Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) Тема выпуска: |
||||||
Автор: по книге: протопресв. Александр Шмеман "Евхаристия: Таинство Царства", гл. 2 (www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_30.html) 2. ТАИНСТВО ЦАРСТВАИ Я завещаю вам, как завешал
Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею, во
Царствии Моем... VIБудучи таинством в глубочайшем и всеобъемлющем смысле этого слова, Церковь в таинствах и таинствами, и, прежде всего, конечно, "таинством всех таинств", святейшей Евхаристией, созидает, являет и исполняет себя. Ибо если Евхаристия есть Таинство начала и конца мира и исполнения его как Царства Божия, то совершается оно восхождением ее на небо, в "вожделенное отечество" к мессианской трапезе Христовой, во Царствии Его. Это значит, что совершается всё это: и "собрание в Церковь", и восхождение к престолу Божьему, и участие в трапезе Царства в Духе и Духом Святым. "Ubi Ecclesia ibi Spiritus Sanctus et omnis gratia" "Где Церковь там Дух Святой и полнота благодати" этими словами св. Иринея Лионского запечатлен опыт Церкви как Таинства Духа Святого. Ибо если там, где Церковь там Дух Святой, то там, где Дух Святой там обновление твари, там "иного жития, вечного начало", там заря таинственного, невечернего дня Царства Божия... Ибо Дух Святой и есть "Дух Истины, дар усыновления, залог будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения, Которым укрепляясь всё творение и духовное, и разумное Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие" (молитва Благодарения в литургии св. Василия Великого). Иными словами, там, где Дух Святой, там Царство Божие. И потому всё в Церкви Духом Святым, всё в Духе Святом, и всё причастие Святого Духа. Духом потому, что нисшествием Святого Духа явлена Церковь как претворение конца в начало, ветхой жизни в новую. Всё в Церкви в Духе Святом, который возводит нас в небесное святилище, к престолу Божьему. И вся она обращена к Духу Святому "сокровищу благих и жизни подателю", вся она жажда стяжания Духа и причастия Его и в Нём полноте благодати. Подобно тому, как подвиг и жизнь каждого верующего состоит, по словам прп. Серафима Саровского, в стяжании Святого Духа, так и жизнь Церкви есть то же стяжание, то же призывание, та же, вечно утоляемая и никогда до конца не утолимая, жажда Святого Духа. VIIТеперь мы можем вернуться к определению Евхаристии как Таинства Царства, как восхождения Церкви к "трапезе Христовой, во Царствии Его". Это определение выпало из научно-богословских объяснений Литургии, воспринятых православным богословием с Запада, и выпало, главным образом, по причине распада в христианском сознании ключевого понятия символа, противопоставления его понятию реальности и, потому, низведения его в категорию "символизма изобразительного". Но поскольку христианская вера с самого начала твердо исповедовала именно реальность преложения даров хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, то всякое "смешение" этой реальности с "символизмом" стало восприниматься как угроза евхаристическому "реализму" и, это означает, реальному присутствию Тела и Крови Христовых на престоле. Отсюда сведение таинства к "тайносовершительной формуле" самой своей ограниченностью "гарантирующей" реальность преложения, во времени и пространстве, отсюда из этого "испуга" всё более и более детальное определение "модуса" и "момента" преложения и его "действенности". Отсюда настойчивые напоминания, что до освящения даров на дискосе только хлеб, в чаше только вино, тогда как после освящения только Тело и Кровь, отсюда попытки объяснить "реальность" преложения при помощи аристотелевских категорий "сущности" и "акциденций", объяснить преложение как "пресуществление". Отсюда, наконец, потеря связи Божественной Литургии, как в ее "многочастности", так и в единстве, с преложением Св. Даров и фактически исключение ее из объяснения Таинства. Теперь мы можем и должны спросить: соответствует ли это понимание символа и символизма, это противопоставление их реальности, изначальному смыслу самого понятия "символ" и применимо ли оно к литургическому преданию Церкви? На этот нужно ответить отрицательно. Ведь в том-то и всё дело, что первичный смысл слова "символ" совсем не равнозначен с "изображением". Символ может и не "изображать", т.