Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | ||||||||||
Тема выпуска: Нью Эйдж и христианство: Духовность НЭ
Этот выпуск тройной, и для того чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 3 примерно по объему фрагмента. | ||||||||||
Редактор-составитель рассылки, не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. | ||||||||||
Пожалуйста,
не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как
прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы
чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую. | ||||||||||
> 2. Духовность Нью Эйдж: обзор<.....> > 2.2. Что обещает Нью Эйдж?> 2.2.1. Завораживание: «Должно быть, это ангел»> Одним из распространенных элементов «духовности» Нью Эйдж является очарование перед проявлениями необычного, особенно перед паранормальными сущностями. Люди, считающиеся «медиумами», утверждают, что их личность поглощается другой сущностью во время транса, в терминологии Нью Эйдж это явление известно как «ченнелинг», во время которого медиум теряет контроль над собственным телом и возможностями. Некоторые люди, бывшие свидетелями таких событий, охотно признаю́т, что это действительно явления духовного порядка, но исходят они не от Бога, несмотря на то что почти всегда используют язык любви и света... Вероятно, правильнее называть это современной формой спиритизма, а не духовностью в строгом смысле. Еще одна разновидность друзей и советников из мира духов — ангелы (ставшие центром новой индустрии книгоиздания и изобразительной продукции). Упоминание об ангелах в Нью Эйдж не носит систематического характера; идеологи Нью Эйдж утверждают, что отличительные признаки в этой сфере становятся бесполезными, если они сформулированы слишком четко, поскольку «в каждой октаве мироздания существует много уровней проводников, сущностей, энергий и существ... Все они существуют там для того, чтобы ты сделал выбор в соответствии с твоими собственными механизмами притяжения/отталкивания»{}. К этим духовным сущностям часто обращаются в «нерелигиозных» целях, например, с просьбами помочь расслабиться, чтобы лучше принять правильное решение или упорядочить собственную жизнь или карьеру. Слияние с некоторыми духами, которые передают учение через отдельных людей, — еще один вид опыта, связанного с Нью Эйдж, который приписывают себе люди, называющие себя «мистиками». Некоторые духи природы описываются как мощные энергии, существующие в мире природы, а также на «духовных уровнях», то есть тех, достичь которых можно при помощи ритуалов, наркотиков и других техник вхождения в измененное состояние сознания. Очевидно — по крайней мере, в области теории, — что Нью Эйдж часто не признаёт никакого духовного авторитета кроме личного духовного опыта. > 2.2.2. Гармония и понимание: положительные вибрации> В таких разных явлениях, как Финдхорнский сад и феншуй, {<Фэн-шуй: форма геомантии, в данном случае китайский оккультный метод распознавания скрытого присутствия положительных и отрицательных токов в зданиях и прочих местах на основании знания о земных и атмосферных силах. «Точно так же, как человеческое тело или космос, пространство насквозь пронизано потоками, правильное соотношение которых обеспечивает здоровье и жизнь»{} — Из глоссария в книге.>} представлены разнообразные методы, демонстрирующие необходимость находиться в гармонии с природой и космосом. Нью Эйдж не проводит различия между добром и злом. Человеческие поступки с этой точки зрения являются результатом либо просвещенности, либо невежества. Отсюда следует, что мы не можем никого осуждать и никто не нуждается в прощении. Вера в существование зла может породить только неприязнь и страх. Ответ на негатив — любовь. Но это не та любовь, которая проявляется в поступках; это скорее мысленное отношение. Любовь — это энергия, высокочастотная вибрация, и секрет счастья и здоровья заключается в способности находиться с ней в гармонии, найти свое место в великой цепочке бытия. Наставники и целители Нью Эйдж утверждают, что могут предложить ключ к установлению соответствия между всеми элементами мироздания, так, чтобы люди смогли модулировать тон своей жизни и находиться в абсолютной гармонии друг c другом и со всем окружающим,{} несмотря на различие в теоретических основах.