Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) Тема выпуска: | ||||||
В Никео-Константинопольском символе веры есть слова: "Верую ... в единую святую вселенскую апостольскую Церковь". Прежде всего, как следует понимать здесь слово "Церковь"? Слову "Церковь" в Новом Завете соответствует греч. слово "εκκλησία", которое означает "собрание призванных", от глагола "εκκαλέω" "вызывать", "призывать". Русское "церковь" (как и соответствующие слова в европейских языках) в массовом сознании часто воспринимаются скорее как обозначающие здание (храм), или же некую организацию. Но в Новом Завете и в христианских символах веры "церковь" это община или собрание христиан. Протестантский богослов Карл Барт писал: ° "Было бы огромным успехом, если бы ... слово 'община' заместило слово 'церковь'. Конечно, и в слове 'церковь' есть нечто хорошее и истинное, поскольку церковь означает Kyriake oikia[5], Дом Господа .... Но ekklesia точно означает общину, собрание, которое собирается по призыву вестника .... Община - это собрание тех, кто связан через Святой Дух с Иисусом Христом".[6] "Христианская община возникает и существует не по велению природы, не в силу исторического решения людей, а как божественный созыв, convocatio. Призванные деянием Святого Духа собираются по велению своего Царя".[7] + + ° Митрополит Антоний (Блум) отмечает: "... По слову апостола Павла, Церковь есть тело Христово.[8] ... Мы, <Церковь,> - тело Христово в самом реальном смысле, в смысле известного изречения: Церковь есть продолжение Воплощения. Каждый из нас, <христиан> - присутствие Христа в мире".[9] "Все определения <Церкви>, которые у нас есть в богословии, в опыте церковном, раскрывают перед нами тайну, но ее не только не исчерпывают, но даже не стремятся ее до конца выразить. Но вот что мы знаем определенно о Церкви: что это место, где Бог и человек встретились, где они заодно, где они составляют одну таинственную семью. И Церковь в этом смысле является одновременно и равно Божественным и человеческим обществом в двух планах: мы составляем Церковь - люди грешные, борющиеся, падающие, восстающие, немощные; но человечество в Церкви представлено также одним Человеком, Единственным, Кто в полном смысле человек - это Господь наш Иисус Христос. ... И таким образом, в Церкви человечество нам явлено и в немощи нашей, и в Его совершенстве и святости".[10] + + ° "Земная Церковь - это стремление претворить на земле жизнь в вере, любви и надежде. Отдельные люди могут верить, думать о Боге, любить Иисуса Христа, испытывать духовные озарения, но, оставаясь вне общения с соборным телом, т.е. Церковью, они лишены равновесия, трезвости, соборной мудрости. Церковь не партия, не учение, не организация, а жизнь в любви с Богом и людьми...",[11] в стремлении точно следовать полученному от Бога откровению. Христиане призваны к общению с Богом, к познанию Его; по словам Иисуса в этом и состоит вечная жизнь.[12] Инициатива здесь исходит от Самого Бога, иначе все наши старания были бы бесполезны. К. С. Льюис отмечает, что "единственный подходящий инструмент для познания Бога - это вся христианская община, ожидающая Его вместе"[13] (т.е. община, созданная и руководимая Им - Его Церковь). + + ° Но что же означают слова "верую в ... Церковь"? "Почему в Церковь нужно верить? Разве все мы и все верующие во Христа не есть Церковь? ... Верить в Церковь, Единую, Святую, Соборную и Апостольскую, значит видеть в ней не просто сообщество христиан, но и нечто большее, нечто такое, что открывается духовному взору, что пребывает в ней незримо, сокровенно. Видеть не только человеческое, но и божественное - действие Христа в мире. Хотя Его нет с нами во плоти, каким Он был в евангельские времена, Он и сейчас пребывает в Своей Церкви. Она есть продолжающееся служение Христово, совершение Его дела. Дело же Христово - спасать, исцелять, научать, приобщать к благодатной божественной жизни. Таково же и дело Церкви".[14] + + Богословы иногда говорят о "видимой Церкви" и "невидимой Церкви". При этом подразумевается, что границы "невидимой" ("истинной") Церкви нам, людям, неведомы... Только Бог видит сердца людей и именно Он воистину "знает Своих"[15]. Есть наш, человеческий, взгляд на Церковь, наше восприятие, наши мнения, оценка "по плоти" церковной действительности, а есть Божье видение. И, наверное, нам нужно стремиться видеть любую ситуацию, любое явление с Божьей точки зрения.[16] Значит можно говорить и размышлять и о "невидимой Церкви"... Но есть опасность забыть о реальности, оторваться от нее, или начать вычислять, кто "истинно верует" и на самом деле принадлежит к Церкви... Вот что пишет Карл Барт: ° "У нас у всех есть склонность соскальзывать в направлении ... какого-то облачного образования, в котором христиане внутренне и невидимо объединяются, а видимая церковь при этом обесценивается. В Апостольском символе имеется в виду не невидимое образование, а весьма видимое собрание людей, начало которого восходит к двенадцати апостолам. Первая община была видимой группой людей, которая вызывала ощутимое общественное возбуждение. Когда у церкви нет такой видимости, то это не церковь".[17]
| ||||||
Архив рассылки, формы подписки -> http://svet.h1.ru/r2/
| ||||||
|