=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Церковь: община, Тело Христово; вера в Церковь

 

"Овцы Мои слышат Мой голос,
и Я знаю их,
они за Мной идут ..." (Ин.10:27)

"Вы все вместе - Тело Христа."
(1Кор.12:27)

 

В Никео-Константинопольском символе веры есть слова: "Верую ... в единую святую вселенскую апостольскую Церковь".

Прежде всего, как следует понимать здесь слово "Церковь"?

Слову "Церковь" в Новом Завете соответствует греч. слово "εκκλησία", которое означает "собрание призванных", от глагола "εκκαλέω" "вызывать", "призывать". Русское "церковь" (как и соответствующие слова в европейских языках) в массовом сознании часто воспринимаются скорее как обозначающие здание (храм), или же некую организацию. Но в Новом Завете и в христианских символах веры "церковь" это община или собрание христиан. Протестантский богослов Карл Барт писал:

° "Было бы огромным успехом, если бы ... слово 'община' заместило слово 'церковь'. Конечно, и в слове 'церковь' есть нечто хорошее и истинное, поскольку церковь означает Kyriake oikia[5], Дом Господа .... Но ekklesia точно означает общину, собрание, которое собирается по призыву вестника ....

Община - это собрание тех, кто связан через Святой Дух с Иисусом Христом".[6]

"Христианская община возникает и существует не по велению природы, не в силу исторического решения людей, а как божественный созыв, convocatio. Призванные деянием Святого Духа собираются по велению своего Царя".[7]

+ +

° Митрополит Антоний (Блум) отмечает: "... По слову апостола Павла, Церковь есть тело Христово.[8] ... Мы, <Церковь,> - тело Христово в самом реальном смысле, в смысле известного изречения: Церковь есть продолжение Воплощения. Каждый из нас, <христиан> - присутствие Христа в мире".[9]

"Все определения <Церкви>, которые у нас есть в богословии, в опыте церковном, раскрывают перед нами тайну, но ее не только не исчерпывают, но даже не стремятся ее до конца выразить. Но вот что мы знаем определенно о Церкви: что это место, где Бог и человек встретились, где они заодно, где они составляют одну таинственную семью. И Церковь в этом смысле является одновременно и равно Божественным и человеческим обществом в двух планах: мы составляем Церковь - люди грешные, борющиеся, падающие, восстающие, немощные; но человечество в Церкви представлено также одним Человеком, Единственным, Кто в полном смысле человек - это Господь наш Иисус Христос. ... И таким образом, в Церкви человечество нам явлено и в немощи нашей, и в Его совершенстве и святости".[10]

+ +

° "Земная Церковь - это стремление претворить на земле жизнь в вере, любви и надежде. Отдельные люди могут верить, думать о Боге, любить Иисуса Христа, испытывать духовные озарения, но, оставаясь вне общения с соборным телом, т.е. Церковью, они лишены равновесия, трезвости, соборной мудрости. Церковь не партия, не учение, не организация, а жизнь в любви с Богом и людьми...",[11] в стремлении точно следовать полученному от Бога откровению.

Христиане призваны к общению с Богом, к познанию Его; по словам Иисуса в этом и состоит вечная жизнь.[12] Инициатива здесь исходит от Самого Бога, иначе все наши старания были бы бесполезны. К. С. Льюис отмечает, что "единственный подходящий инструмент для познания Бога  -  это вся христианская община, ожидающая Его вместе"[13] (т.е. община, созданная и руководимая Им - Его Церковь).

+ +

° Но что же означают слова "верую в ... Церковь"? "Почему в Церковь нужно верить? Разве все мы и все верующие во Христа не есть Церковь? ...

Верить в Церковь, Единую, Святую, Соборную и Апостольскую, значит видеть в ней не просто сообщество христиан, но и нечто большее, нечто такое, что открывается духовному взору, что пребывает в ней незримо, сокровенно. Видеть не только человеческое, но и божественное - действие Христа в мире.