{} > 2.2.3. Здоровье: «золотая жизнь»> Современная традиционная (аллопатическая) медицина имеет тенденцию ограничиваться только лечением отдельных, несвязанных с другими, заболеваний, она не в состоянии шире взглянуть на здоровье человека, в результате чего возрастает вполне объяснимое недовольство. Альтернативные виды лечения обрели колоссальную популярность, так как было заявлено, что они рассматривают личность человека во всей совокупности и направлены скорее на исцеление, чем на лечение. Холистическая медицина, как известно, сосредоточена на огромной роли, которую в физическом здоровье играет сознание. Предполагается, что связь между духовным и физическим аспектами человека отражается в иммунной системе или, согласно индийской традиции, в чакрах. С точки зрения Нью Эйдж, болезнь и страдания происходят в результате не согласующихся с природой действий; если, таким образом, человек живет в гармонии с природой, он может рассчитывать на более здоровую жизнь и даже материальное процветание. По мнению некоторых целителей Нью Эйдж, смерть вообще не является неизбежной. Развитие нашего человеческого потенциала приведет нас в соприкосновение с нашей внутренней божественностью и с теми частями нашего «я», которые были загнаны внутрь и подавлены. Наиболее очевидный пример — измененные состояния сознания (Altered States of Consciousness, ASCs), которые достигаются с помощью наркотиков либо путем применения различных техник расширения сознания, особенно в «трансперсональной психологии». Шаман часто рассматривается как специалист по измененным состояниям сознания и как тот, кто может быть посредником между трансперсональными сферами духов и богов и миром людей. > Существует большое разнообразие подходов в пропаганде
холистического здоровья, часть из них развились из древних культурных
традиций, как религиозных, так и эзотерических, другие связаны с психологическими
теориями, разработанными в Эсалене в 1960-1970 годы. Огромное количество
практик и техник связано с Нью Эйдж, например: > Утверждается, что источник исцеления находится в нас самих, что это то, чего мы достигаем, когда соприкасаемся с нашей внутренней энергией или с космической энергией. > Поскольку здоровье подразумевает продление жизни, Нью Эйдж предлагает восточную формулу в западных терминах. Первоначально реинкарнация была частью индуистской циклической идеи, основанной на концепции атмана, или божественного ядра личности (позднее — на концепции дживы), которое переходит из одного тела в другое в цикле страдания (самсара), обусловленного законом кармы, связанной с поведением в течение предыдущих жизней. Надежда заключалась в возможности родиться в «лучших» условиях или в освобождении, наконец, от необходимости быть рожденным вновь. Отличие большинства буддийских традиций заключается в том, что перемещения из тела в тело происходят не с душой, а с континуумом сознания. Нынешняя жизнь включена в потенциально бесконечный космический процесс, в который вовлечены даже боги. На Западе, со времен Г.Э.Лессинга, реинкарнация представляется гораздо более оптимистично — как процесс воспитания и всё более полной реализации личности. Спиритизм, теософия, антропософия и Нью Эйдж рассматривают реинкарнацию как участие в эволюции космоса. Утверждается, что этот постхристианский подход к эсхатологии отвечает на трудные вопросы теодицеи и обходится без понятия ада. Считается, что когда душа отделяется от тела, индивидуум может взглянуть на всю свою жизнь вплоть до этого момента, а соединение души с новым телом сопровождается «предварительным просмотром» наступающего цикла жизни. Люди могут возвращаться в свои предыдущие жизни в сновидениях и посредством медитативных техник.{} > 2.2.4. Целостность: магическое путешествие в мир тайн> Одной из основных проблем движения Нью Эйдж является поиск «целостности». Это призыв преодолеть все формы «дуализма», поскольку всякое разделение рассматривается как нездоровый продукт темного прошлого. В число разделений,которые, по мнению поборников Нью Эйдж, должны быть преодолены, входят различие между Творцом и творением, между человеком и природой, духом и материей. Часто предполагается, что эти дуалистические тенденции опираются на иудео-христианские корни западной цивилизации, в то время как точнее было бы отнести их к гностицизму, в частности к манихейству. Научная революция и дух рационализма Нового времени особенно виноваты в тенденции к фрагментарности (рассматривающей органическое целое как механизм, сводимый к своим отдельным частям, который затем можно объяснить на основании этих частей), а также в тенденции редукции духа к материи, так что духовная реальность — включая душу — становится всего лишь случайным, дополнительным эпифеноменом процессов, в основе своей материальных. Во всех этих областях Нью Эйдж предлагает так называемые «холистические» альтернативы. Холизм пропитывает движение Нью Эйдж, от целостного подхода к здоровью до поисков объединяющего сознания, от беспокойства по поводу экологии до идеи глобальной «сети». > 2.3. Фундаментальные принципы мышления Нью Эйдж> 2.3.1. Глобальный ответ в эпоху кризиса> «Как христианская традиция, так и частная в вера неограниченный прогресс науки вынуждены были столкнуться с суровым потрясением, впервые проявившимся в студенческих бунтах 1968 года».{} Мудрость прошлых поколений внезапно лишилась значимости и уважения, в то время как всемогущество науки испарилось, так что теперь Церковь «вынуждена столкнуться с серьезным срывом в передаче своей веры молодежи».{} Общая утрата веры среди этих бывших столпов сознательности и общественного согласия сопровождалась неожиданным возвратом космической религиозности, ритуалов и верований, которые многие считали вытесненными и искорененными христианством; но это постоянное и неиссякаемое подводное течение эзотеризма на самом деле никогда не исчезало. Волна популярности азиатских религий в этом смысле была чем-то новым в западном контексте, но это вылилось в теософское движение конца XIX века, отразившее «растущую информированность о глобальной духовности, включающей в себя все существующие религиозные традиции».{} > Извечная философская проблема единичности и множественности находит свое современное выражение в соблазне преодолеть не только неоправданную разделенность, но также и действительные различия, и наиболее общим выражением этого стремления является холизм, важнейшая составляющая Нью Эйдж и один из главных знаков времени в течение последней четверти XX века. Колоссальные усилия были затрачены на преодоление такой характеристики механистической идеологии, как классификация, но это привело к пониманию необходимости подчиниться глобальной сети, которая наделяется квази-трансцендентным авторитетом. Наиболее очевидными следствиями этого являются процесс сознательной трансформации и развитие экологии.{} Формулирование нового взгляда, который является целью сознательной трансформации, потребовало времени, и введение его в силу встречает сопротивление со стороны старых форм мышления, которые считаются укоренившимися в «status quo». Была успешно осуществлена глобализация экологии, зачарованность природой и ресакрализация земли, Матери-Земли, или Геи, включая миссионерское рвение, характерное для движения «зеленых». Исполнительным агентом Земли является человечество в целом; и гармония и понимание, необходимые для ответственного правления, всё больше и больше понимаются как глобальное правительство, с глобальной этической системой. Тепло Матери-Земли, чья божественность пронизывает всё творение, является своего рода мостом между творением и трансцендентным Богом Отцом иудаизма и христианства и устраняет перспективу предстать перед судом такого Существа. > В таком ви́дении закрытой вселенной, в которую наряду с нами самими входят «Бог» и другие духовные существа, узнаётся скрытый пантеизм. Это фундаментальный момент, который характерен для мышления и практики Нью Эйдж и заранее обуславливает любое позитивное утверждение, с которым мы в принципе могли бы согласиться в том, что касается того или иного аспекта его духовности. Как христиане, мы верим, напротив, что «человек сотворен и остается сотворенным вечно, так что поглощение человеческого Я Божественным Я никогда не будет возможно».{} > 2.3.2. Основная матрица мышления Нью Эйдж> Основная матрица мышления Нью Эйдж может быть обнаружена в эзотерическо-теософской традиции, которая была довольно широко распространена в европейских интеллектуальных кругах в XVIII и XIX веках. Она была особенно сильна в масонстве, спиритизме, оккультизме и теософии, которые разделяли некую эзотерическую культуру. В соответствии с этим мировоззрением, видимая и невидимая вселенная связаны наборами соответствий, аналогий и влияний между микрокосмом и макрокосмом, между металлами и планетами, между планетами и различными частями человеческого тела, между видимым космосом и невидимыми областями реальности. Природа является живым существом, проникнутым сетью симпатий и антипатий, одушевленным светом и тайным огнем, контроль над которым стремятся получить люди. Они могут вступать в контакт с нижними и верхними мирами с помощью воображения (понимаемого как о́рган души́ или духа), или через посредников (ангелов, духов, демонов), или посредством ритуалов. > Люди могут быть посвящены в тайны космоса, Бога и самих себя, пройдя духовный путь трансформации. Конечной целью является гнозис, высшая форма знания, синоним спасения. Сюда входит поиск старейшей и высшей философской традиции (которая ошибочно названа вечной философией — philosophia perennis) и религии (изначальное богословие), тайной (эзотерической) доктрины, которая является ключом ко всем «экзотерическим» традициям, которые доступны любому человеку. Эзотерическое знание передается от мастера к ученику в многоступенчатой программе инициации. > Некоторые
представляют себе эзотеризм XIX века как абсолютно светское явление. Алхимия,
магия, астрология и другие элементы традиционного эзотеризма были тщательно
переплетены с различными аспектами культуры Новоговремени, включая поиски
причинных закономерностей,эволюционизм, психологию и религиоведение. Наиболее
четко это проявилось в идеях Елены Блаватской, русского медиума, основавшей
совместно с Генри Олкоттом в 1875 г. в Нью-Йорке Теософское
общество. Целью общества было слияние элементов восточной и западной традиций
в эволюционном спиритуализме. Общество ставило перед собой следующие
