имеется в виду, что те, кого нужно слушаться, они, так сказать, хорошо себя ведут. ... если, предположим, епископ втайне отрекся от веры, значит, его слушаться будет гибельно" (С. 36). Ну, а уж кто будет судить, отрекся епископ или нет? Да вот батюшка и рассудит.

И вот это зомбирование Воробьев основывает на призыве Спасителя "отвергнуться себя". Как будто "отвергнуться себя" непременно означает "привергнуться к другому человеку". Он отождествляет самопожертвование с самопорабощением. Извинить его может лишь то, что не он первый, не он самый властный из проповедников этой экстравагантности, да и последний – не он.

Яков Кротов. ВОЕННЫЕ ЛЮДИ / ПОСРЕДНИКИ ВОЙНЫ ИЛИ НАРУЧНИКИ / СВЯЩ. ВЛАДИМИР ВОРОБЬЕВ

 

 

В воскресном выпуске "МК" (28.11.1999) Юрий Ряжский хвалит Рахмонова и обвиняет ТВ в зомбировании, цитируя заключение башкирских психиатров (впрочем, среди экспертов и кандидаты физико-математических наук): мол, под воздействием передач "волновые колебания излучений головного мозга изменялись на альфа-ритм (8-13 гц). Это состояние организма соответствует режиму восприятия гипнотического внушения". И сокрушается, что "в стране нет закона, запрещающего скрытую манипуляцию сознанием человека". "Единственный способ избежать давления — просто выключить телевизор. Что, по сути, в Башкирии и сделали, в республиканском масштабе. Так, может, они абсолютно правы?" И вновь: так отработанную на религиозной почве методику запугивания переносят на почву политическую — и создают оправдания для любой цензуры в будущем. Как же — защищать надо мозги населения!

Яков Кротов. Дневник литератора

 

Галина и Виктор Мейтарова подали в Страсбургский суд иск к руководству РПЦ, обвиняя свящ. Покровской церкви из с. Становой Колодезь Вл. Гусева в зомбировании их дочерей, которые бежали из дому 5.7.2000 г. и укрылись в Барятинском монастыре. Гусев специализируется на экзорцизме (Известия, 19.4.3, Серг. Ждакаев. Бесовщина). Психиатр Александра Помогайлова из Пятигорска утверждает, что девушки Олеся и Анджела подверлись психологическому насилию "религиозной группы радикального толка".

Яков Кротов. Заметки к истории Церкви: 61 поколение

 

тема
в Библии
в "Мыслях о вере и Церкви"
в библиотеке сайта
на www.krotov.info
в интернете
см. также:   главка "Реклама и зависимое поведение" в кн. иг. Евмения ЛУЧ НАДЕЖДЫ В НАРКОТИЧЕСКОМ МИРЕ 
      
      
      
      
      
      
      
      

 

на первую страницу сайта

 

*на первую страницу*

  Каталог Христианских Ресурсов «Светильник» ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU