Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | ||||||||||
Тема выпуска: Призыв Иисуса Христа к ненасилию
| ||||||||||
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю
следующее предуведомление: Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. | ||||||||||
Пожалуйста, не пожалейте
полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите,
что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете
рассылку, и я не трачу время впустую. Редактор | ||||||||||
> Ненасилие: стиль политики в защиту мира> 1. В начале этого нового года я искренне желаю мира народам и нациям всего мира, главам государств и правительств, а также представителям религиозных общин и различных проявлений гражданского общества. Я желаю мира каждому мужчине, каждой женщине, каждому ребенку и молюсь, дабы образ и подобие Божие в каждом человеке позволяли нам увидеть друг в друге священный дар, наделенный огромным достоинством. Давайте уважать это «глубочайшее достоинство»,{} особенно в конфликтных ситуациях, и сделаем активное ненасилие нашим стилем жизни. > Это Послание на Пятидесятый Всемирный день мира. В Послании на Первый Всемирный день мира Папа Павел VI обращался ко всем народам, не только к католикам, с такими простыми и понятными словами: «Наконец стало ясно, что мир представляет собой единственную реальную линию человеческого прогресса (не напряженные отношения, вызванные честолюбивыми национализмами, не насильственные завоевания и не репрессии, насаждающие ложный гражданский порядок)». Он предостерегал от «опасности полагать, что международные споры не могут быть решены разумными путями, то есть с помощью переговоров на основе закона, справедливости и равенства, но только путем запугивания и силы со смертельным исходом». Напротив, цитируя <энциклику> Pacem in terris своего предшественника святого Иоанна XXIII, он восхвалял «чувство мира и любовь к миру, основанному на истине, справедливости, свободе, любви».{} Поражает непреходящая актуальность этих слов, которые сегодня не менее важны и настоятельны, как и пятьдесят лет назад. > По этому случаю мне бы хотелось остановиться на ненасилии как стиле политики в защиту мира, и я молю Бога помочь всем нам опираться на ненасилие в глубине наших чувств и личных ценностей. Пусть человеколюбие и ненасилие движут нами в нашем общении друг с другом в межличностных, социальных и международных отношениях. Когда жертвы насилия умеют удержаться от искушения мести, они могут стать самыми достоверными героями ненасильственных процессов созидания мира. Начиная с местного и каждодневного уровня и вплоть до уровня мирового порядка, пусть ненасилие станет отличительным стилем наших решений, наших отношений, наших действий, политики во всех ее формах. > Раздробленный мир> 2. Прошлый век был разорен двумя губительными мировыми войнами, познал угрозу ядерной войны и большое число других конфликтов, в то время как сегодня нам, к сожалению, приходится бороться с войной, приобретшей чудовищные масштабы, поскольку она идет одновременно во многих местах по всему миру. Нелегко понять, насколько сегодняшний мир более или менее жесток, чем был вчера, и как в этом смысле влияют на нас современные средства коммуникации, делая нас более восприимчивыми к жестокости или более привычными к ней. > В любом случае, эта жестокость, которая проявляется “фрагментами”, разными способами и на разных уровнях, становится причиной огромных страданий, о которых мы хорошо осведомлены: войны в разных странах и на разных континентах; терроризм, преступность и неожиданные вооруженные нападения; злоупотребления, которым подвергают мигрантов и жертв торговли людьми; разрушение окружающей среды. С какой целью? Разве насилие позволяет достичь долговечных целей? Разве всё, чего оно достигает, – это не лавина и спираль смертельных репрессий, которые приносят пользу лишь нескольким “полевым командирам”? > Наш раздробленный мир невозможно исцелить насилием. Отвечая насилием на насилие, при самом благоприятном исходе можно добиться лишь вынужденной миграции и огромных страданий, потому что несметные ресурсы, предназначенные для военных целей, отнимаются из ежедневных потребностей у молодых людей, неблагополучных семей, пожилых, больных людей, у подавляющего большинства жителей мира. В худшем случае это может привести к физической и духовной смерти многих, если не всех. > Благая Весть> 3.