Хотя Его нет с нами во плоти, каким Он был в евангельские времена, Он и сейчас пребывает в Своей Церкви. Она есть продолжающееся служение Христово, совершение Его дела. Дело же Христово - спасать, исцелять, научать, приобщать к благодатной божественной жизни. Таково же и дело Церкви".[14]

+ +

Богословы иногда говорят о "видимой Церкви" и "невидимой Церкви". При этом подразумевается, что границы "невидимой" ("истинной") Церкви нам, людям, неведомы... Только Бог видит сердца людей и именно Он воистину "знает Своих"[15]. Есть наш, человеческий, взгляд на Церковь, наше восприятие, наши мнения, оценка "по плоти" церковной действительности, а есть Божье видение. И, наверное, нам нужно стремиться видеть любую ситуацию, любое явление с Божьей точки зрения.[16] Значит можно говорить и размышлять и о "невидимой Церкви"... Но есть опасность забыть о реальности, оторваться от нее, или начать вычислять, кто "истинно верует" и на самом деле принадлежит к Церкви... Вот что пишет Карл Барт:

° "У нас у всех есть склонность соскальзывать в направлении ... какого-то облачного образования, в котором христиане внутренне и невидимо объединяются, а видимая церковь при этом обесценивается. В Апостольском символе имеется в виду не невидимое образование, а весьма видимое собрание людей, начало которого восходит к двенадцати апостолам. Первая община была видимой группой людей, которая вызывала ощутимое общественное возбуждение. Когда у церкви нет такой видимости, то это не церковь".[17]


[5] κυριακή [οικία].
[6] Барт К. "Очерк Догматики"  –  СПб.: "Алетейя", 1997 / лекция 22, стр.245 / см. также: Антоний [Блум], митр. Сурожский "Дом Божий. Три беседы о Церкви"  – М.: "Путь", 1998, стр.4-5.
[7]Барт, там же, стр.246 / см. Мф.10:38; 16:18, 24; 19:21; Мк.8:34; 10:21; Лк.9:23; 14:26-27; 18:22; Ин.8:12; 10:27-28; 12:26; 21:22; Деян.2:47; 1Кор.1:24,26; Гал.1:6; 5:25; Еф.4:1,4; Кол.3:15; 1Фес.2:12; 2Фес.2:13-14; 2Тим.1:9.
[8] Кол.1:24.
[9]
Антоний [Блум], митр. Сурожский "Беседы о вере и Церкви"  – М.: "Интербук", 1991, стр.244 / см. также: Антоний [Блум], "Дом Божий", стр.6-8; Льюис К. С. "Просто христианство", стр. 66//77 и Льюис К. С. "Коллектив или мистическое тело"  – в кн.: Льюис К. "Просто христианство. Бог под судом" / стр.224-231, стр.227-228.
[10]
Антоний [Блум] "Беседы о вере и Церкви", стр.107 / см. также: Антоний [Блум], "Дом Божий", стр.14-17.
[11]
"Православие и христианские разделения. Исторический очерк", составит. Воскресенский М. Т.  – М.: 1996, стр.201
[12] см. Ин.17:3.
[13] Льюис "Просто христианство", стр. 164//153.
[14] Мень Александр "Таинство, слово и образ"  –  Л.: "Ферро-Логас", стр.133-134.
[15] 2Тим.2:19 (Чсл.16:5,26).
[16]Видимо, в том числе и для этого апостол призывал своих читателей "обновлять свой ум" (Рим.12:2).
[17] Барт, там же, стр.246-247.

Архив рассылки, формы подписки -> http://svet.h1.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> http://svet.h1.ru
>Форум сайта< 


Желаю всяческих успехов! 
редактор-составитель рассылки
Александр В. Поляков
  Ичпчймж Соуъпучлъиус Оеъяоъма «Ъаепуйщлуи» ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU