Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
|||||||||||||||
Тема выпуска:
Созерцание славы и снисхождения Воплощенного Слова
Этот выпуск двойной, и для того чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 приблизительно равных фрагмента. |
|||||||||||||||
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. |
|||||||||||||||
Пожалуйста, не пожалейте
полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете
его, или решите, что читать не будете. Хотя бы
чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу
время впустую. Редактор |
|||||||||||||||
> Глава
четвертая. Созерцание славы
и снисхождения Воплощенного Слова
|
... ибо Царь царствующих / и Господь господствующих / приходит принести Себя в жертву / и дать Себя в пищу верным. / Пред Ним шествуют сонмы Ангелов / со всяким их начальством и властью... |
Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, / ибо вот, входит Царь Славы, / вот Жертва, таинственная, / совершенная, ими сопровождается. |
> "... Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Ему лики ангельские со всяким началом и властию..."16 "Ныне силы небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы, се Жертва Тайная совершенна дориносится"17. Одновременно и жертва и прославление, и страдающий Сын Человеческий и — Царь Славы. Весь диапазон христианского молитвенного созерцания объят этим таинством: и глубина снисхождения, страдания и крестной смерти, и прорыв величия Воскресения и слава Царя царствующих и Господа господствующих. И не только наше молитвенное созерцание дано в таинстве Евхаристии, но и гораздо больше: истинное присутствие среди нас Пострадавшего и Прославленного.
> Это обетование, данное ученикам, было: "Вот, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28.20). Всегда, непрестанно духовно с нами (если мы того хотим), во всей ткани повседневной жизни, в страданиях и радостях, в трудах и испытаниях, принимаемых и переносимых во имя Его. Но здесь, в таинстве Евхаристии, это Его обетование проявляется с особой, покоряющей силой. Ибо это есть Таинство прихода Господа к верным Своим — ко всей Церкви и к каждому отдельному верующему, состоящему в этом союзе любви, — страдающего и прославленного Господа. Ведь установлено это Таинство Им Самим накануне страдания и смерти, в ночь прощания с учениками: "Сие есть Тело Мое, которое за вас преломляется"; "Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая. Сие творите в Мое воспоминание". В евхаристическом хлебе и, вине дана вся глубина подлинного присутствия Господа, пострадавшего на Голгофе. Так воспринимала это Церковь с самых первых времен18.
> "Поэтому, когда едите хлеб сей или пьете
чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он не придет",
и "кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет
осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем"
(1Кор 11.29). Это красной нитью проходит через всё совершение
таинства Евхаристии в древней Церкви, через все древние
литургии. Истинное присутствие здесь, в этих дарах (хлебе
и вине), Страдающего Господа... "Се Жертва Тайная совершена
дориносится". Церковь предстоит молитвенно перед небесным
жертвенником, где Голгофская Жертва бесконечной любви и отдания
Себя, однажды раз навсегда принесенная на земле, в вечности
бесконечно приносится Сидящему на Престоле (Откр 5 гл.).
"Смерть Господню возвещаете", пишет ап. Павел. В евхаристических
молитвах древних литургий, после установительных слов таинства ("Сие есть
Тело Мое... Сия есть Кровь Моя...") следует обыкновенно
так называемый "анамнесис" — воспоминание
страдания и воскресения Христова, иногда в совсем кратких
словах, иногда в более распространенной форме. Так, напр., особенно
подробно в древней коптской литургии св. Григория Чудотворца:
"Ты претерпел поругания нечестивых", возглашает
священник, "Ты предал хребет Свой на бичевание и ланиты
Свои ударам; ради меня, Господи, Ты не отвратил лица Твоего от плевков
и поруганий". Народ: "О, Господи, помилуй!".
Священник: "Как овечка, Ты пришел на заколение,
вплоть даже до самого Креста Ты явил заботу обо мне,
мои грехи Ты уничтожил погребением Своим; Ты вознесся
на небеса, Начаток бытия моего..." Мы провозглашаем
смерть Твою, мы исповедуем Твое воскресение" —
так в литургическом папирусе из Дер Бализе (Der Balyzeh)
в Верхнем Египте
> Сходно в литургии св. Марка. В литургии Василия Великого читаем: "Вспоминаем и мы, Господи, спасительное страдание Его (Сына Божия), животворящий Крест, трехдневное погребение, воскресение из мертвых, восшествие на небеса, одесную Тебя Бога и Отца сидение, и славное и страшное второе пришествие Его" (сходно, но несколько более кратко в литургии Иоанна Златоуста). Равным образом и "канон" римской мессы возглашает: "Unde et memores, Domine, ... eiusdem Christi Filii tui Domini nostri tam beatae passionis nec non ab inferis resurrectionis, sed et in coelos glotiosae ascensionis" ("Поэтому мы вспоминаем благословенные страдания Христа, Сына Твоего и Господа Бога нашего, а также воскресение Его из мертвых и славное вознесение на небеса"). В Веронском фрагменте древнего "канона Ипполита" (самая, может быть, древняя дошедшая до нас форма "евхаристического канона", близкая к восточной) совсем краткая формулировка: "Итак, памятуя смерть и воскресение Его, приносим Тебе хлеб и чашу, воздавая Тебе благодарение" ("Memores igitur mortis et resurrectionis eius, offerimus tibi panem et calicem, gratias tibi agentes" — см. главу 3).