Иисус также жил во времена насилия. Он учил, что истинным полем
битвы, на котором сталкиваются насилие и мир, является человеческое
сердце: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы»
(Марк 7,21). Но в ответ на эту реальность послание
Христа несет в себе радикально положительное решение: Он неустанно проповедовал
безусловную любовь Бога, принимающего и прощающего всех, и учил Своих
учеников любить врагов (ср. Матфей 5,44) и подставлять
другую щеку (ср. Матфей 5,39). Помешав тем, кто обвинял
взятую в прелюбодействе, забить ее камнями (ср. Иоанн
8,1-11) и сказав Петру, в ночь перед смертью, вложить свой меч
в ножны (ср. Матфей 26,52), Иисус обозначил путь ненасилия,
который Он Сам прошел до конца, до креста, через который Он осуществил
мир и разрушил вражду (ср. Ефесянам 2,14-16).
Поэтому те, кто принимает Благую Весть Иисуса, способны распознать насилие,
которое они несут в себе, и дают исцелить себя милости Божией,
становясь таким образом в свою очередь инструментом примирения, согласно
наставлению святого Франциска Ассизского: «Мир, что возвещаете устами вашими,
да будет еще более обильным в сердцах >
Быть истинными учениками Иисуса сегодня означает также примкнуть к Его
призыву к ненасилию. Этот призыв – как утверждал мой предшественник
Бенедикт XVI – «реалистичен, потому что он учитывает, что
в мире слишком много насилия, слишком много несправедливости, и следовательно,
эту ситуацию возможно преодолеть лишь противопоставив ей больше любви,
больше доброты. И это “больше” исходит > Сильнее насилия> 4.
Ненасилие иногда понимается в смысле капитуляции, снятия с себя
ответственности, пассивности, но в действительности это не так. Мать
Тереза, получая в 1979 году Нобелевскую премию мира, четко изложила
свое послание активного ненасилия: «Для того, чтобы нести мир, человечество
нуждается не в бомбах и в разрушительном оружии, но лишь в том,
чтобы быть вместе, любить друг друга. […] И мы сможем преодолеть всё зло,
существующее > Ненасилие, осуществляемое решительно и последовательно, произвело впечатляющие результаты. Успехи, достигнутые Махатмой Ганди и Ханом Абдулом Гаффар-Ханом в освобождении Индии и Мартином Лютером Кингом против расовой дискриминации, никогда не будут забыты. Женщины особенно часто становятся лидерами ненасилия, такие как, например, Лейма Гбови и тысячи либерийских женщин, которые организовали молитвенные собрания и ненасильственный протест (pray-ins), добившись переговоров на высоком уровне для завершения второй гражданской войны в Либерии. > Мы также не можем забывать об эпохальном десятилетии, завершившемся падением коммунистических режимов в Европе. Христианские общины внесли свой вклад упорной молитвой и смелыми действиями. Особое влияние оказало служение и учение святого Иоанна Павла II. Размышляя о событиях 1989 года в энциклике Centesimus Annus (1991), мой предшественник отметил, что кардинальные изменения в жизни народов, наций и государств достигается «путем мирного протеста, при использовании только оружия истины и справедливости».{} Этот путь перехода политики к миру стал возможным отчасти благодаря «ненасильственным действиям людей, которые, всегда отказываясь уступать силе власти, сумели находить время от времени эффективные способы, чтобы свидетельствовать об истине». И заключил: «Пусть люди учатся бороться за справедливость без насилия, отказываясь от классовой борьбы в локальных спорах и от войны в международных».{} > Церковь стремится к осуществлению ненасильственных стратегий в целях содействия миру во многих странах, призывая даже самых жестоких участников к действиям по созданию справедливого и прочного мира. > Эта деятельность в пользу жертв несправедливости и насилия
не является исключительным достоянием Католической Церкви, и она свойственна
многим религиозным традициям, для которых «сострадание и ненасилие являются
сутью и указывают путь > <Семейные> корни ненасильственной политики> 5. Если источником, из которого проистекает насилие, является человеческое сердце, тогда важно пройти путь ненасилия в первую очередь в семье. Этот путь является компонентом той радости любви, которую я представил в марте прошлого года в Апостольском увещании Amoris laetitia, подытожив двухлетние размышления Церкви о браке и семье. Семья является жизненно важным горнилом, проходя через которое супруги, родители и дети, братья и сестры учатся общаться и заботиться друг о друге бескорыстно, где трения или даже конфликты должны решаться не силой, но путем диалога, уважения, поиска блага другого, милосердия и прощения.{} Из семьи радость любви распространяется в мире и излучается во всём обществе.{} С другой стороны, этика братства и мирного сосуществования между людьми и между народами должна быть основана не на логике страха, насилия и закрытости, а на ответственности, уважении и искреннем диалоге. В связи с этим <я призываю к разоружению, а также запрещению> и ликвидации ядерного оружия: ядерное сдерживание и угроза взаимного гарантированного уничтожения не могут служить основанием для этого типа этики.{} С такой же настоятельностью я прошу прекратить насилие в семье и жестокое обращение с женщинами и детьми. >
Юбилей Милосердия, который завершился в ноябре прошлого года, был призывом
заглянуть в глубины наших сердец и позволить войти в них милости
Божией. Юбилейный год заставил нас осознать, сколько вокруг нас самых разных людей
и даже целых групп, с которыми обращаются равнодушно, которые становятся
жертвами несправедливости и подвергаются насилию. Они являются частью
нашей «семьи», они наши братья и сёстры. Поэтому политика ненасилия должна
начинаться в стенах дома, а затем распространяться на всё человечество.
