Ст. 23 - Уже в ст.
14 говорилось об отказе принять Весть, но здесь речь идет об открытой
вражде и гонениях. Поэтому Иисус велит ученикам не подвергать свою
жизнь опасности, но в случае нужды бежать из города, где их гонят, в
другой, где они могли бы найти убежище. Предсказание о скором приходе
Сына человеческого должно было вселить мужество в сердца гонимых: их страданиям
скоро придет конец. Но всё же эта вторая половина стиха представляет
огромную трудность для толкования (та же проблема с Мф 16.28; Мк 9.1;
13.30). Ведь пророчество не сбылось, и это смущало и продолжает
смущать многих.
Речение начинается с торжественного уверения Иисуса
в том, что слова, которые Он сейчас произнесет, чрезвычайно важны: Верно
вам говорю (дословно: «Аминь ведь говорю вам»). В том виде, как
стоит этот стих, можно понять, что Иисус ожидал конца мира и
прихода Сына человеческого в славе для Суда над человечеством в очень
скором времени - еще до того, как ученики, спасая свою жизнь, исчерпают
все возможности, или до того, как они завершат свою миссию, то есть
возвестят Весть во всех городах Израиля. В таком случае логично предположить,
что Иисус не ожидал их возвращения после миссии в этом веке, их встреча
должна произойти уже в мессианском Веке. Именно так видел ситуацию
знаменитый немецкий богослов Альберт Швейцер. Он был уверен, что Иисус,
увидев вернувшихся учеников, убедился в необходимости Своей смерти,
которая бы ускорила наступление Царства Своего Отца Эти взгляды давно
и справедливо отвергнуты большинством библеистов. Во-первых, почти
все убеждены в том, что в устной традиции это речение существовало
в изолированном виде и не было связано с контекстом миссионерской
речи, куда его, вероятно, поместил сам Матфей. Это подтверждается, во-первых,
тем, что его нет у Луки, зато похожие по смыслу речения есть у
всех синоптиков (например, у самого Матфея - 24.34 и 16.28)
в эсхатологической речи, когда Иисус дает наставления ученикам
на период, когда они останутся одни, без Него. Во-вторых, такого яростного
сопротивления и ненависти еще не было во времена земной жизни Иисуса,
здесь находит отражение более поздняя историческая ситуация. Следовательно,
приход Сына человеческого не связан напрямую с миссионерской
деятельностью учеников во времена Иисуса.
Но ученые не пришли к согласию относительно того, какой
смысл вкладывался евангелистом в слова о приходе Сына человеческого.
Те, кто не допускает мысли о том, что пророческие слова Иисуса могут
не осуществиться, пытаются понять это словосочетание как указание на
а) суд над Израилем, отвергнувшим Мессию (разрушение Храма
и Иерусалима); б) воскресение; в) дарование Святого Духа в
Пятидесятницу; г) успешное распространение христианской Вести среди
язычников и рост Церкви; д) встречу Иисуса с учениками еще до Пасхи
(так толковал этот стих Иоанн Златоуст).
И всё же большинство предпочитает отождествлять приход
Сына человеческого с наступлением Царства Бога во всей полноте, когда
будет воскресение мертвых и всеобщий Суд (см. 13.41; 16.27; 24.27-44;
25.31). С одной стороны, миссия в Израиле христианской Церковью до сих
пор не завершена, а во-вторых, Иисус во время Своего земного служения,
будучи истинным Человеком, не мог обладать полнотой знания. См. также
коммент. на 16.28.