> В центре всего таинства стои́т безмерное снисхождение, спасительная смерть и прославленное Человечество и воскресение Сына Божия.
> Но таинство Евхаристии состоит не только в созерцании тайны спасения нашего, данного нам через Голгофскую жертву Его, но и в присутствии ее здесь среди нас. Вернее, мы, т. е. вся Церковь возносится к предстоянию перед этой единожды (ἐφάπαξ — Евр 10.10) на земле совершенной и непрерывно в вечности перед престолом Божиим приносимой Жертвой.
> Господь приходит к верным Своим и присутствует среди них и соединяется с ними. Весь центр тяжести, всё содержание древней литургии могут быть сведены к этому благодатному "Пришествию" и Присутствию Его, Страждущего и Преображенного19. Не даром поэтому во всех древних литургиях христианского мира — и восточного и западного — центральная, главная часть, — совершение Таинства, вводится новозаветным торжествующим возгласом: "Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!" Его слава включает именно момент Его безмерного снисхождения. Поэтому в ряде литургий, особенно сирийского происхождения, изображается, как чины ангельские с трепетом и ужасам созерцают тайну безмерного снисхождения Царя Славы И мир весь исполняется славой Его — славой Его не только, как Творца и Источника всего бытия, но и как Промыслителя и Спасителя мира. "Воистину небеса и земля полны славы Твоей через пришествие Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа", возглашает египетская литургия св. Марка20.
> Классична по силе своего выражения "возносительная молитва" ("анафора" — возношение душ и сердец*) в литургии Василия Великого. Это, как все возносительные молитвы, есть благодарение Отцу за сотворение мира и дарование жизни, за попечение Его о людях и за высший акт Его попечения и любви — послание Единородного Сына в мир.
Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю покланяемый! Достойно яко воистинну, и праведно, и лепо великолепию святыни Твоея, Тебе хвалити, Тебе пети, Тебе благословити, Тебе кланятися, Тебе благодарити, Тебе славити единаго воистинну сущаго Бога, и Тебе приносити сердцем сокрушенным и духом смирения словесную сию службу нашу, яко Ты еси даровавый нам познание Твоея истины. И кто доволен возглаголати силы Твоя, слышаны сотворити вся хвалы Твоя, или поведати вся чудеса Твоя во всяко время. Владыко всех, Господи небесе и земли, и всея твари, видимыя же и невидимыя, седяй на престоле славы и призираяй бездны, безначальне, невидиме, непостижиме, неописанне, неизменне, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великаго Бога и Спасителя, упования нашего... человеколюбче, и мы, грешнии, вопием и глаголем: свят еси, яко воистинну, и пресвят, и несть меры великолепию святыни Твоея, и преподобен во всех делех Твоих... > "Ты, Который еси Владыка, Господь Бог и Отец Всемогущий, Которому подобает покланяться! Достойно и праведно и подобает величию святости Твоей Тебе приносить хвалу, Тебе петь, Тебя благословлять, Тебе покланяться, Тебя прославлять, Единого истинно сущего Бога, и приносить Тебе с сокрушенным сердцем и в духе смирения духовное сие поклонение наше. Ибо Ты — Тот, Кто даровал нам познание истины Твоей. И кто способен изрещи всё величество Твое, провозгласить все хвалы Тебе? Или рассказать все дивные дела Твои во всякое время? Владыко всяческих, Господи неба и земли и всякой твари, видимой и невидимой, Сидящий на престоле славы и с высоты его взирающий на бездны, Безначальный, Невидимый, Непостижимый, Отец Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя нашего, Надежды нашей... Вместе с небесными силами, Владыко Человеколюбче, и мы, грешные, вопием и глаголем: воистину Ты еси свят и пресвят, и нет меры величеству святости Твоей, и праведен во всех делах Твоих...
