=В.Н.Кузнецова. Комментарий к Евангелию от Матфея. =

[19.1-12# ВОПРОС О РАЗВОДЕ]

(Мк 10.1-12; Лк 16.18)

1   Когда Иисус закончил Свою речь, Он ушел из Галилеи и направился в земли Иудеи за Иорданом. (2) Следом за Ним пошли толпы народу, и Он исцелил их.
3   К Нему пришли фарисеи и, желая испытать Его, спросили:

    — Может ли по Закону мужчина развестись с женой по любой причине?

4   — А разве вы не читали, что Творец в самом начале «создал мужчину и женщину? — ответил Иисус. (5) Поэтому оставит человек отца и мать и привяжется к жене, и станут двое одной плотью». (6) Итак, их уже не два человека, а одно существо. То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает.

7   — А как же тогда Моисей велел, «разводясь с женой, дать ей разводное свидетельство»?  — говорят они.

8   — Моисей позволил вам разводится с женами из-за вашей тупости и упрямства, — говорит Иисус. — А вначале было не так. (9) Я говорю вам: тот, кто разведется с женой по любой причине, кроме ее измены, и женится на другой, нарушит верность.

10  — Если мужчина должен так относится к женитьбе, тогда лучше не жениться! — говорят Ему ученики.
11  — Не все могут принять то, что Я сказал, а только те, кому это дано, - ответил Он. (12) —  Есть разные причины, по которым люди не могут жениться: одни такими родились, других, как, например, евнухов, такими сделали люди, а есть и такие, которые не женятся ради Царства Небес. Тот, кто может принять, пусть примет!

9 В некоторых позднейших рукописях стих завершается словами: «и женившийся на разведенной нарушает верность».   10 ученики – в некоторых рукописях: «Его ученики».


1  Мф 7.28; 11.1; 13.53; 26.1    3 Мф 16.1    4 Быт 1.27; 5.2    5 Быт 2.24; Еф 5.31; 1Кор 6.16    7 Втор 24.1; Мф 5.31    9  Мф 5.32; 1Кор 7.10-11   10  1Кор 7.1-2, 7-9    11 1Кор 7.7, 9, 17

Ст. 1-2 Когда Иисус закончил Свою речь – см. коммент. на 7.28. Проведя в Галилее какое-то время уединенно, наставляя учеников, Иисус снова возобновил Свое общественное служение. Он покинул Галилею, куда  больше уже не вернется, и отправился в земли Иудеи за Иорданом. Может возникнуть ощущение, что это одна область, в то время как земли за Иорданом, или Перея, находились под юрисдикцией Ирода Антипы, а Иудея была под властью римлян. Вероятно, это надо понимать так, что Иисус шел в Иудею через Заиорданье, то есть обычным путем паломников, не желавших идти более коротким путем через Самарию. Вполне возможно, что Иисус провел в Иудее и Заиорданье гораздо больше времени, чем нам кажется, когда мы читаем синоптиков. Согласно 4-му Евангелию, Иисус пробыл там почти полгода. За Иисусом снова идут толпы людей, и Он исцелил всех больных.

Ст. 3 И снова возникает спор между фарисеями и Иисусом. На этот раз они задают вопрос о том, разрешает ли Закон Моисея развестись с женой по любой причине. Евангелист подчеркивает, что этот вопрос не был продиктован искренним желанием узнать мнение уважаемого Учителя. Они хотят Его испытать. Не совсем понятно, в чём заключался злой умысел, так как Закон ясно и недвусмысленно разрешал развод, если муж найдет в жене «что-нибудь противное» (Втор 24.1). Среди богословов того времени были споры относительно причины, позволявшей людям разводиться. О разных точках зрения на развод см. коммент. на 5.31-32. Но, может быть, фарисеи знали, что у Иисуса совершенно особое отношение к разводу, идущее вразрез с нормой Закона. Например, в параллельном месте Марка отсутствуют слова «по любой причине». Большинство ученых считает, что Иисус не допускал никаких исключений в деле развода (см. 1Кор 7.10-11), а Матфей смягчил его абсолютные требования, тем самым сделав Его позицию не отличающейся от позиции Шаммая. Как пророка Осию Бог побуждает вернуться к грешной жене, так и христианин не должен находить никаких причин для прекращения брака, тем более что только что говорилось о бесконечном прощении. Но, возможно, в вопросе фарисеев присутствует политический мотив. Иоанн Креститель погиб из-за того, что осуждал новый брак Ирода Антипы. Не исключено, что фарисеи хотели спровоцировать Иисуса на ответ, который вызовет раздражение тетрарха.

