Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | ||||||||||
Тема выпуска: История православия в России: Московский период (2)
| ||||||||||
Редактор-составитель рассылки, не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. | ||||||||||
Пожалуйста,
не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как
прочитаете его, или решите, что читать не будете. | ||||||||||
> Московский период<.....> > Разделение митрополий> Митрополит Киевский издавна был символом
духовного единства русской земли. Но фактическая удаленность от Киева митрополитов
в северо-восточных центрах означала, что южнорусские земли меньше, чем следовало
бы, были предметом их внимания и заботы. Этим воспользовались южнорусские,
литовские и польские князья, чтобы обосновать для Константинополя необходимость
создать в Киеве или Литве особую митрополию за счет территорий,
подведомственных митрополитам в Москве. Константинополь долго этому сопротивлялся,
но в конце концов уступил, поскольку Русь была слишком далека от политического
единства. Впервые разделение было осуществлено при митр. Максиме в 1303 г.,
но всего на два года. Вторая попытка – это Литовско-Галицкая
кафедра с митрополитом Феофилом > В 1371 г. вмешался польский король Казимир и, завоевав Галич и часть Волыни, потребовал у Константинополя учреждения Галицкой кафедры. Он добился своего, убедив патриарха, что митрополичья забота не доходит из Москвы до этого края – митр. Алексий действительно никого не поставил для этих земель в качестве епископов. Король также пригрозил патриарху подчинить православное население региона католическим епископам, если у него не будет своих иерархов. > Время "смуты", когда вел. кн. Дмитрий Донской навязывал на московскую кафедру своего кандидата, привело лишь к ухудшению дел церковного управления и ослаблению авторитета церковной власти. Началась в Москве национализация церковного управления, утрачивалось чувство вселенскости православия, росло отдаление от других православных церквей, в частности, от Константинополя. Патриарх Антоний писал в 1393 г. вел. кн. Василию I, преемнику Дмитрия Донского: "За что пренебрегаешь ты меня?" В 1381 г. на Руси уже не две, а три кафедры – в Галиции, Литве и Москве. В последующие десятилетия что-то менялось, пока в 1458 г. при митр. Ионе разделение былой русской митрополии на Московскую и Литовско-Галицкую не закрепилось для той эпохи. С усилением, однако, католических притязаний на латинизацию Руси короли уже не желали иметь юрисдикционно независимых православных иерархов на своих территориях и поэтому всячески старались их кафедры закрыть, заменив их католическими и не допустив при этом возврата под московскую юрисдикцию. > "Стяжатели" и "нестяжатели"> Оба эти направления монашеской практики, возникшие в XV в., бесспорно восходят к делу преп. Сергия, в монастыре которого духовный по́двиг и упорный труд в суровых жизненных условиях внутренне сочетались так, что для обеспечения жизни большого числа братии сами монахи создавали хорошо налаженное хозяйство. В условиях тогдашней Руси для еще лучшего их обеспечения нередко во владение монастырям передавались в собственность большие территории пахотных земель и разных угодий, вместе с жившими на них крестьянами. В результате монастыри овладевали такими богатствами, размер которых стал во много раз превышать разумно необходимое для жизни и деятельности самих монахов. Началось это еще во времена преп. Саввы Сторожевского и преп. Кирилла Белозерского, но эти игумены умели сочетать личную святость с экономическим процветанием. "Стяжатели", как называли крупных хозяйственников и сильных организаторов, имели чем поддержать бедствующие слои населения и этими возможностями дорожили. Тех же, кто более всего был верен духу преп. Сергия, это озадачивало, потому что с большим богатством связано немало искушений и опасностей, и они предпочитали воздерживаться от "стяжания". Между теми и другими начался конфликт, который имел далеко идущие последствия для всей нашей Церкви. > Учеником ученика преп. Сергия – преп. Пафнутия Боровского (†1477) стал преп. Иосиф Волоколамский (Волоцкий) (1439–1516). Это был суровый и строгий игумен, борец за благо Церкви, православного народа и государства. В нелегкое время пришлось ему трудиться, когда ослабели духовные основы поставленной Сергием общежительной иноческой жизни. Духовной дряблости преп. Иосиф противопоставил строгую дисциплину и порядок. Основная его книга – "Просветитель" – является ярким свидетельством