Каковы признаки смирения, ощущаемые человеком в самом себе.1И о благодарении в искушениях. И как возможно для человека претерпевать их2без жалоб.
1. Постоянные выговоры <со стороны> совести есть признак
смирения. Отсутствие их в каком бы то ни было действии есть <признак> ожесточения
сердца: это указание на то, что человек привык оправдывать себя, обвиняя вместо
<себя> своего ближнего, или - хуже того - сам премудрый Промысл Божий. Человек
не может выйти из границ смирения, если он сначала не увидит себя невиновным,
обвинив вместо <себя> события и случаи, которые были промыслительно
<уготованы> для него Богом.
2. Ибо когда, строго следуя <голосу> совести, увидит он себя виновным в происшедшем,
тогда узнает он, что состояние его есть глубокая степень смирения. Это
явно из того, что он мирен и спокоен в неожиданностях, ибо остается он
невозмутимым. Вот тот покой смирения, который есть плод зрелости.3
Кто вошел в это <состояние>, у того во всяком искушении покой будет
больше, чем смущение.
3. Но пока не обрел человек истинного знания,4
не может он видеть в жезле Божием, причиняющем боль, нечто благое, и не перестает
он жаловаться на промышление Божие о нем, <проявляющееся> по-разному в том,
что различным образом промыслительно <уготовано> для него премудростью Божией
под видом неприятностей. Бывает, что ближний внезапно встречает <человека>
резким словом о чем-то неприятном; или что-либо из того, чем обладал человек,
оказывается повреждено, и от этого раздражается он и досадует; или болезнь
какая-либо приключится с ним, или недомогание, или что-нибудь другое, <связанное>
с телом; бывает, опять же, что демоны одолевают человека; бывает, что лишается
он собственности своей.5
<Человек> немощный не видит перст <Божий>, действующий через эти обстоятельства,
но негодует,6 досадует
и огорчается внешними событиями. О несмысленное дитя! Зачем обвиняешь ты человека,
или демона, или события, которые происходят рядом <с тобой>?7
Лучше взгляни на внутренние, более отдаленные и сокровенные причины этих
<событий>.8 Перестань
возмущаться действиями Божиими через людей, которые приводят их в исполнение,
а также внешней стороной9
событий; и обретешь ты в них познание истины, смирение и другие блага.
4. Ибо если будешь ты иногда исследовать события, причиняющие боль сокровенным
ранам, и входить внутрь себя и проверять то, что сокрыто в тебе, и будешь напоминать
себе, что Бог, Который внезапно посылает неприятность человеку, не является
злым, тогда быстро обретешь ты облегчение от искушений твоих и утешение
в досаде твоей, и достигнешь истинного знания благодаря тому возрастанию, которое
<происходит> в искушениях твоих.
5. Но если во время досадных обстоятельств ты смотришь только на их внешнюю
сторону и не смотришь на сокровенные язвы свои, которые являются действительной
причиной этих обстоятельств,10
и не исследуешь их, <тогда>, сколько бы ты ни возмущался, ты тем
самым только усугубишь несчастье свое и только увеличишь неприятности свои,
которые навлек на себя: из одной в другую будет бросать тебя, подобно тому,
как океанские волны встречаются одна с другой и накатываются одна на другую.