=В.Н.Кузнецова. Комментарий к Евангелию от Матфея. =

[Мф.18.15-20# КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СОГРЕШИВШИМ БРАТОМ]

(Лк 17.3)

15  Если твой брат провинится перед тобой, ступай к нему и упрекни его с глазу на глаз. Если он тебя послушается, ты вернул себе брата. (16) А если не послушается, возьми с собой еще одного или двух человек, потому что «всякое дело должно разбираться при двух или трех свидетелях». (17) Если и их не послушается, скажи общине. Если и общины не послушается, пусть он будет для тебя все равно что язычник или сборщик податей.

18   Верно вам говорю: то, что вы запретите на земле, запретят на небе и то, что вы разрешите на земле, разрешат и на небе. (19) И снова повторяю: если двое из вас вместе попросят о чём-либо, Мой Небесный Отец даст им все, о чём они ни попросят, (20) потому что где хотя бы двое или трое соберутся ради Меня, там буду и Я.


15 Лев 19.17; Лк 17.3  16 Втор 19.15; Ин 8.17; 2 Кор 13.1; 1 Тим 5.19  18 Мф 16.19; Ин 20.23


Притча учила милосердию по отношению к заблудшим, и эта тема продолжается. В Талмуде сохранились слова, напоминающие эти наставления Иисуса, но там проявить инициативу примирения должен обидчик, а не обиженный. Ближе к христианским правила Кумрана.

Ст. 15 – Слово «брат» употреблено здесь в широком смысле, как «брат во Христе», то есть член христианской общины. Провинится перед тобой – дословно: «согрешит против тебя». «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха», – говорится в Лев 19.17. Итак, Писание учит, что открытый упрек полезнее и для обиженного, и для обидчика, чем затаенная ненависть. Ведь целью такого упрека было прекращение вражды и примирение. Предполагается, что сам обиженный уже простил обидчика и что цель его дальнейших действий – сделать так, чтобы на виновнике не оставалось греха и чтобы он раскаялся. Поэтому, если можно решить дело быстро и тайно, без свидетелей, без ненужной огласки, то нужно попытаться это сделать. Если брат послушается, то есть поймет, что он совершил грех, и раскается, это будет большая радость – как у пастуха, нашедшего потерянную овцу. Ведь тогда обиженный вернул (буквально: «приобрел») себе брата. Не восстановление попранной чести, не удовлетворение самолюбия, а любовь и спасение брата – вот главное приобретение.

Ст. 16 – Жизнь, к сожалению, показывает, что не всегда все происходит так, как должно. Обидчик может и не послушаться, то есть не признать своего греха. Тогда снова все делается по Писанию: помочь разобраться и установить истину должны два или три свидетеля (Втор 19.15). Дело все еще должно разбираться в узком кругу, в присутствии всего лишь нескольких человек. 

Ст. 17 – И только в случае особого упрямства нужно обратиться к суду всей церкви. В данном случае это местная община, а не вселенская церковь. Собрание всех ее членов должно разрешить распрю и вынести окончательное решение. И в том случае, если обидчик не подчинится церкви, он, вероятно, подвергнется изгнанию из общины. Пусть он будет для тебя все равно что язычник или сборщик податей – в данном контексте язычник означает человека, сознательно отвергающего Бога и поклоняющегося лжебогам, а сборщик податей символизирует грешника (см. коммент. на 5.46-47; 6.7). Причем надо помнить, что между такими текстами, как 8.11-13; 15.28; 21.31-32, в которых восхваляется великая вера язычников и изгоев общества, противопоставленная благочестию фарисеев и учителей Закона, и этими словами, нет противоречия, ведь они говорят о разных вещах.

Но перед нами отнюдь не бесстрастные, сухие указания, как должна проводиться процедура отлучения грешника. Суровая мера продиктована любовью, чтобы изгнание принесло плоды раскаяния и исправления. «Не считай его, говорит Августин, в числе твоих братьев; но ты не должен небрежно относиться к его спасению, ибо хотя мы и не включаем самих язычников в число братьев, но всегда заботимся об их спасении».{Толковая Библия, т. 3,  с. 297.}

Современных читателей иногда смущает кажущееся противоречие между требованиями безграничного прощения и церковным судом с его суровым наказанием. Об этой проблеме часто говорит апостол Павел, понимающий, что отсутствие дисциплины иногда приводит христиан к распущенности и забвению всяких нравственных требований. «Немного нужно закваски, что вскисло все тесто», – эта поговорка цитируется им дважды (Гал 5.9; 1Кор 5.6; см. также 2Фес 3.14; 1Кор 4.18-21; 5.2-5, 9-13). Иногда приходится оградить остальных от тлетворного влияния распущенного человека, не признающего никаких норм нравственности и общежития. Писание неоднократно говорит о наказании, которому подвергает Бог грешников, как об исправительной мере, продиктованной любовью (Прем 3.4-5; 1Кор 11.32; Евр 12.5-11). Грех должен быть исцелен, а не оставлен без внимания. Мы видим, как серьезно древняя община относилась ко всему тому, что не соответствовало духу Евангелия. Здесь нет стремления к перфекционизму, к чистоте, когда «выкорчевывание сорняков» приводит в конечном итоге к тому, что любовь превращается в ненависть, но нет и равнодушия к греху, нет привычки к нему. А в наши времена христиане объявляют себя грешниками с привычной ленцой, а то и с некоторым удовлетворением в голосе: «Все мы грешники… Кто не согрешит, не покается, кто не покается, не спасется». Это свидетельство очень серьезной болезни.

Ст. 18Верно (буквально: «аминь») вам говорю – Иисус торжественно подтверждает, что решение общины имеет абсолютный вес. Эти слова почти дословно повторяют обещание, данное Петру в 16.19 (см. комментарий). Но еще более созвучны они словам Ин 20.23: «Кому вы простите грехи, тому они простятся, а на ком оставите, на тех останутся». Ведь здесь речь идет прежде всего о прощении и осуждении. Теперь эта власть и авторитет распространяются на всю общину, а не только на ее руководителей. «Власть “связывать и разрешать”, учить и наставлять имеет не только Петр или какой-нибудь еще носитель (носители) должностных полномочий; каждый член церкви уполномочен на это самим Иисусом (18.18-20). Петр выделен Матфеем не столько в качестве иерархической фигуры, сколько в качестве представителя круга учеников».{Дж. Данн, Единство и многообразие в Новом Завете, с. 156.}

Ст. 19Если двое из вас – кто эти двое? Одни понимают так, что это руководители общины или члены некоего церковного суда наподобие синедрионов при синагогах, выносивших решения об отлучении отступников. Некоторые комментаторы (их немного)  считают, что двое – это обидчик и обиженный. Скорее всего, имеется в виду вся церковь, какой бы малочисленной она ни была. В иудаизме для того, чтобы создать общину, нужно было десять человек. Иисус же отменяет всякие правила: молитва даже двух человек будет услышана Богом. Хотя решение общины будет подтверждено на небесах, то есть самим Богом, оно все равно не самочинное, потому что церковь должна просить Бога о том, чтобы Он помог найти ей верное решение. «Сила учеников и вообще всех верующих основывается на внутреннем духовном единении между членами ее и с Богом».{Толковая Библия, т. 3, с. 297.}

Ст. 20 – Ср. слова из Пирке Авот 3.3: «Когда двое сидят и есть между ними слова Торы, то Шехина [то есть Божья Слава] пребывает с ними». Иисус заменил собой Закон. Он обещает Своим последователям, что Он всегда будет с ними. Именно Его присутствие, а не количество членов общины, или авторитет иерархии, или видимое преуспеяние делает Церковь Церковью. «Здесь мы находим эсхатологическое исполнение всех надежд и желаний Ветхого Завета: присутствие Бога, который неизвестен, заменяется присутствием Человека, который известен, который может быть назван по имени, присутствием самого Иисуса Христа… Последний стих Евангелия обещает это присутствие Иисуса тем, кто хранит Его заповеди; здесь же Евангелие делает очевидным центральную роль молитвы для исполнения этих заповедей» {E.Schweizer, Good News according to Matthew, p. 375.}.

[ В. Н. Кузнецова  
Евангелие от Матфея. Комментарий  
М.: Общедоступный правосл. ун-т, основанный прот. Александром Менем, 2002;  
стр. 367-71
]

 


 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»