> ... Ты не отвратился <до конца> от создания Твоего, которое Ты сотворил, Благий, и не забыл Ты творение рук Твоих, но многообразно посещал его милосердием Своим... Когда же пришла полнота времен, Ты глаголал нам в самом Сыне Твоем, через Которого Ты и веки сотворил. Он, будучи сиянием славы и образом ипостаси Твоея и содержа всё словом силы Своей... принял образ раба и подобным сделался телу уничижения нашего, чтобы нас сделать подобными образу славы Его..." И затем: "... в ночь, когда Он отдал Себя (на смерть) за жизнь мира, взяв хлеб в Свои святые и пречистые руки... благодарив, благословив, освятив, преломив, дал его святым Своим ученикам и апостолам, сказав: "Возьмите, ядите — сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов... Также и чашу"...21
... Не бо отвратился еси создания Твоего в конец, еже сотворил еси, Блаже, ниже забыл еси дела рук Твоих, но посетил еси многообразне, ради милосердия милости Твоея... Егда же прииде исполнение времен, глаголал еси нам самем Сыном Твоим, Имже и веки сотворил еси, Иже сый сияние славы Твоея и начертание ипостаси Твоея, нося же вся глаголом силы Своея... зрак раба прием, сообразен быв телу смирения нашего, да нас сообразны сотворит образу славы Своея. ...в нощь, в нюже предаяше Себе за живот мiра, прием хлеб на святыя Своя и пречистыя руки, показав Тебе, Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и Апостолом, рек: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов... Подобне и чашу...
> Это — одна из самых величественных молитв христианского мира. Церковь и Ангелы и всё творение склоняется перед безмерным величием и снисхождением Господа Христа.
> Но еще больше и трепетнее ощущает это снисхождение верующая душа, когда Он соединяется с ней в Своем истинном Теле и истинной Крови Своей. Со страхом и трепетом и смирением склоняется она перед безмерным пришествием Его. "Верую и исповедую, что Ты еси Сын Бочий, пришедший в мир грешных спасти, от нихже первый есмь аз..." — "...Несмь достоин ниже́ доволен, да под кров внидеши храма души́ моея, занеже весь пуст и палcя есмь... Но дерзая прихожду..." В этом соединении с Ним — источник новой жизни, участие в Его преображенной жизни, начинающейся уже теперь. Но дается это только через добровольное участие в Кресте Его. Ибо близость Его и безмерное снисхождение и богатство славы и величия раскрывается в своих глубинах через тайну Креста Его.
> 15 W. EICHRODT в своей знаменитой книге Theoloqie des Alien Testaments в главе Der Kabod (die Herrlichkeit Gottes), (том 2-3, стр. 11-15, 4-е изд. 1961, Штуттгарт-Геттинген), так определяет главное позднейшее значение этого ветхозаветного представления: как "недоступное очам людей сияние славы Божией" — "die für Menschenaugen unzügangliche Gottesherrlichkeit", "eine Erscheinungsform des überweltlicher Herrlichkeit" (сверхмирное сияние славы). Элемент трансцендентно-недосягаемого и сверхмирного очень сильно ощущается при этом.
> 16 Из литургии Василия Великого в Великую Субботу и древне-иерусалимской литургии апостола Иакова.
> 17 Из литургии преждеосвященных Даров.
> 18 Ср., напр., 1Кор. 11-послания, написанного Павлом около 55 г., при чём он не новое что-то сообщает, а полученное от Господа, что и "передал вам" (11.2).
> 19 См. мою статью The Devotional Meaning of the Eucharist: the Coming and the Presence of the Lord в сборнике The Ministry and the Sacrament, London, 1937, S. P. C. K. p. 80-94.
> 20 F. E. BRIGHTMAN: Liturqiarum Orientalium, Collectio 1847, I, 45.
> 21 Потом следует уже приведенная выше "анамнеза" (воспоминание страданий и воскресения) и призывание Св. Духа на Дары и молитва за всех людей и за всё творение.
* "Свое название — «Ана́фора» (в переводе с греческого «возношение»), молитва получила оттого, что во время ее чтения священнослужители «возносят» (в определенные моменты даже в прямом смысле) Евхаристические Дары Богу Отцу" (см.) — прим. ред. рассылки.
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку,
соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться
и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса,
с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот
метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите
задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней
будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.
? (затрудняюсь
ответить) / 0 (неинтересно –
не(до)читал) / 1 (не понравилось
/ не интересно) /
2 (малоинтересно)
/ 3 (интересно)
/ 4 (очень
интересно) /
5 (замечательно!)
»Страничка
сайта вКонтакте«
»Страничка
сайта в facebook«
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предыдущий выпуск серии | ||||