=В.Н.Кузнецова. Комментарий к Евангелию от Матфея. =

[ЦЕЛЬ ПРИТЧ]

Мф.13:10-17#
(Мк 4.10-12; Лк 8:9-10)

10 Ученики, подойдя к Нему, спросили:
—  Почему Ты говоришь с ними иносказаниями?
11 —  Вам дано знать тайны Царства Небес, а им не дано,  —  ответил Он.
12 У кого есть, тому Бог даст еще,
    и будет у него избыток,
а у кого нет,
    у того и то, что есть, отнимет.

13  Я потому говорю с ними иносказаниями,
что они смотрят — и не видят, слушают — и не  слышат и не понимают.
(14) Так исполняется на них пророчество Исайи, гласящее:
«Ушами будете слушать — и не поймете,
    глазами смотреть — и не увидите.

15 Заплыло жиром сердце этого народа,
    туги они стали на ухо,
       и сомкнулись у них глаз`а.
А иначе глазами увидели бы,
    и ушами услышали бы,
       сердцем поняли бы.
И тогда ко Мне обратились бы
    и Я бы простил их».

16 Вашим глазам посчастливилось — они видят,
и ушам посчастливилось — они слышат.

17 Поверьте, много пророков и праведников хотели увидеть то, что видите вы, но не увидели и услышать то, что слышите вы, но не услышали.


11 1Кор 4.1; Еф 3.3-4; 6.19; Кол 2.2; 4.3   12 Мф 25.29; Мк 4.25; Лк 8.18; 19.26   14-15 Ис 6.9-10; Ин 12.40; Деян 28.26-27  16-17 Лк 10.23-24

Ст. 10 — Вероятно, события происходят не в присутствии толп`ы, ведь обычно Иисус дает толкования и пояснения только Своим ученикам, причем наедине с ними (см. Мк 4.10). Неизвестно, поняла ли притчу толпа, но ученики ее точно не поняли, потому что ниже, в ст. 18-23, Иисус будет им ее объяснять. Но они задают Ему о вопрос о том, почему Он учит притчами, то есть почему излагает Свое учение не прямо, а посредством иносказаний, загадочных высказываний. Чтобы понять притчу, нужно разгадать ее смысл, понять, для чего она рассказана, что требует определенных интеллектуальных и духовных усилий.

Ст. 11 — Но ответ Иисуса ученикам тоже загадочен. С одной стороны, ученикам дано знать тайны Царства Небес, то есть им дано самим Богом знать Божественный план спасения человечества через Его Сына. Тайна прежде всего заключается в том, что Бог действует не так, как это ожидалось, например, учителями Закона. Она также в том, что Царство присутствует среди людей и растет, несмотря на видимые неудачи. Итак, Божественные тайны не могут быть поняты, раскрыты усилиями человеческого разума, а даются лишь через откровение самого Бога. Но здесь нет и намека на эзотерический характер учения, ведь тайны раскрываются не через мистерии, не через особое знание и не для узкого кружка посвященных. Это великий дар Бога, а не человеческая заслуга Апостол Павел называет тайной самого Христа (Кол 2.2; ср. 4.3); он же несколько раз объясняет, как он понимает слов`а «тайна Бога», «тайна Христа» и даже «тайна Радостной Вести» (см. Рим 16.25-26; Кол 1.25-29; Еф 3.4-11).

Но группа тех, кто слышит и повинуется, противопоставлена другим, кто отказывается услышать Иисуса и понять тайны Царства. Им это не открыто и остается загадочным. У Марка они названы «посторонними», «находящимися снаружи».

Ст. 12 — Это речение, вероятно, является пословицей, изначальный смысл которой сводится к тому, что богатый богатеет, а бедный беднеет. Но потом оно стало пониматься в переносном смысле: например, в Талмуде есть похожие слова: по мнению смертного человека, в пустой сосуд можно что-то поместить, а в полный нельзя, но Святой Бог считает не так: только полный сосуд способен вместить, а пустой — нет. И еще один текст Талмуда гласит: «Бог кладет больше в полный сосуд, а не в пустой, потому что сказано: "Если ты будешь слушать (Исх 15.26)", что предполагает, что ты слушаешь, ты будешь продолжать слушать, а если нет, то не услышишь».

Ст. 13 — Люди, отказавшиеся принять Весть, потеряли и те способности, которыми обладали некогда. Поэтому слов`а Иисуса стали для них неразрешимыми загадками, иносказаниями, слишком сложными для понимания. Они слепы и глухи духовно, и виноват в этом не Бог, а они сами. Ср. Иер 5.21, 23: «Слушай, глупый народ, лишенный разума! Есть глаза у них, но не видят, уши есть, но не слышат!.. А народ сей — упрям и непокорен: отвернулись они, ушли прочь». Евангелист тем самым еще больше подчеркивает вину тех, кто не пожелал принять Божью Весть.

Ст. 14-15 — Далее следует цитата из пророка Исайи. Это очень важные слова, недаром их цитирует целый ряд новозаветных писателей, ведь они объясняют тайну отвержения Помазанника Своим народом (см. Мк 4.12; Лк 8.10; Деян 28.26-27; Ин 12.39-40). Как ни странно это звучит, такова была воля Бога (ср. 11.25-26 и комментарий), хотя это и не снимает вин`ы с тех, кто Его отверг. В этом и состоит великая тайна Божьего промысла, непостижимая для людей. Бог — великий Реалист, никогда не заблуждающийся относительно человека. В Своих планах и замыслах Он предусмотрел и человеческую слепоту, и человеческую порочность.

Иисус, возможно, тоже понимал видимые неудачи Своей проповеди как исполнение пророчеств Священного Писания. Действительно, на человеческом уровне почти невозможно понять, почему деятельность доброго и милосердного Учителя вызвала столь яростную злобу. Это можно было объяснить лишь волей Бога, ожесточившего сердца людей (ср. Исх 9.12; 14.4; Рим 9.17-18).

И всё же Матфей, который цитирует пророка по Септуагинте (греческому переводу), а не по еврейскому подлиннику, смягчает идею предопределения, делая основной акцент на человеческой вине. Кто же эти люди, восставшие против Бога? Хотя Иисуса отвергло большинство Израиля, вин`а прежде всего лежит на политической и религиозной верхушке, на лидерах народа.

Ст. 16-17 — В то время, как Марк постоянно подчеркивает промахи, слабость и непонимание учеников, тем самым включая их в число «посторонних», выводя из внутреннего круга (см. Мк 8.18), евангелист Матфей противопоставляет учеников Иисуса тем, кто слеп и глух. Глазам и ушам учеников посчастливилось: им дано увидеть то, что никому еще доводилось видеть. Поверьте — дословно: «Аминь ведь говорю»; эта формула призвана указать на чрезвычайную важность и истинность того, что сейчас будет сказано. Ученикам Иисуса дарована величайшая привилегия: их глазам Бог открыл эсхатологическую тайну пришествия Царства Бога в лице Своего Сына. То, о чём мечтали великие пророки и праведники древности, предстало перед ними наяву. Ср. Ин 8.56: «Авраам, ваш отец, ликовал, что день Мой увидит. Он увидел его — и был счастлив!»; см. также 1 Петр 1.10 и Евр 11.13.

[ В. Н. Кузнецова  
Евангелие от Матфея. Комментарий  
М.: Общедоступный правосл. ун-т, основанный прот. Александром Менем, 2002;  
стр. 283-7
]

 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»