его любви к Богу и Его Пречистой Матери и ревности о вере православной. Он – человек большого административного таланта и одновременно – предводитель монашеского воинства, вышедшего на беспощадную духовную битву с грехом. Эта борьба – не для слабых и не для плохо организованных людей, а для решительных и мужественных, для тех, кто готов отдать всё время и силы трудам и молитве. Воинство Христово должно быть дисциплинированным, подготовленным, благочинным, хорошо оснащенным и обеспеченным всем необходимым. Оно должно, считал он, быть надежной опорой и защитой бедствующему крестьянству и всё делать для укрепления государевой власти в стране. > Для этого нужно, рассудил он, чтобы монастыри были сильны и богаты, чтобы их земли были обширны и в прекрасном состоянии, чтобы страдающее население всегда находило в таких монастырях духовную поддержку и большую материальную помощь. За свою упорную и систематическую работу по созданию богатых и сильных монастырей преп. Иосиф и его последователи получили имя "стяжателей". В жизнеописании преп. Иосифа мы читаем, например, что во время голода в его монастыре кормили до 7 тысяч нуждавшихся. Сам Иосиф – великий благотворитель – считал их приход "посещением Божиим", возражая тем, кто боялся за себя и думал, что монастырю нечем будет кормить своих же монахов. Школы для беспризорных детей, богадельни для стариков, приюты и больницы для больных и убогих, суровость и властность слова игумена по отношению к нерадивым и немилосердным помещикам, увещевания государю, чтобы он управлял достойно и в согласии с волей Божией, – всё это снискало доверие и уважение к деятельности преп. Иосифа и его учеников в самых разных общественных слоях нашей страны. Тяжкое преступление совершает государь, учил преп. Иосиф, если он не думает о благе Церкви и народа. > Преп. Нил Сорский (1433–1508) – инок, подвижник, насаждал скитский образ жизни, сам был строгим аскетом и ревнителем православного просвещения. В жизнеописании он назван "великим отцом Русской Церкви". Падение православной Византии в 1453 г. под ударами турецких войск, которые возглавлял Мехмед II, стало трагическим событием не только для греков, но и для русских. Спустя время, Нил, направляясь на Афон, увидел мусульманский полумесяц на величественном когда-то храме св. Софии в Константинополе и запомнил навсегда: таков печальный конец неправедных политических притязаний христиан на величие, богатство и мирскую власть. > Вернувшись в Россию, он поддержал и укрепил то направление монашеского благочестия, представителей которого назвали "нестяжателями". Они лучше других хранили верность заветам преподобного Сергия – любить Бога и ближнего, смиренно и мужественно совершать труд спасения в чистоте жизни и евангельской бедности. Послушания, как и труда, у "нестяжателей" было не меньше, чем у последователей преп. Иосифа (их еще назвали "осифлянами" или "иосифлянами"), но оно было качественно другим – совершалось под знаком "божественных писаний" древних духовных авторов и глубокой личной преданности наставникам-старцам. На первое место в христианской жизни Нил и его ученики поставили работу над собой, тщательное самонаблюдение, сосредоточенную молитвенную практику ("умное делание"), формирование души подвижника согласно Слову Божию, древнецерковному Преданию и Уставу. Они умели также не осуждать грешников при ревностном отношении к правде Божией. > "Нестяжатели" понимали, что владение крупной собственностью – большая духовная опасность для ее хозяина, что монах сильно рискует, когда думает в основном о больших социальных задачах: многие "стяжатели", сами того не замечая, жили уже "не по закону Божию и преданию отеческому, а по своей воле и человеческому рассуждению". Они больше рассчитывали не на Бога, а на свою успешную деловитость, на труды (а хорошо работать они умели как редко кто на Руси), на умение всё и всех хорошо организовать. Нил же говорил о первостепенном значении Св. Писания и предания св. отцов: "…стремление к приобретению сёл и стяжанию богатства – отступничество от заветов Христа". > Сам Нил на Соборе
1503 г. в Москве настаивал, что монастыри должны ограничиться необходимым
и не приобретать в собственность огромные территории пахотных земель
с селами и крестьянами. Пример преп. Сергия и многих других
древнерусских подвижников говорил в пользу этого. "Нестяжатели"
высоко ценили христианскую образованность и лучше "осифлян" хранили
верность древнехристианскому и византийскому наследию и духовности преп.
