Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | ||||||||
Тема выпуска: Этот выпуск двойной, и для того чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 приблизительно равных по объему фрагмента.
| ||||||||
Редактор-составитель рассылки, не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. | ||||||||
Пожалуйста,
не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как
прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы
чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую. | ||||||||
> 8. Послание к Ефесянам> Здесь мы сталкиваемся с проблемами: можно ли считать это послание подлинным? И кому оно адресовано? Хотя апостол Павел проповедовал в Эфесе на протяжении трех лет и любил тамошних христиан (ср. Деян.20:17-38), письмо, адресованное (казалось бы) этим христианам, на редкость безлично, и в нём напрочь отсутствует местный колорит. Автор не передает привет отдельным христианам и почему-то говорит, что его адресаты «слышали» о его служении (3:2). Чтобы объяснить эти особенности, а также наличие в Еф. ряда слов и фраз, отсутствующих в посланиях, подлинность которых несомненна, ученые предположили, что перед нами произведение не самого Павла, а кого-то из его более поздних почитателей. (По одной из гипотез, данное сочинение служило введением к первому сборнику Павловых посланий.) Теоретически такую возможность нельзя исключать, но представляется невероятным, что в ранней Церкви существовал человек, сходный с Павлом по природному гению и возвышенному духу, и что при этом мы о нём ничего не знаем. Если у Павла существовал такой двойник, как получилось, что о нём нет независимой исторической информации? > Между Посланиями к Колоссянам и к Ефесянам существуют не только некоторые различия, но и многочисленные сходства. Они делают весьма вероятным, что оба послания были написаны одним и тем же человеком, в одно и то же время, хотя и с помощью разных секретарей. Возможно, Еф. не было предназначено только лишь церкви Эфеса: оно могло быть своего рода энцикликой, разосланной группе церквей (в том числе эфесской). Это объясняет, почему Еф. больше похоже на проповедь и духовное размышление, чем другие Павловы послания, и почему автор не упоминает об ошибках, нуждах или людях какой-либо конкретной общины. Примем во внимание и тот факт, что в самых ранних и лучших рукописях приветствие не включает слова́ «в Эфесе» (1:1). > Кем бы ни были автор и адресаты, Еф. – одно самых возвышенных произведений Нового Завета. Оно говорит об извечном замысле Бога, который основал вселенскую Церковь Иисуса Христа. Члены Церкви принадлежат разной среде и разным национальностям, но они собраны в единое целое, которое автор описывает как храм Божий (2:20-22), тело Христово (1:22-23) и невесту Христову (5:23-32). > Краткое содержание> Послание к Ефесянам можно условно разделить на две части, доктринальную (1:1–3:21) и увещательную (4:1–6:24).
> 9. Послание Павла к Филиппийцам> Это одно из самых теплых и сердечных писем Павла, которые нам известны. Оно адресовано христианам македонского города Филиппы. Согласно Книге Деяний, это была первая община, которую апостол основал на территории Европы (Деян.16:11-15). Во все последующие годы отношения Павла с филиппийцами, очевидно, были чрезвычайно близкими и счастливыми. Неоднократно посылали они ему деньги и помощь, когда он был в Фессалониках (см. 4:16), и теперь, когда он оказался в заключении в Риме, они как можно скорее отрядили к нему посланника по имени Эпафродит, который отвез апостолу несколько необходимых вещей (4:18). Спустя некоторое время Эпафродит пожелал вернуться в Филиппы (2:25-29), и Павел воспользовался случаем послать с оказией письмо. В этом письме он говорит о своей любви к филиппийцам, благодарит их за подарки, сообщает новости и воодушевляет. > Хотя апостол находится в тюрьме и ждет судебного разбирательства (2:2; 3:8-14; 4:11-13), его послание буквально дышит радостью, спокойствием и счастьем. Он говорит также важные вещи о Христе, который был «в образе Божьем» и имел «равенство с Богом»*, прежде чем пришел на землю как человек; ныне же он прославлен как Господь всего (2:5-11).
> Краткое содержание> После вступительного приветствия, в котором к Павлу присоединяется Тимофей (1:1-2), Павел горячо благодарит Бога за стойкость филиппийцев в христианской вере и молится о том, чтобы они и дальше возрастали в благодати (1:3-11). > Апостол уверяет читателей, что его тюремные узы не помешали распространению благовестия в Риме. Напротив, местные миссионеры стали свидетельствовать о Христе гораздо смелее, когда увидели, как Павел благовествует даже перед лицом всей имперской стражи (1:12-18). По его словам, чем бы этот суд ни закончился – его жизнью или смертью, – он станет для него благословением (1:19-22). Павел желает «уйти и быть со Христом», но ради филиппийцев он желает и надеется остаться в живых (1:23-26). > В последующих увещаниях мы слышим эхо Павловых обычных проповедей, которые он произносил во время церковных богослужений (1:27–2:18). Он призывает читателей сохранять духовное единство, через бескорыстие и любовь, по примеру Иисуса Христа. Для иллюстрации своей мысли апостол включает текст, который, возможно, был частью гимна о воплощении Христовом (2:5-11). Он также просит их со страхом и трепетом "совершать свое спасение" и тем самым доказывать, что в них действует Бог (2:12-13). > Далее следуют личные <обращения>. Павел сообщает, что, как только станет ясно, чем закончится суд, он пошлет к филиппийцам Тимофея, своего верного соработника (2:19-24). Тем временем он отсылает назад Эпафродита, который был серьезно болен, но выздоровел (2:25-30). > Павел делает отступление, чтобы предупредить об иудействующих агитаторах, которые проповедуют религию воздаяния за заслуги. Иудействующие могли сказать: «Если не будете жить праведно, не спасетесь». Павел же учил: «Если не живете праведно, вы не спаслись» (ср. 3:1–4:1). > Затем апостол упоминает о личной ссоре между двумя видным женщинами в филиппийской церкви (4:2-3). Характерным для него образом он использует это как повод для призыва к терпимости, усердию в молитве и сосредоточенности на главном (4:4-9). Потом Павел благодарит церковь за посланные ему подарки, в то же время давая понять, что он научился полагаться на духовные источники: «Всё могу в укрепляющем меня» (4:10-20). > Среди христиан, которые вместе с Павлом передают привет филиппинцам, мы видим «тех, кто из дома цезаря» (4:21-23). Впечатляющее свидетельство успеха Павловой проповеди среди слуг самого императора Нерона. > 10. Пастырские послания: первое и второе послания к Тимофею, послание к Титу> Главная цель Пастырских посланий – предостеречь от неортодоксальных учений и дать указания по управлению местными церквями. Кто такие Тимофей и Тит?
> Судя по указаниям в тексте, 2Тим. – самое позднее из Пастырских посланий; оно было написано в Риме (1:17), где Павел, закованный в цепи, подобно преступнику, находился в тюрьме второй раз (1:8; 2:9). Апостол ожидал, что его скоро казнят (4:6), подле него не было друзей, и он жалел об отсутствии Тимофея. Поэтому он решил написать Тимофею напоследок, прося приехать как можно скорее, пока зимние штормы не закрыли для судоходства Средиземное море (4:21). Какую бы теорию ни принимать в отношении Пастырских посланий, не приходится сомневаться: в таких личных нотках мы слышим голос самого апостола, одинокого, но не сломленного. > Как мы уже говорили в конце предыдущей главы, многие ученые сомневаются в подлинности Пастырских посланий. У ряда исследователей есть также аналогичные сомнения относительно 2Фес., Кол. и Еф. Они обозначают их все как группу «девтеропаулинистских» посланий. Отметим, однако, что недавний стилеметрический анализ Нового Завета (см. главу 9, раздел 6) дал иные результаты. Всё большее число современных ученых-новозаветников (представляющих разные богословские позиции) приводят доводы в пользу принадлежности Павлу всего корпуса из 13 посланий.{}
> Краткое содержание 1Тим.> Хотя Павел надеется скоро повидать
Тимофея в Эфесе, он пишет ему это письмо, поскольку не исключено,
что путешествие будет отложено (1Тим.3:14; 4:13). Текст послания имеет достаточно
вольную композицию. Вначале апостол вспоминает ответственность, возложенную на Тимофея,
и призывает его защищать истину от еретиков (1:1-20). Затем он излагает
некоторые правила относительно молитвы за всех людей, особенно власть имущих
(2:1-7), проведения богослужения (2:8-15), приводит требования к епископам
(3:1-7) и дьяконам (3:8-13). Павел дает подробные указания насчет лжеучителей,
которые будут проникать в церковь (4:1-5), а также относительно выполнения
своих обязанностей Тимофеем (4:6-16), относительно вдов (5:3-16), > В заключительной части послания автор снова обличает еретических учителей, которые пекутся в основном о собственном кошельке (6:3-10), и умоляет Тимофея «подвизаться добрым подвигом веры» (6:11-16). Богачи должны использовать свое богатство с толком (6:17-19). Последние строки письма содержат новое предостережение против ложных доктрин гностических учителей (6:20-21). > Краткое содержание Тит.>
После искреннего апостольского приветствия (1:1-4) автор дает Титу рекомендации
относительно того, кто достоин быть старейшинами (или епископами) в церкви
(1:5-9). Одна из их главных задач состоит в том, чтобы препятствовать
распространению лжеучений, источником которых были особенно иудействующие
(1:10-16). Затем он излагает некоторые предписания относительно различных
групп в церкви (старцев, 2:1-2; стариц, 2:3-5; юношей, 2:6-8; рабов, > Завершающий раздел касается обязанностей христиан перед обществом. Христиане должны уважать власти и быть хорошими гражданами ради благодати Божьей, явленной им (3:1-7). Апостол снова подчеркивает важность правильных верований как стимула к добрым делам и предостерегает против теоретических дебатов, которые только будут отвлекать внимание от христианского дела и отбирать силы (3:8-15).
> Краткое содержание 2Тим.> Поприветствовав Тимофея (1:1-2),
апостол благодарит Бога за его верность вере. Он отмечает, что Тимофея
отличает такая же крепкая вера, как его мать Евнику и его бабушку
Лоиду (1:3-7). Затем автор призывает Тимофея смело вести миссионерскую деятельность
и не унывать при страданиях (1:8-14). Он упоминает о других
христианских руководителях (1:15-18): одни оставили Павла, другие сохранили верность.
Апостол призывает Тимофея оставаться сильным, тщательно выбирать помощников, распространять
переданное апостолами учение и следить за своей духовной жизнью, избегая
любого поведения, которое может скомпрометировать его свидетельство как раба
Господня (2:1-26). Для большей ясности апостол цитирует строки текста,
который, очевидно, был фрагментом какого-то очень раннего христианского
> Далее автор предупреждает: в последние дни разрастется всякое зло, и лжеучители будут пытаться исказить евангельскую истину (3:1-9). Тимофею следует помнить пример терпения, выказанный самим Павлом, а также учение боговдохновенных ветхозаветных писаний, в которых он был наставлен (3:10-17). > На прощание Павел со всевозможной торжественностью призывает Тимофея проявлять ответственность в своем служении (4:1-5). Он говорит, что ожидает мученичества и радуется этому (4:6-8), но хочет снова повидать Тимофея (4:9). Завершают послание различные новости и приветствия (4:10-22).
