=В.Н.Кузнецова. Комментарий к Евангелию от Матфея. =

[ИИСУС И ИОАНН]

Мф.11:16-19#

[7 ... Иисус стал говорить народу об Иоанне:]
<...>
16С кем сравнить Мне людей нашего времени?
   Они похожи на детей, которые сидят на площади
      и одни кричат другим:
17 «Мы хотели играть с вами в свадьбу,
   а вы не плясали».
— «А мы хотели играть в похороны,
   а вы не плакали».

18 Пришел Иоанн, не ест и не пьет вина. И они говорят: «В нём бес!» (19)  Пришел Сын человеческий, ест и пьет. И они говорят: «Смотрите, вот обжора и пьяница, приятель сборщиков податей и прочих грешников!» Но Божья мудрость своими делами оправдана.

Ст. 16-17Люди нашего времени (дословно: «это поколение») — это не только современники Иисуса. В Библии эти слова всегда имеют отрицательное значение: так назывались люди, жившие накануне Потопа (Быт 7.1), и те, кто сорок лет блуждали в пустыне (Втор 32.5,20; Пс 95(94).10-11; см. также Мк 8.12; 9.19). Это люди, не имеющие веры.

Далее Иисус пересказывает живую уличную сценку: одна группа детей зовет другую играть, но те отказываются. Сначала им предлагали игру в свадьбу: девочки играли на свирели веселые мелодии, но мальчики не захотели плясать свадебные танцы (в те времена такие танцы исполняли мужчины). Тогда стали звать играть в похороны: мальчики горько причитали, но девочки не плакали (дословно: «не били себя в грудь», оплакивание умерших было женским делом). Дети сидят, они равнодушны и предпочитают быть пассивными зрителями и не хотят играть ни в какие игры — ни в веселые, ни в печальные.

Короткая притча о детях, играющих на рыночной площади, горька и иронична. Люди легкомысленны, переменчивы и упрямы в своем легкомыслии, они не хотят понять серьезности своей ситуации, не стремятся что-то срочно изменить в своей судьбе. Они враждебны ко всем, кто послан им помочь, находя в каждом посланце Бога какие-то изъяны. Поэтому они похожи не на зрелых, разумных людей, а на ссорящихся детей.

Ст. 18 — Иисус делает из этой забавной истории притчу, прилагая ее к себе и к Иоанну Крестителю. Бог послал людям Своих вестников, но их не приняли. Иоанна не приняли за его аскетизм: он назирит, не пьет вина, часто постится, ест только саранчу и дикий мед. Видя это, люди называют его сумасшедшим, потому что им хочется веселья. В нём бес — тогда причиной душевных болезней считалась одержимость злым духом.

Ст. 19 — Но вот пришел Иисус, Он ест и пьет, ходит на пиры и званые обеды, не требует изнурительных постов, общается с грешниками. Но люди снова недовольны, потому что они хотят, чтобы Иисус призывал к отделению от грешников. Они называют Его обжорой и пьяницей, приятелем всякого сброда! Сборщики податей и прочие грешники — см. коммент. на 9.10. Иоанн был пророком Божьего суда и гнева, Иисус возвещает радость Царства и прощение грешников. Люди недовольны ни тем, ни другим, они играют в свои детские игры с Божьими вестниками перед лицом катастрофы*.

Но такие игры с Богом не пройдут. Божья мудрость своими делами оправдана. Дела Мудрости — это дела Помазанника (см. 11.2). Таким образом, евангелист здесь, вероятно, отождествляет Иисуса с Мудростью Божьей (см. 23.34; Лк 11.49; 1 Кор 1.24,30, а также коммент. на ст. 25-30). Даже если Иисуса отвергают, Его дела явятся свидетелями Его правоты. Ср. Ин 5.36: «Те дела, что дал Мне делать Отец, сами эти дела, которые Я совершаю - вот свидетельство того, что Меня послал Отец!»

В параллельном тексте Луки, как и в некоторых рукописях Матфея, вместо слова «делами» сто`ит «детьми» (то есть Иисусом и Иоанном). Большинство ученых считают, что это ближе к оригиналу и что Матфей сознательно заменил слово, чтобы, во-первых, не уподоблять Иисуса Иоанну, а во-вторых, подчеркнуть, что Иисус — не посланец Мудрости, а сама Мудрость. Ср., например, Лк 11.49-51 и Мф 23.34-36. Мудрость (евр. хохм`а, греч. соф`ия; синод. «Премудрость») Божья — первоначально это одно из качеств, атрибутов Бога. В послепленный период она постепенно видится ипостасью Бога и воспринимается как некая почти что самостоятельная личность, как инструмент Божьего откровения, наставник всех благих вещей. Она была сотворена прежде всякого творения, через нее Бог сотворил мир. Она также понимается как Божий принцип, заложенный в тварный мир, который, однако, не может быть постижим никем, кроме Бога.

Мудрость ищет себе пристанище в мире, но, не найдя его и будучи отвергнута людьми, она вынуждена вернуться на небо. В более поздние времена этот миф изменился: она нашла себе место отдохновения в Израиле и постепенно была отождествлена с Законом. В Книге Премудрости Соломона она не только присутствует в творении, но и сама является творцом и матерью всех благ. Она восседает на престоле Божьем (9.4), являясь посредницей спасения. Она - первенец Божьего творения. См. Сир 24.3 и 10: «Я вышла из уст Всевышнего». «Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь вовеки». Особенно важные тексты о Мудрости — Сир 4, 6, 24 и 51, а также Иов 28.12-28 и Премудрость Соломона.

[ В. Н. Кузнецова  
Евангелие от Матфея. Комментарий  
М.: Общедоступный правосл. ун-т, основанный прот. Александром Менем, 2002;  
стр. 241-3
]

* J. Jeremias, Parables of Jesus, p. 162.

 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
http://www.avtokran-100.ru/ аренда 100 тонн автокрана.