главные цели: > «Должно быть ясно [...] насколько важны эти задачи. Первая подразумевает отрицание «иррационального фанатизма» и «сектантства», свойственных традиционному христианству, как оно воспринимается спиритистами и теософами... Из обозначения самих целей не сразу становится очевидным, что для теософов под «наукой» понимаются оккультные науки, а под философией — оккультная философия (occulta philosophia), что законы природы понимаются как оккультные или психические и что от сравнительной религии ожидается раскрытие «первоначальной традиции», в конце концов построенной на герметической «вечной философии» (philosophia perennis)».{} > Важное место в трудах г-жи Блаватской отведено эмансипации женщин, в том числе нападкам на «мужского» Бога иудаизма, христианства и ислама. Она призывает людей вернуться к индуистской богине-матери и к практикованию женских добродетелей. Это движение получило продолжение под руководством Анни Безант, находившейся в авангарде феминистского движения. Сегодня борьбу с «патриархальным» христианством продолжают викка и «женская духовность». > Мэрелин Фергюсон посвятила главу Заговора Водолея провозвестникам Эпохи Водолея, тем, кто сплетали нити преобразующего ви́дения, основывающегося на расширении сознания и выходе за пределы собственного «Я». Среди упомянутых ею были американский психолог Уильям Джемс и швейцарский психиатр К.Г.Юнг. Джемс определял религию как опыт, а не как догму, он учил, что человеческие существа могут менять свои духовные установки таким образом, что могут становиться архитекторами своей судьбы. Юнг подчеркивал трансцендентный характер сознания и ввел понятие коллективного бессознательного, что-то вроде склада символов и воспоминаний, общих для людей различных эпох и культур. В соответствии с учением Вутера Ханеграафа, оба упомянутых ученых внесли свой вклад в «сакрализацию психологии», что стало важным элементом воззрений и практики Нью Эйдж. Юнг действительно «не только психологизировал эзотеризм, но также сакрализовал психологию, наполнив ее эзотерическими рассуждениями. Результатом стало собрание теорий, которые позволили людям говорить о Боге, в действительности имея в виду собственное психическое (psyche), и о собственном психическом, на самом деле имея в виду Божественное. Если психическое есть «разум» и Бог есть тоже «разум», то тогда говорить о первом — значит говорить о втором».{} На обвинение в «психологизации» христианства он ответил, что «психология есть современный миф и только в терминах данного мифа мы можем понимать веру».{} Безусловно, Юнг в своих теориях пролил свет на многие аспекты христианской веры, в особенности на необходимость смотреть в лицо реальности существования зла, но его религиозные убеждения настолько сильно менялись в течение его жизни, что образ Бога [у Юнга] остался неясным. Центральным элементом его теории является культ солнца, в котором Бог есть жизненная энергия (libido), пребывающая внутри человека.{} По его собственным словам, «это сравнение — не просто игра слов».{} Юнг имеет в виду «бога внутри», неотъемлемую божественность, которую он полагал присутствующей в каждом человеке. Путь к внутренней вселенной лежит через бессознательное. Связь между внутренним миром и внешним лежит в коллективном бессознательном. > Тенденция к взаимозамене психологии и духовности укрепилась в Движении развития человеческого потенциала за время его формирования к концу 1960-х годов в Эсаленском институте в Калифорнии. Трансперсональная психология, под сильным влиянием восточных религий и воззрений Юнга, предлагает созерцательное путешествие на стыке науки и мистики. Акцент на телесности, поиск путей расширения сознания и культивирование мифов коллективного бессознательного подталкивали к поиску «Бога внутри» самих себя. Чтобы выявить свои возможности, человек должен был выйти за пределы собственного ego и стать богом, которым они является в глубине самого себя. Это можно было сделать, выбрав подходящий вид терапии — медитация, парапсихологический опыт, галлюциногенов. Всё это были способы достижения «пикового опыта», «мистического» опыта слияния с Богом и космосом. > Символ Водолея заимствован из астрологической мифологии, но затем он стал обозначать стремление к радикально новому миру. С самого начала, а до некоторой степени и по сей день, двумя штабами Нью Эйдж были и остаются община Финдхорн на северо-востоке Шотландии и «Центр развития человеческого потенциала», Эсален, Биг-Сур, штат Калифорния (США). Позиции Нью Эйдж постоянно укрепляются за счет повышения глобальной озабоченности и растущего осознания надвигающегося экологического кризиса. > 2.3.3. Центральные темы Нью Эйдж>
Строго говоря, Нью Эйдж не является религией, но при этом
интересуется так называемым «божественным». Нью Эйдж включает в себя
слабо связанные между собой виды деятельности и воззрений, а также
людей, которые могут использовать этот термин в его исконном значении.