> Приложение: основные идеи Павлова богословия> В своей переписке с церквями и отдельными людьми Павел затрагивал множество вопросов. Мы видим, что некоторые важные мысли повторяются им вновь и вновь. Некоторые из них имеют аналог в учении Иисуса, другие представляют собой учение ранней церкви, третьи – творческие идеи самого Павла. > Бог как Отец. Подобно Иисусу, Павел учил, что Бог есть Отец и люди становятся его детьми: ибо такого рода отношения «отец – сын/дочь» – ни необходимые, ни физические; они суть этические и духовные, основанные на благодатном избрании Божьем и на отклике веры (Рим.8:14-17). Согласно Павлу, Бог прежде всего есть Отец Господа Иисуса Христа (Рим.15:6; 1Кор.1:9; 2Кор.13), и через Христа Бог есть Отец всех верующих (1Кор.8:6; 2Кор.1:3; 6:18). Только эти верующие знают Бога с таким глубоким доверием, что обращаются к нему: «Абба́! Отец!» (Рим.8:15; Гал.4:6; относительно этого арамейского слова, характерного для Иисуса, см. выше, главу 6, раздел 2.1). > Люди как грешники. Согласно Павлу, все люди, равно иудеи и язычники (Рим.3:9), не повинуются Богу, а потому виновны перед ним (Рим.3:22-23). Будучи в узах у греха, они бессильны себя спасти (Рим.6:17, 20:7:14). Весь человек поражен грехом, что проявляется не только в серьезных грехах «плоти» (Гал.5:19-20), но и в омрачении духа (2Кор.7:1). > Благодать Божья.** Павел неустанно напоминает: никакими заслугами, никакими добрыми делами человек сам не может заработать благоволение Божье; напротив, лишь через любовь и милость Божьи грешник обретает прощение и принимается в обитель веры (Рим.3:24; 6:14; 1Кор.15:10; Гал.1:15). В данном отношении апостол согласен с одним из фундаментальных учений, красной линией проходящим через всю проповедь Иисуса (ср. притчи о работниках виноградника, Мф.20:1-17; о мытаре и фарисее, Лк.18:9-14) и послужившим причиной столкновения Иисуса с книжниками и фарисеями. Именно из-за любви и милости Божьей Павел с уверенностью говорит: «Знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Рим.8:28). > Искупление. Для Павла Иисус – гораздо больше, чем просто великий учитель: он – божественный искупитель людей от греха и смерти. Поскольку Иисус сам говорил, что отдает свою жизнь «как выкуп за многих» (Мк.10:45), Павел просто развивал ту же идею освобождения раба из уз, когда объявил: через смерть и воскресение Христовы верующие обретают искупление от рабства греху и отныне стоя́т в «славной свободе детей Божиих» (Рим.8:21; ср. Гал.3:13; Кол.1:14). > Оправдание верой. До своего обращения в христианство Павел оказался неспособен, путем соблюдения Закона Моисеева, достичь праведности, то есть правильных взаимоотношений с Богом (Рим.3:19; Гал.3:10). Но когда он исповедал распятого Иисуса своим Господом, с него было снято бремя вины и бессилия, и Павел ощутил себя новым человеком, пребывающим в мире с Богом и с самим собой, исполненным радости и безграничной силы (Рим.7:25; 8:1). Поэтому апостол обличал религию дел – религию, которая как бы открывает человеку счет перед Богом и ищет спасения через заслуги. Используя юридические категории, Павел учил, что каждый человек, как узник на суде, виновен. Бог, судья, по своей свободной милости, «оправдывает нечестивого» (Рим.4:5). Вера – это отклик тех, кто уповает и надеется на то, что Бог сделал для них через Иисуса Христа (Рим.4:6-8; Гал.2:16-21). > Освящение и новая жизнь во Христе. Если Павел знал, что человек спасается только верой, он знал и то, что спасающая вера не остается одинока: она влечет за собой добрые дела, которые свидетельствуют о ее жизненности. Чтобы оправдание было не просто юридической фикцией, оно должно приводить к тому, что Павел называет освящением через единство с живым Христом (Рим.6:1-19; 1Кор.1:2,30; 6:11). Христиане могут победить грех, ибо они во Христе, и Христос в них (Гал.2:19-20; Кол.1:27). Эта идея снова и снова появляется в Павловых посланиях, где он использует выражение «во Христе» (или «во Христе Иисусе», «в Господе») более ста раз. Все человеческие отношения и земные события преображаются для того, кто «во Христе Иисусе» (2Кор.5:15-17). Нечистоты́ следует остерегаться как осквернения «храма Божьего» и оскорбления Духа Святого (1Кор.6:19; 1Сол.4:8). Обязанности