Сергия. Примечательно, что Нил требовал от своих последователей быть
грамотными, а неграмотных в скит не брал. Это нужно было для дела
христианского просвещения. Трудами Нила и его последователей >
Нилу и его ученикам пришлось действовать в условиях непростых и неблагоприятных.
В то время общую ситуацию в стране весьма усугубили отступники
от церковной веры. Таковых собирательно называли еретиками. Были, как некоторые
думают, в небольшом числе богумилы, чью ересь манихейского типа занесли
на Русь когда-то давно из Болгарии, еще во времена Киева. О них
мало что известно, кроме того, что в северных землях они сравнительно легко
находили общий язык с языческими волхвами, таились от православных,
проповедовали дуализм света и тьмы, изображали себя строгими монахами-аскетами,
проникали в монастыри и иногда становились скопцами. Больше проблем
было
> В 1371 г. в псковско-новгородских землях обнаружились т.н. "стригольники", которые яростно обвиняли иерархию в симонии, но с ними сравнительно быстро справились. Исследователи XIX–XX вв. вряд ли полно могут описать, какого именно содержания ересь они проповедовали. Ясно лишь то, что они отвергали благодатность Церкви и призывали переходить к беспоповству, отрицали таинства, дискредитировали догматы и каноны. По жестоким нравам того времени, в 1375 г. трех "стригольников" просто утопили в р. Волхове, согласно решению церковной и городской властей Новгорода. Концом секты это не стало, она давала о себе знать еще и в первую половину XV в. Ею занимались не только новгородские иерархи, но и еп. Стефан Пермский, архиеп. Дионисий Суздальский, митр. Московский Фотий и даже патриарх Константинопольский Нил. (А симонию на Руси не раз обсуждали и осуждали совершенно официально, например, на Соборе во Владимире в 1274 г., затем на Стоглавом в 1551, а в 1311 г. в этом обвиняли, но безуспешно, митр. Петра.)
> Вскоре в том же Новгороде в 1470 г. появились т. н. "жидовствующие" (или иудействующие), отступники от христианства в сторону иудаизма. Новгородское духовенство заразилось этим от прибывших с Запада приверженцев модернизированного иудаизма лейб-медика Схарии (Захарии) и еще двух из свиты литовско-русского князя Александра Олельковича. Инициаторы были весьма начитанные и амбициозные люди. <....> В 1471 г. государь Иван III изгнал этого князя и навел в городе относительный политический порядок. Но изменившие Христу новгородцы тайно продолжали начатое дело. <...> Изменивших было не так уж и много. В условиях конспирации много и не могло быть, а о. Георгий Флоровский считал, что было просто "шатание умов", какое-то хамское вольномыслие, приверженцы которого даже не успели толком сорганизоваться. > Действовали они интригами и нашли себе сторонников в Кремле. <....> прот. Алексий (тайно переименовавшийся в Авраама) стал настоятелем Успенского собора в Кремле, а прот. Денис – Архангельского. На их стороне был также дьяк Феодор Курицын – лицо ранга министра иностранных дел. Из Венгрии он привез аналогичную доктрину, отрицавшую догматическое учение о Святой Троице, и сам осторожно вводил в ересь некоторых из близкого ему круга.
См. также: • А.Б.Зубов. Православная
русская Церковь в XIII – первой половине XV века (текст
и фонограмма) О "жидовствующих": О стригольниках
и жидовствующих: | ||||||||||
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. | ||||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки. Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.Голосование эл. почтой:
нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте
письмо! ? (затрудняюсь
ответить) / 0 (неинтересно –
не(до)читал) / 1 (не понравилось
/ не интересно) / | ||||||||||
Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/ |
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предыдущий выпуск серии 1 | ||||
<= предыдущий выпуск серии 2 | ||||