Таким образом, не существует единой декларации чего-либо подобного доктринам
мировых религий. Напротив (и несмотря на внутреннее разнообразие внутри
самого Нью Эйдж), есть несколько общих моментов: > 2.3.4. Что говорит Нью Эйдж...> 2.3.4.1.... о человеческой личности?> Нью Эйдж разделяет фундаментальную веру в возможность усовершенствования человека посредством широкого спектра разнообразных техник и видов терапии (в отличие от христианской точки зрения, предполагающей сотрудничество с Божественной благодатью). Учение Нью Эйдж о человеческой личности полностью согласуется с идеей Ницше о том, что христианство помешало полному проявлению истинной человечности. Совершенство в данной ситуации означает достижение своими силами собственной полноты, в соответствии со шкалой ценностей, которую мы сами для себя устанавливаем: таким образом, можно говорить о самости, создающей самое себя. С этой точки зрения, разница между людьми, как они есть сейчас, и людьми будущего, полностью реализовавшими свой потенциал, больше, чем между нынешними людьми и антропоидами. > Полезно провести различие между эзотерикой, поиском знания, и магией, или оккультизмом: последняя является средством обретения власти. Некоторые группы являются одновременно и эзотерическими, и оккультными. В центре оккультизма находится жажда власти, основанная на мечте стать божеством. > Предполагается, что техника расширения сознания должна открыть людям их божественную силу; используя эту силу, люди готовят путь Эре Просветления. Это возвеличивание человечества переворачивает с ног на голову истинное соотношение между Творцом и творением, и одна из крайних форм этого явления — сатанизм. Сатана становится символом бунта против традиций и правил, символом, который часто принимает агрессивные, эгоистические и насильственные формы. Некоторые евангелические группы выразили озабоченность присутствием и бессознательным воздействием того, что они назвали сатанинской символикой, во многих образцах рок-музыки, которая оказывает мощное влияние на молодых людей. Всё это бесконечно далеко от послания мира и согласия, которое содержится в Новом Завете; часто это одно из последствий возвеличивания человека, если при этом отрицается трансцендентный Бог. > Но это затрагивает не только молодежь; основные мотивы эзотерической культуры присутствуют также и в политике, и в образовании, и в законодательстве.{} В особенности это касается вопросов экологии. Свойственный экологии сильный упор на биоцентризм отрицает антропологическую позицию Библии, в соответствии с которой люди помещены в центр мира, поскольку они рассматриваются в ней как качественно превосходящие другие природные формы. Сегодня это очень заметно в законодательстве и образовании, несмотря на то, что это с очевидностью принижает человечество. Ту же самую эзотерическую культурную парадигму можно обнаружить в идеологической теории, лежащей в основе политики контроля численности населения и экспериментов в области генной инженерии, которые, по-видимому, выражают мечту человеческих существ о воссоздании себя заново. Как люди надеются это сделать? Посредством расшифровки генетического кода, внесения изменений в природные законы сексуальности, снятия ограничений, налагаемых смертью. > В соответствии с тем, что можно определить как классическую точку зрения Нью Эйдж, люди рождаются с «божественной искрой», в том смысле, который напоминает о древнем гностицизме; она связывает их в единство Целого. Таким образом, они рассматриваются как обладающие неотъемлемой божественностью, хотя и являются частью этого космического божества на разных уровнях сознания. Мы являемся со-создателями и создаем нашу собственную реальность. Многие авторы Нью Эйдж утверждают, что мы выбираем обстоятельства собственной жизни (даже собственные болезни или здоровье), в том смысле, что каждый индивидуум есть источник созидания вселенной. Но нам необходимо пройти некий путь, чтобы полностью понять, где подходящее для нас место в космическом единстве. Этот путь есть психотерапия, а узнавание вселенского сознания есть спасение. Не существует греха; есть только несовершенное знание. Идентичность каждого человеческого существа растворяется во вселенском бытии и в процессе последовательных воплощений. Человек подвержен определяющему влиянию звезд, но может открыться божеству, живущему в нём, через постоянный поиск (при помощи соответствующих техник) наивысшей гармонии между