=В.Н.Кузнецова. Комментарий к Евангелию от Матфея. =

[ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ ЗАБОТЫ]

Мф.6:25-27#

[5:2 Иисус начал их учить. Он сказал:]
<....>
25 Вот почему Я говорю вам:
не беспокойтесь о том,
что для жизни нужны вам еда и питье,
а для т`ела одежда.
Ведь жизнь важнее еды,
а тело важнее одежды.
26 Взгляните на птиц:
не сеют они и не жнут,
не ссыпают зерно в закрома,
но их кормит ваш Небесный Отец.
А разве вы не намного дороже, чем птицы?
27 Кто из вас, как бы он ни старался,
может продлить свою жизнь хоть на час?

Ст. 25 — Большинство людей тут же скажет или подумает: “А как тогда жить на земле, если не зарабатывать эту самую мамону?” <См. 6:24, где "деньги"="мамона".> Иисус дает ответ, который неоднократно звучал в Священном Писании: «Бог позаботится». У евреев, например, существовал субботний год, когда поля не обрабатывались, но никто в этот год не голодал. Ср. также 1 Петр 5.7; Евр 13.5. Иисус не призывает к пассивности, к отказу от любой человеческой деятельности на земле. Было бы ошибкой видеть противоречие между призывом Иисуса отказаться от забот и словами апостола Павла «Кто не хочет работать, тот пускай и не ест» (2 Фес 3.10). Иисус призывает не погружаться в эти заботы, не превращать их в озабоченность, когда человек уже перестает полагаться на Бога, а полагается лишь на свои собственные силы, на свое имущество. И тогда вольно или невольно происходит подмена: на место Бога ставятся идолы в виде имущества, денег, карьеры, успеха. Человеку кажется, что после того как он обеспечит себе беззаботное существование, он еще успеет обратиться к Богу. Но, как говорил мудрый еврейский учитель Гиллель, «чем больше имущества, тем больше забот». На долю же Бога остаются дел`а праведности, о которых говорилось выше. Вместо нового рождения — старые религиозные обряды, у каждого народа и религии — свои. Человек должен быть активным, действенным, но его дела должны быть для Бога, он должен перестать быть сосредоточенным на своем биологическом существовании.

Слово «поэтому», вероятно, относится ко всему предыдущему отрывку. Для жизни нужны вам еда и питье — в греческом оригинале: «для души». В Библии «душа» значит «дыхание жизни», то есть сама жизнь. Жизнь важнее еды, а тело важнее одежды. Здесь применен традиционный принцип аргументации «от малого к большому». Человек должен поменять свои приоритеты: жизнь важнее еды, тело важнее одежды. Если Бог дал человеку великое сокровище жизни, неужели Он откажет ему в меньшем — в том, что поддерживает эту жизнь? Если Он дал ему тело, без которого не мыслится жизнь, неужели Он не позаботится о том, что нужно для тела? См. также 1 Тим 6.8.

Ст. 26 — Сначала идет ответ на предполагаемый вопрос: «Что нам есть?» Священное Писание уже отвечало на него так же: см. Пс 104(10З).10-30 и 147(14б).8-9. В еврейской литературе традиционно указывали на птиц и рыб. Птицы не сеют и не жнут, их кормит Небесный Отец, который сотворил всё живое и по-отечески заботится о Своем творении. Но Его главное творение — человек, он дороже птиц, потому что создан по образу и подобию Бога.

Ст. 27 — Здесь приводится пример тщетности всех стараний человека, который не может продлить свою жизнь даже на короткое время сверх того, что ему положено Богом. Может продлить свою жизнь хоть на час — возможен другой перевод: «может увеличить свой рост хоть на полметра». Дело в том, что греческое слово «хелик`ия» значит и «возраст», и «рост», являющийся показателем возраста. Хоть на час — слово «п`ехус» («локоть», старинная мера длины) может означать и короткий промежуток времени.

[ В. Н. Кузнецова  
Евангелие от Матфея. Комментарий  
М.: Общедоступный правосл. ун-т, основанный прот. Александром Менем, 2002;  
стр. 155-7
]
Продолжение — комм. к ст. 28-34 — см. в вып. рассылки "Мысли о вере и Церкви" № 254 (в сокращении).

 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»