Как брак, так и развод был чисто семейным делом. Разводиться мог только мужчина, он «отпускал» жену. Развод по инициативе женщины был крайне редок, и для этого нужны были особые причины, как, например, неисполнение мужем супружеских обязанностей в течение длительного времени. Есть свидетельства, говорящие о том, что отношение к разводам постепенно становилось всё более неодобрительным и количества разводов уменьшалось. В Писании только пророк Малахия ясно и недвусмысленно осуждает и, возможно, запрещает развод. Но кумраниты развод запрещали.

Ст. 4-6 Иисус отвечает на вопрос встречным вопросом. Вместо того, чтобы заниматься толкованием деталей Закона и ссылаться на разные мнения уважаемых учителей, Он возвращает слушателей к исконному замыслу Бога при сотворении мира и человечества. Бог создал мужчину и женщину, чтобы соединить их в одно существо. Такова Его цель. Супружескую пару соединил Бог, и поэтому человек не должен разъединять ее. Здесь под человеком имеется  в виду муж, так как ни по Закону Моисея, ни по римскому законодательству никакие внешние инстанции не вмешивались в дела семьи и брака.

Ст. 7 – Тогда фарисеи прямо указывают на то, что Закон устами Моисея позволил развод, обязывая мужчину давать жене разводное свидетельство, подтверждавшее, что она разведена, и позволявшее ей выйти второй раз замуж, что она не всегда могла сделать, если, например, была стара и бедна. Женщина оказывалась страдающей и практически бесправной стороной, хотя иногда по брачному договору она имела право получить от мужа часть имущества.

Ст. 8 – Но Закон имеет дело не с идеальным, а с ущербным миром, каким он стал после грехопадения. Закон приспособляется к такому миру, он не может требовать от человека исполнения «норм Рая», ведь вначале было не так. Поэтому он санкционирует «лучшее из зол». Итак, с точки зрения Иисуса, развод есть всегда грех и зло, несмотря на то, что Закон его допускает. Это Божья уступка человеческой тупости и упрямству, неспособности постичь Его волю, с целью не допустить худшей беды. Иисус – вестник Божьего Царства, то есть восстановленного Рая, того миропорядка, каким его задумал Бог. Можно назвать этот миропорядок новым творением.

Ст. 9 – Поэтому мужчина, разведшийся со своей женой и женившийся на другой, совершает по отношению к бывшей жене грех, запрещенный в Декалоге. Евреи считали, что совершить прелюбодеяние, то есть нарушить супружескую верность, может только жена. Муж совершает такой грех по отношению к другому мужчине, с женой которого он вступил в незаконную связь, но никогда не прелюбодействует по отношению к собственной жене. Следовательно, Иисус признает равенство мужчины и женщины в браке, что в те времена было неслыханным новшеством.

Ст. 10 Реакция учеников показывает, что эти слова Иисуса их сильно огорчили. Оказывается, женщина не вещь, принадлежащая мужу! Если брак налагает на мужчину такие требования, тогда лучше не жениться! Их позиция, вероятно, ближе к фарисейской. Поэтому этот отрывок представляет собой не только спор Иисуса с представителями религиозного официоза, но и продолжение трудного процесса перевоспитания учеников.