перед семьей и государством не снимаются с христиан, но обретают более глубокий смысл и новую святость (Рим 12:1–13:10). > Разрабатывая значение благовестия для этики, Павел говорит вещи, очень похожие на те, которые говорил Иисус. Оба, к примеру, считали любовь исполнением Закона; оба не требовали скрупулезного соблюдения внешних правил, но подчеркивали великие принципы милосердия и справедливости. Вместо того чтобы сохранять мелочность и формализм, характерные для значительной части тогдашнего фарисейства (см. выше, главу 2, раздел 2.1), Павел пишет о «любви, радости, мире, долготерпении, доброте, милосердии, вере, кротости и воздержании» (Гал.5:22-23); он советует читателям: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим.12:14). Это напоминает учение и пример Иисуса. > Церковь. Павел не только подчеркивал индивидуальный аспект новой жизни во Христе, но и глубоко учитывал ее совместный аспект. Церковь – это община верующих, которые составляют единое тело во Христе (Рим.12:5). Все члены тела – глаза, уши, руки, ноги – нуждаются друг в друге и вместе составляют Тело Христово, чьи дары и жизнетворное присутствие передаются отдельным членам Церкви (1Кор.12:12-31). Говоря о Церкви, Павел использует также образ здания, которое служит храмом Божьим (Еф.2:21); отдельные же верующие суть строительные блоки, занимающие каждый свое место и способствующие росту и полноте целого (1Кор.3:10-17). > Царство Божье, ныне и впоследствии. Выражение «Царство Божие» нечасто встречается в Павловых посланиях, где столько говорится о Церкви. Однако там, где апостол его использует, создается впечатление, что читателям оно известно, причем имеет тот же смысл, что и в учении Иисуса. Для Павла, как и для Иисуса, понятие «Царства» лишено политических и материальных ассоциаций. Нам это может показаться самоочевидным, но не будем забывать, что в иудаизме I века такая концепция была революционной. Павел учит, что здесь есть большой этический смысл. «Или не знаете, – пишет он, – что неправедные Царства Божия не наследуют?» (1Кор.6:9) Затем апостол перечисляет, как и в Гал.5:19-21, длинный список грехов, которые лишают человека Царства. Здесь Павел опять верен учению Иисуса, который требовал покаяния для вхождения в Царство (Мф.4:17). > Более того, для Павла, как и для Иисуса (см. главу 6, раздел 2.2), Царство имеет нынешний и будущий аспекты. В обоих вышеупомянутых отрывках (а также в 1Кор.15:50) предполагается будущее Царство. Нынешний аспект имеется в виду в таких текстах, как Рим.14:17: «Царство Божие — не пища и питье, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе». > В конце концов Царство придет в полноте и силе. Тогда будут побеждены бесовские силы и все враги Бога и Христа (Еф.6:10-13; 1Кор.15:24-27,54-57). При воскресении все явятся пред судилище Христово (2Кор.5:10); жестокосердные и нераскаявшиеся испытают на себе гнев праведного суда Божьего (Рим.2:5), а те, кто принадлежит Христу, «будут носить образ человека небесного» (1Кор.15:49). > Это краткое резюме главных идей в учении Павла можно завершить ответом на две проблемы, которые привлекают внимание исследователей. Первый вопрос: в какой мере Павловы послания позволяют считать, что апостол менял свои взгляды в каких-то ключевых моментах? Второй вопрос: в какой мере послания Павла отражают влияние мистериальных религий (см. главу 3, раздел 2)? > 1) Литературная деятельность Павла охватывает
период примерно в 12 лет (или 15, если Пастырские послания принадлежат
ему). Однако, за одним возможным исключением, мы не видим никаких следов,
чтобы апостол модифицировал или существенным образом переориентировал свои главные
доктрины. Конечно, он по-разному мог расставлять акценты, уделять внимание разным
вещам (см., например, выше
раздел <1>), но его учение
о Боге, Христе, человечестве, благодати, искуплении, оправдании, освящении
и многом другом оставалось неизменным. И это не удивительно, ибо
еще до начала того периода, который отражают сохранившиеся послания, у Павла
была масса возможностей глубоко продумать эти вопросы. Почти 20 лет прошло
между обращением Павла и его вторым миссионерским путешествием,
во время которого он начал писать послания, дошедшие до наших дней.