е. может быть лишен внешнего "сходства" с тем, что он символизирует. История религии показывает, что чем древнее, глубже, "органичнее" символ, тем меньше в нем такой только внешней "изобразительности". Это так потому, что исконная "функция" символа не в том, чтобы изображать (что предполагает отсутствие "изображаемого"), а в том, чтобы являть и приобщать явленному. Про символ можно сказать, что он не столько "похож" на символизируемую реальность, сколько причастен ей и потому может ей реально приобщать. Таким образом, разница радикальная между теперешним и первичным пониманиями символа состоит в том, что теперь символ есть изображение или знак чего-то другого, чего при этом в самом знаке реально нет (как нет реального, настоящего индейца в актере, изображающем его, или реальной воды в химическом ее символе), тогда как в первичном понимании символа он сам есть явление и присутствие другого, но именно как другого, т.е. как реальности, которая в данных условиях и не может быть явленной, иначе как в символе. Но это означает, что подлинный и первичный символ неотрываем от веры. Ибо вера и есть, "проявление вещей невидимых", т.е. знание, что эта другая реальность есть, хотя и отличная от реальности эмпирической (чувственной), но в которую можно войти, которой можно приобщиться, которая может стать "реальнейшей реальностью". Поэтому если символ предполагает веру, то и вера необходимо требует символа. Ведь, в отличие от просто "убеждений" или "философских взглядов", вера это непременно общение и жажда общения, воплощение и жажда воплощения, явления, присутствия и действия одной реальности в другой. А всё это и есть символ от греческого συμβάλλω: "соединяю", "держу вместе". В нём, в отличие от простого изображения, простого знака и даже таинства в его схоластической редукции, две реальности эмпирическая ("видимая"), и духовная ("невидимая") соединены не логически ("это" означает "это"), не аналогически ("это" изображает "это") и не причинно-следственно ("это" есть причина "этого"), а эпифанически (от греческого έπιφανεια являю). Одна реальность являет другую, но и это очень важно только в ту меру, в которой сам символ причастен духовной реальности и способен воплотить ее. Иными словами, в символе всё являет духовную реальность и в нём всё необходимо для ее явления, но не вся духовная реальность является и воплощается в символе. Символ всегда отчасти, "ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем" (1Кор.13:9), ведь символ, по самой сущности своей, соединяет реальности несоизмеримые, из которых одна остается по отношению к другой "абсолютно другой". Сколько бы ни был реален символ, сколь ни приобщал бы нас духовной реальности, функция его не в том, чтобы "утолить" нашу жажду, а в том, чтобы усилить ее: "Даруй нам совершеннее к Тебе приобщиться в вечно светлом дне Царства Твоего..."; не в том, чтобы сделать какую-то часть "мира сего" его пространства, времени или материи священной, а в том, чтобы в нём увидеть, опознать, как чаяние и жажду совершенного одухотворения, "да будет Бог вся во всём" (1Кор.15:28). Нужно ли доказывать, что только этот первичный, онтологический и эпифанический смысл понятия символ применим к христианскому богослужению? И не только применим, но и неотъемлем от него. Ведь в том и состоит его сущность, что в нём преодолевается противопоставление реальности и символизма как нереальности, и сама реальность познается как прежде всего исполнение символа, а символ как исполнение реальности. Христианское богослужение символично не потому, что оно включает в себя разные "символические" изображения. Да и включает оно их, главным образом, в воображении разных комментаторов, а не в своем чине и священнодействиях. Христианское богослужение символично потому, во-первых, что символичен, таинственен сам мир, само творение Божие, и потому, во-вторых, что сущностью Церкви, ее назначением в "мире сем" является исполнение этого символа, реализация его как "реальнейшей реальности". Про символ можно, таким образом, сказать, что он являет мир, человека и всё творение как материю одного всеобъемлющего таинства. Так вот, на основании всего сказанного мы и можем поставить основной вопрос: "символом" чего является Евхаристия, какой символ объединяет в одно целое весь ее чин, все ее обряды, какая духовная реальность явлена и даруется нам в "Таинстве всех таинств"? Это возвращает нас к теме опознания и исповедания Евхаристии как Таинства Царства. |
||||||
Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.
|
||||||
|