=В.Н.Кузнецова. Комментарий к Евангелию от Матфея. =

[ГРЯДУЩИЕ ГОНЕНИЯ]

Мф.10:23#


[(5) Вот этих двенадцать послал Иисус, дав им такое наставление:]
<.....>
23 Когда будут преследовать вас в этом городе, бегите в другой. Говорю вам: не успеете обойти все города в Израиле, как придет уже Сын человеческий.

Ст. 23 - Уже в ст. 14 говорилось об отказе принять Весть, но здесь речь идет об открытой вражде и гонениях. Поэтому Иисус велит ученикам не подвергать свою жизнь опасности, но в случае нужды бежать из города, где их гонят, в другой, где они могли бы найти убежище. Предсказание о скором приходе Сына человеческого должно было вселить мужество в сердца гонимых: их страданиям скоро придет конец. Но всё же эта вторая половина стиха представляет огромную трудность для толкования (та же проблема с Мф 16.28; Мк 9.1; 13.30). Ведь пророчество не сбылось, и это смущало и продолжает смущать многих.

Речение начинается с торжественного уверения Иисуса в том, что слова, которые Он сейчас произнесет, чрезвычайно важны: Верно вам говорю (дословно: «Аминь ведь говорю вам»). В том виде, как стоит этот стих, можно понять, что Иисус ожидал конца мира и прихода Сына человеческого в славе для Суда над человечеством в очень скором времени - еще до того, как ученики, спасая свою жизнь, исчерпают все возможности, или до того, как они завершат свою миссию, то есть возвестят Весть во всех городах Израиля. В таком случае логично предположить, что Иисус не ожидал их возвращения после миссии в этом веке, их встреча должна произойти уже в мессианском Веке. Именно так видел ситуацию знаменитый немецкий богослов Альберт Швейцер. Он был уверен, что Иисус, увидев вернувшихся учеников, убедился в необходимости Своей смерти, которая бы ускорила наступление Царства Своего Отца Эти взгляды давно и справедливо отвергнуты большинством библеистов. Во-первых, почти все убеждены в том, что в устной традиции это речение существовало в изолированном виде и не было связано с контекстом миссионерской речи, куда его, вероятно, поместил сам Матфей. Это подтверждается, во-первых, тем, что его нет у Луки, зато похожие по смыслу речения есть у всех синоптиков (например, у самого Матфея - 24.34 и 16.28) в эсхатологической речи, когда Иисус дает наставления ученикам на период, когда они останутся одни, без Него. Во-вторых, такого яростного сопротивления и ненависти еще не было во времена земной жизни Иисуса, здесь находит отражение более поздняя историческая ситуация. Следовательно, приход Сына человеческого не связан напрямую с миссионерской деятельностью учеников во времена Иисуса.

Но ученые не пришли к согласию относительно того, какой смысл вкладывался евангелистом в слова о приходе Сына человеческого. Те, кто не допускает мысли о том, что пророческие слова Иисуса могут не осуществиться, пытаются понять это словосочетание как указание на а) суд над Израилем, отвергнувшим Мессию (разрушение Храма и Иерусалима); б) воскресение; в) дарование Святого Духа в Пятидесятницу; г) успешное распространение христианской Вести среди язычников и рост Церкви; д) встречу Иисуса с учениками еще до Пасхи (так толковал этот стих Иоанн Златоуст).

И всё же большинство предпочитает отождествлять приход Сына человеческого с наступлением Царства Бога во всей полноте, когда будет воскресение мертвых и всеобщий Суд (см. 13.41; 16.27; 24.27-44; 25.31). С одной стороны, миссия в Израиле христианской Церковью до сих пор не завершена, а во-вторых, Иисус во время Своего земного служения, будучи истинным Человеком, не мог обладать полнотой знания. См. также коммент. на 16.28.

[ В. Н. Кузнецова.  Евангелие от Матфея. Комментарий.  
М.: Общедоступный правосл. ун-т, основанный прот. Александром Менем, 2002;  
стр. 220-2
]
 

 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»