самим собой и космической энергией. Нет необходимости в Откровении и Спасении, принесенным людям извне, надо просто испытать спасение, сокрытое внутри себя, освоив психофизические техники, ведущие к окончательному просветлению. > Путь к самоспасению содержит несколько подготовительных шагов (медитация, телесная гармония, высвобождение энергий самооздоровления). Это исходные пункты процессов спиритуализации, совершенствования и просветления, которые помогают людям в дальнейшем овладеть техникой самоконтроля и психической концентрации на «трансформации» индивидуального «Я» в «космическое сознание». Судьба человека есть серия последовательных реинкарнаций души в различные тела. Это понимается не как самсара, в смысле очищения как наказания, но как постепенное восхождение к совершенному, полному развитию собственного потенциала. > Психология используется для объяснения расширения сознания как «мистического» опыта. Йога, дзен, трансцендентальная медитация и тантрические упражнения дают опыт самореализации, или просветления. Предполагается, что экстремальный, пиковый опыт (переживание собственного рождения, путешествия к вратам смерти, биологическая обратная связь, танцы и даже наркотики — всё, что может вызвать измененное состояние сознания) ведет к единству и просветлению. Поскольку существует только одна Душа, некоторые люди могут выступать каналами для более высоких существ. Каждая часть этого единого вселенского существа связана со всеми другими частями. Классическим подходом в Нью Эйдж является трансперсональная психология, в качестве основных понятий которой используются Мировая Душа, Высшее Я, коллективное и личное бессознательное ииндивидуальное «Я» (ego). Высшее Я — это наша истинная идентичность, мост между Богом, как божественной Душой, и человечеством. Духовный рост есть контакт с Высшим Я, который преодолевает все формы дуализма между субъектом и объектом, жизнью и смертью, душой (psyche) и телом (soma), «Я» и отдельными сторонами «Я». Наша ограниченная личность похожа на тень или сон, порожденный истинным «Я». Высшее Я включает в себя воспоминания о прошлых (пере-)воплощениях. > 2.3.4.2.... о Боге?> Нью Эйдж явно отдает предпочтение восточным и дохристианским религиям, которые считает не затронутыми иудео-христианскими искажениями. Следствием этого является почитание древних земледельческих обрядов и культов плодородия. «Гея», Мать-Земля, представляется как альтернатива Богу Отцу, Чей образ связывается с патриархальной концепцией о главенстве мужчин над женщинами. О Боге здесь говорится, но речь не идет о Боге-личности; Бог, представленный в Нью Эйдж, не личностен и не трансцендентен. Это не Творец и не тот, кто поддерживает существование вселенной, это «безличная энергия», внутренне присущая миру, с которым она составляет «космическое единство»: «всё есть одно». Это единство носит монистический, пантеистический или, более точно, панентеистический характер. Бог есть «жизненный принцип», «дух или душа мира», сумма всего сознания,существующего в мире. В каком-то смысле, всё есть Бог. Присутствие Бога в наибольшей степени проявляется в духовных аспектах действительности, таким образом, всякий разум/дух в известном смысле — Бог. > «Божественная энергия», сознательно принимаемая людьми, часто описывается как «Христова энергия». Говорися также о Христе, но имеется в виду не Иисус из Назарета. «Христом» именуется некто, достигший такого состояния сознания, в котором он или она ощутил или ощутила себя божеством и таким образом может провозгласить себя «вселенским Учителем». Утверждается, что Иисус из Назарета не был единственным Христом, а всего лишь одной из многих исторических личностей, в которых явилась природа «Христа», например, как в случае Будды и других. Каждая такая историческая реализация Христа ясно показывает, что все люди — небесные и божественные создания, и она ведет их к этой реализации. > Самый сокровенный и личный («психический») уровень, на котором человеческие существа «слышат» эту «божественную космическую энергию», называется здесь также «Святым Духом». > 2.3.4.3.... о мире?