=В.Н.Кузнецова. Комментарий к Евангелию от Матфея. =

[ИИСУС И ВЕЛЬЗЕВУЛ (Мф.12:22-37)]

Мф.12:30-32#

[25 Иисус, зная, о чём они думают, сказал им:]
30 Кто не со Мной, тот против Меня.
Кто не собирает со Мной, тот расточает.
31 И поэтому Я говорю вам:
все простятся людям грехи и кощунства,
но кощунство на Дух не простится.
32 Если кто скажет хулу на Сына человеческого,
будет прощен.
А кто скажет хулу на Дух Святой,
не будет прощен ни в этом мире, ни в будущем.

Ст. 30 – Рассказав эти притчи, Иисус обращается к иерусалимским посланцам с грозным предостережением. Не только фарисеи, но и те, кто следует за ними, отвергнув Иисуса, могут оказаться против Бога. Кто не со Мной, тот против Меня – в великой битве Божьего Посланца с Сатаной невозможно соблюсти нейтралитет. Утверждать, что Иисус действует силой Вельзевула, значит стать на сторону Вельзевула против Бога. Тот, кто не помогает Иисусу собирать силы в борьбе против зла, тот расточает, то есть рассеивает их. Фарисеи обладали огромным авторитетом среди народа, и их клеветнические утверждения играли зловещую роль, отрывая людей от Иисуса.

Иногда слова «Кто не со Мной, тот против Меня» противопоставляют речению у Марка «Кто не против нас, тот за нас». Но это противоречие чисто формальное: у Матфея речение стоит в совершенно другом контексте и слова эти обращены к врагам Иисуса, клеветавшим на Него. Речение Марка, наоборот, свидетельствует о росте симпатии к Иисусу даже среди тех, кто формально не следовал за Ним, и там сформулирован великий принцип христианской терпимости.

Ст. 31 – Все простятся людям грехи и кощунства – то, что глагол здесь стоит в страдательном залоге, говорит о том, что действующим лицом является Бог, а будущее время правильней всего понимать в модальном смысле: «Все грехи может Бог простить людям, даже кощунство». Лишь один грех непростителен – кощунство на Дух.

Ст. 32 – Здесь смысл предыдущего стиха еще раз уточняется и заостряется. Если раньше просто указывалось, что Бог простит любые грехи человека, то теперь утверждается, что даже грех против Сына человеческого будет прощен. В каком смысле употреблено здесь словосочетание «Сын человеческий»? Мы знаем, что оно может означать человека вообще. В таком случае перед нами типичный еврейский синонимический параллелизм и содержание предыдущего стиха повторено чуть другими словами: любой грех против человека и против Бога может быть прощен. Но подавляющее большинство экзегетов тем не менее считают, что Иисус, как Он обычно это делает, называет себя Сыном человеческим@ (). Даже клевета на Иисуса может быть прощена, потому что люди способны на такое и по глупости, и по неведению, и по наущению других.

Что же значит хула на Дух Святой? Ответ виден из контекста. Этот грех совершают те, кто сознательно извращает истину, делает белое черным, те, кто клевещет на Бога, говоря, что добро творит не Бог, а Сатана. Фарисеи, многие из которых были к тому же учителями Закона, по роду своих занятий и по степени своей образованности должны были понимать это, они должны были первыми узнать в Иисусе Помазанника и Сына Божьего, но вместо этого они стали Его врагами и учат тому же других. Речь не идет о каких-то конкретных проступках, «как в раввинистической казуистике.., а о том, что непрощаемый грех – это грех против откровения. Не прощается только неприятие прощения (ср. Мф 11.20-24). Казуистика разбивается об Евангелие»*. Хула на Духа означает, что люди отвергли Божий замысел спасения и тем отвергли самого Бога.

Ни в этом мире, ни в будущем – еврейское слово «олам», переведенное на греческий как «айон» (традиционно произносится «эон»), означает и временное («век»), и пространственное («мир») измерение вселенной. Согласно традиционным еврейским представлениям, вся история человечества делилась на два века, или мира: «олам-хазэ» («нынешний век») и «олам-хаба» («грядущий век»). Но в данном контексте это означает «никогда» (ср. Мк 3.29). Это способ сказать, что нет ничего, что было бы страшнее этого греха. Среди еврейских ученых того времени существовало убеждение, что есть непростительные грехи, как, например, идолопоклонство, нецеломудрие и кровопролитие. Потом эти идеи перешли в христианство и воплотились в представлении о семи смертных грехах. Позже это также привело некоторых христианских богословов к идее, что некоторые грехи могут быть прощены и после смерти человека, так что ст. 32 послужил одним из оснований для доктрины чистилища.

Произвольные толкования этих стихов причинили множество бед в истории Церкви. Часто грех против Святого Духа отождествляли с отпадением после крещения, с осуждением пророков и даже с неподчинением церковному руководству. Кроме того, всегда находился какой-нибудь доброхот, который сообщал своему ближнему, что тот согрешил против Духа Святого. Многие после этого кончали жизнь самоубийством или же начинали безудержно грешить, раз у них и так уже не осталось надежды на спасение. Но, во-первых, Судья – один Бог, а во-вторых, сам факт, что человек испытывает страх и сомнения, не согрешил ли он против Святого Духа, свидетельствует о том, что он не совершил такого греха. Иисус торжественно поклялся, что все грехи могут быть прощены. Иероним сказал так: «Христос клянется, мы должны верить клятве Христа». Нет такого греха, который не может быть прощен, если человек раскается. Вероятно, непростительный грех хулы, клеветы на Святого Духа способны совершить только религиозные наставники – те из них, кто настолько уверен в собственной праведности, что не видит своего греха, а наоборот, часто считает его своим достоинством. Это о них Господь сказал, что они и сами не входят, и других не впускают в Божье Царство (23.13;Лк 11.52).


* И. Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 172.

[ В. Н. Кузнецова  
Евангелие от Матфея. Комментарий  
М.: Общедоступный правосл. ун-т, основанный прот. Александром Менем, 2002;  
стр. 270-2
]

 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
https://promo-katalog.ru/product/shtender-reklamnyj-so-smennoj-informacziej/