Поэтому в отношении базовых вопросов апостол давно сформулировал, сознательно
или бессознательно, свои взгляды и терминологию. Пожалуй, единственное,
в чём прослеживаются изменения, это его воззрения на сроки второго
пришествия Христова, а также детали воскресения и будущего Суда. Начиная
с Послания > 2) В XX веке в некоторых кругах было модно искать в Павловом богословии следы влияния мистериальных религий. В частности, некоторые утверждали, будто таинство вечери Господней и представления об умирающем и воскресающем божестве заимствованы из языческих культов того времени. Однако сейчас большинство исследователей пришли к выводу: Павлово наследие следует считать по преимуществу не эллинистическим, но раввинистическим; более того, основные христианские позиции Павла разделялись многими его предшественниками в первоначальной палестинской церкви. Далее, как показывает анализ Павловой лексики, из двух десятков (с лишним) распространенных слов, связанных с культом и верой в тайны, – слов, которые можно было бы ожидать у Павла, если бы он в самом деле задумал создать синкретическую смесь, – только слово «тайна» используется мало-мальски регулярно, причем даже оно имеет смысл отличный от того, какой придавался ему в мистериях. Поэтому создается впечатление, что Павел не только не заимствовал у язычества, но сознательно старался избегать выражений, наводивших на мысль о подобных ассоциациях. Также, по мнению большинства исследователей, вечеря Господня в Павловых церквях уходит корнями в последнюю трапезу Иисуса с учениками в Иерусалиме во время праздника Пасхи (см. главу <5>, раздел 4.4). > В отличие от мистериальных богов-спасителей, этих мифологических фигур туманной древности, божественное существо, в котором христиане видели своего Господа, стало известно как историческая личность, жившая на земле всего за несколько лет до написания самых ранних документов Нового Завета. Во всех мистериях, где присутствует умирающее божество, это божество умирает не добровольно, а по принуждению, иногда в ожесточении и отчаянии, и никогда не в любви. Согласно учению Павла, искупительная любовь Божья была свободным божественным мотивом для смерти Иисуса Христа, который с равной свободой принял этот мотив в качестве своего. > Приверженцы языческих культов считали, что мировой процесс бесконечно повторяется, что это вечное бегство по кругу, никуда не ведущее. Мистериальные обряды, псвященные умирающим и воскресающим богам, отражают смену времен года и вегетативный цикл. Напротив, Павел рассматривал временной процесс как серию уникальных событий, самое важное из которых – смерть и воскресение Иисуса Христа, который должен стать кульминацией мирового процесса при своем славном возвращении. ()
См.
также: | ||||||||
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. | ||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки. Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.Голосование эл. почтой:
нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте
письмо! ? (затрудняюсь
ответить) / 0 (неинтересно –
не(до)читал) / 1 (не понравилось
/ не интересно) / | ||||||||
Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/ |
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предыдущий выпуск серии | ||||