> Переход от механистической модели классической физики к «холистической» модели современной атомной и субатомной физики, основывающейся на понимании вещества как волн или энергии, а не только как частиц, является основным положением для многих воззрений Нью Эйдж. Вселенная есть океан энергии, который представляет собой единое целое или сеть связей. Энергия, одушевляющая этот целостный организм — вселенную, — есть «дух». Нет никакой разницы между Богом и миром. Мир сам в себе божественен, он подвержен процессу эволюции, который идет от инертной материи к «высшему и совершенному сознанию». Мир не был сотворен, он вечен и самодостаточен, а его будущее основано на внутренней по природе позитивной динамике, которая ведет к примирению (божественного) единства всего существующего. Бог и мир, душа и тело, разум и чувства, Небо и земля суть одна бесконечная вибрация энергии. > В книге Джеймса Лавлока, посвященной гипотезе Геи, можно найти утверждение о том, что «весь спектр живой материи на земле, от китов до вирусов и от дубов до водорослей, можно считать одним живым существом, способным управлять земной атмосферой так, чтобы она соответствовала его потребностям, и наделенным способностями и силами, намного превосходящими те, которые происходят из отдельных его частей».{} Некоторые видят в гипотезе Геи «странный синтез индивидуализма и коллективизма. Происходит так, как будто Нью Эйдж, оторвав людей от их фрагментарных представлений, спешит бросить их в огромный котел мировой души». Глобальный мозг нуждается в учреждениях, с помощью которых он мог бы управлять, другими словами, ему необходимо мировое господство. «Чтобы справиться с существующими проблемами, Нью Эйдж мечтает об аристократии духа в стиле платоновского Государства, управляемой тайными обществами...».{} Возможно, утверждать это как факт было бы преувеличением, но есть множество подтверждений того, что гностический элитизм и глобальное господство часто выступают вместе во многих вопросах международной политики. > Всё во вселенной взаимосвязано и каждая частица несет в себе образ тотальности; целое заключено в каждом предмете, а каждый предмет заключен в целом. В «великой цепи бытия» всё существующее глубоко взаимосвязано и составляет единую семью, которая находится на разных стадиях эволюции. Каждая человеческая личность — это голограмма, образ целостности творения, в которой каждый предмет создает вибрацию своей собственной частоты. Каждый человек — нейрон в центральной нервной системе Земли, и все отдельные индивиды находятся с другими в отношениях взаимного дополнения. В действительности, во всём творении наличествует внутренняя комплементарность или андрогинность.{} > Одна из тем, постоянно повторяющихся в литературе, посвященной Нью Эйдж, — «новая парадигма», в которую вступила современная наука. «Наука позволила нам проникнуть в целое и систему, стрессы и трансформацию. Мы учимся прочитывать тенденции, узнавать первые симптомы другой, более многообещающей парадигмы. Мы создаем альтернативные сценарии будущего. Мы обсуждаем ошибки предыдущих систем, внедряя новые способы решения проблем во всех областях».{} Поэтому «смена парадигм» представляет собой радикальное изменение перспективы, не более того. Остается вопрос, есть ли соответствие между идеей смены и действительной сменой и насколько внутренняя трансформация может проявляться во внешнем мире. Сам собой напрашивается вопрос, даже без негативной оценки, насколько научен ход мысли, содержащий утверждения типа: «Война немыслима в обществе независимых людей, которые открыли взаимосвязь всего человечества, которые не боятся чужих идей и чужих культур, которые знают, что все революции рождаются внутри и что нельзя навязать свой «тип просветленности» кому-либо другому».{} Нелогично заключать, что что-то невозможно, на основании того, что оно немыслимо. Такая формулировка по сути является гностической, если в ней подразумевается, что знание и сознание обладают великой силой. Утверждая это, мы не имеем в виду отрицание фундаментальной и важнейшей роли сознания в научных открытиях и в развитии науки, но единственно предостерегаем от приписывания внешней реальности того, что на сей день наличествует лишь в душе́. >
2.4. «Живущие в мифе, а не в истории»{}? | ||||||||||
Буду благодарен
за материальную поддержку проекта. | ||||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки. Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.Голосование эл. почтой:
нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте
письмо! ? (затрудняюсь
ответить) / 0 (неинтересно –
не(до)читал) / 1 (не понравилось
/ не интересно) / | ||||||||||
Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/ |
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предыдущий выпуск серии | ||||