Ст. 11-12Не все могут принять то, что Я сказал (дословно «это слово») – есть разные точки зрения по поводу того, что значит «это слово». Относится ли оно к предыдущим высказываниям Иисуса, особенно в ст. 4 и 9, то есть к учению о разводе или к реплике учеников? Очень многие полагают, что под «этим словом» скорее всего имеется в виду то, что будет сказано ниже, то есть учение о безбрачии (ст. 12), тем более что этот отрывок завершается словами о принятии. Иисус говорит о трех видах евнухов: о людях, по природе не способных к сексуальным отношениям, то есть импотентов и людей с недоразвитыми половыми органами (в раввинистической литературе они назывались «евнухами солнца»). Других такими сделали люди (они назывались «евнухами человека»). В древности кастрация  была распространенным явлением, и некоторые из кастратов занимали на Востоке важные государственные посты. Второзаконие исключает таких людей из числа народа Божьего: «У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне» (23.1).

Третью группу Иисус называет кастратами в переносном смысле, хотя в истории языческих религий (позже и в христианстве) известно много случаев нанесения себе подобных увечий. Они не женятся не потому, что не могут, но потому что не хотят. Но единственной причиной, оправдывающей безбрачие, является то, что они пожертвовали браком ради чего-то гораздо более драгоценного – ради Царства Небес.

Вступление в брак и деторождение считались обязательными, в них видели исполнение заповеди, данной Богом: «Плодитесь и размножайтесь (Быт 1.22) и «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт 2.24). Неженатый человек не мог быть членом Синедриона. Но в это время появляются одиночки, которые не вступают в брак, потому что полностью посвящают себя Богу. Известно, что многие члены кумранского ордена были безбрачными. Насколько нам известно, не был женат и апостол Павел (Тертуллиан сказал о нём, что он «сделал себя евнухом»). В более поздней еврейской традиции были неженатые раввины, о которых говорилось, что они повенчаны с Торой (но во II веке был известен всего лишь один такой человек). Здесь отсутствует идея аскетизма, рассматривавшего сексуальные отношения как грех, а брак как уступку человеческой слабости. Кому это дано – дар безбрачия дается Богом, но не всем, а только немногим. О двух дарах Божьих – брака и безбрачия – говорит и Павел: «У каждого свой дар от Бога, у одного один, у другого другой» (1Кор 7.7; см. также <1-е Послание Климента Римского> 38).

По мнению многих, Иисус не превозносит безбрачие, но извиняет его, и Матфей приводит эти слова Иисуса для того, чтобы исправить положение в своей общине, склонявшейся к разрыву с женами по религиозным соображениям. Такой же была ситуация в Коринфе, а затем и в других церквах (1Кор 7; 1Тим 4.3; Тит 1.15). Первые христиане объявили еретиками маркионитов, энкратитов и других последователей жесткого аскетизма, но позже, начиная с «Пастыря» Гермы, в христианстве утверждается взгляд, что безбрачие выше брака и что девственников ждут более высокие почести в Царстве.

Здесь надо помнить также о том, что Иисус прежде всего защищал женщину, не позволял, чтобы ее выбросили за ненадобностью, как изношенную тряпку. Он защищает «униженных и оскорбленных», тех, кто был ничем в глазах общества, а это изгои, грешники, прокаженные, несведущие в Законе, а также женщины и дети.

В наше время, когда развод стал настолько частым явлением, что говорят уже об опасности уничтожения самого института семьи, многим слова Иисуса кажутся чересчур резкими. Многие церкви позволяют развод. Это значит, что мы снова оказались в той же ситуации, о которой  здесь говорит Евангелие.

[ В. Н. Кузнецова  
Евангелие от Матфея. Комментарий  
М.: Общедоступный правосл. ун-т, основанный прот. Александром Менем, 2002;  
стр. 376-82
]


 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»