«Пример святой Терезы
Младенца Иисуса призывает нас к практике малого пути любви, не упускать
возможности добрым словом, улыбкой, любым маленьким поступком посеять мир и дружбу.
Интегральная экология также состоит из простых повседневных действий, в которых
мы разрушаем логику насилия, эксплуатации, > Мой призыв> 6. Созидание мира посредством активного ненасилия является необходимым элементом, связанным с постоянными усилиями Церкви по ограничению применения силы, с помощью моральных норм, в рамках своего участия в работе международных организаций и благодаря компетентному вкладу многих христиан в разработку законодательства на всех уровнях. Иисус предлагает нам «учебник» этой стратегии созидания мира в так называемой Нагорной проповеди. Восемь Заповедей блаженства (ср. Матфей 5,3-10) обрисовывают профиль человека, которого мы можем назвать блаженным, добрым и <подлинным>*. Блаженны кроткие, — говорит Иисус, — милостивые, миротворцы, чистые сердцем, алчущие и жаждущие правды. > Это также программа и вызов для политических и религиозных лидеров, руководителей международных организаций и управляющих компаний и средств массовой информации всего мира: применять Заповеди блаженства тем же образом, каким они выполняют свои обязанности. Задача заключается в том, чтобы строить компанию, сообщество или предприятие, за которые они несут ответственность, в стиле миротворцев; демонстрировать милосердие, отказываясь относиться к людям исключительно как к средству получения выгоды, наносить вред окружающей среде и стремиться победить любой ценой. Это требует готовности «переносить конфликт, разрешить его и превратить его в связующее звено нового процесса».[20] Действовать таким образом означает выбрать солидарность как способ <> творить историю и строить социальную дружбу. Активное ненасилие — это способ показать, что единство действительно сильнее и плодотворней конфликта. Всё в мире тесно связано между собой.{} Конечно, иногда различия могут порождать трения: давайте решать их конструктивно и ненасильственным путем, так, чтобы «напряженность и противоположности [могли] достичь многообразного единства, которое порождает новую жизнь», сохраняя «ценный потенциал контрастной полярности».[22] > Я заверяю, что Католическая Церковь будет <поддерживать> любые попытки построить мир посредством активного и творческого ненасилия. <...> Каждое действие в этом направлении, каким бы скромным оно ни было, помогает построить мир, свободный от насилия, и является первым шагом на пути к справедливости и миру. > В заключение> <... Дева> Мария – Царица мира. При рождении Её Сына ангелы прославляли Бога и желали мира на земле людям доброй воли (ср. Лука 2.14). Попросим Деву Марию быть нам наставницей. > «Все мы хотим мира; многие люди созидают его каждый день с помощью небольших жестов, и многие страдают и терпеливо переносят тяготы от множества попыток построить его».[24] Давайте же в этом новом году стремиться, через молитву и действия, стать людьми, которые изгнали насилие из своих сердец, своих слов и жестов, а также созидать ненасильственные общины, которые заботятся об общем доме. «Нет ничего невозможного, если мы обратимся к Богу в молитве. Любой человек может стать миротворцем».[25]
| ||||||||||
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. | ||||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки. | ||||||||||
Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/ |
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предыдущий выпуск серии | ||||