Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | ||||||||||||||
Тема выпуска: Ненасильственное сопротивление Мартина Лютера Кинга Этот выпуск двойной, и для того чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 приблизительно равных по объему фрагмента.
| ||||||||||||||
У православных христиан
(и греко-католиков) начался Великий пост. • протопресвитер Александр Шмеман: путь и средство (1) (2) / Светлая печаль / Путь к Пасхе / Великопостные богослужения (1) (2: Триодь) / Литургия Преждеосвященных Даров / Канон прп. Андрея Критского / время покаяния (+ссылки) / | ||||||||||||||
В связи с возникавшими порой
недоразумениями, помещаю следующее предуведомление: Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма — выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. | ||||||||||||||
Пожалуйста, не пожалейте
полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите,
что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете
рассылку, и я не трачу время впустую. | ||||||||||||||
>
Ненасильственное сопротивление Мартина Лютера Кинга |
иконописное
изображение Мартина Лютера Кинга, сделанное католическим диссидентом, монахом
Робертом
Лентцем (см. его работы) |
> 1. Ненасильственное сопротивление — это не метод трусов, которые боятся вести борьбу, а сопротивление, требующее силы и мужества. Человек не должен подчиняться никакой несправедливости. Но борьба должна быть направлена не на насилие, а на убеждение. Этот метод — не пассивное непротивление злу, а активное ненасильственное сопротивление злу.
> 2. Ненасилие не стремится победить или унизить противника, но пытается завоевать его дружбу и понимание. И хотя ненасильственная борьба может выражаться в акциях протеста, отказе от сотрудничества или бойкотах, само по себе это не являются целью. Целью является объединенение людей, которых разделяют барьеры социальной несправедливости. «Целью является освобождение и примирение, — пишет Кинг, — Последствия ненасилия заключаются в создании общности, тогда как последствием насилия является трагическая горечь».
> 3. Ненасильственная борьба направлена против зла, а не против его носителей. Так, в отношении рассовой дискриминации Кинг утверждает: «Напряжение существует не между белыми и неграми. В своем основании оно существует между справедливостью и несправедливостью, между силами света и силами тьмы. И если будет наша победа, то это будет победа не пятидесяти тысяч негров, но победа справедливости и светлых сил. Мы выступили для того, чтобы победить несправедливость, а не против тех белых людей, которые являются ее носителями».
> 4. Ненасилие воплощает принцип заповеди Иисуса: «Ударившему тебя по щеке подставь другую». Это означает готовность принимать страдания без отомщения — принимать удары противника, не отвечая на них ответным ударом. Объясняя смысл этого Мартин Лютер Кинг ссылается на слова Ганди: «Те вещи, которые имеют для людей фундаментальное значение, не могут быть достигнуты с помощью одного лишь разума, их необходимо выстрадать. Страдание безгранично сильнее закона джунглей в деле обращения противника в свою веру, чтобы он услышал то, что недоступно для голоса разума».
> 5. Ненасилие означает не только отказ от физического насилия, но и отказ от морального насилия. «Борец за ненасилие, — пишет Кинг, — отказывается не только стрелять в противника, но и ненавидеть его. Центром ненасилия является принцип любви. Борец за ненасилие будет утверждать, что в борьбе за человеческое достоинство угнетенные люди всего мира не должны уступить искушению ожесточиться или дать себе волю участвовать в кампаниях ненависти. Это бы не привело ни к чему, кроме усиления существующего зла во вселенной. На протяжении всего существования жизни кто-нибудь должен иметь достаточно разума и моральности, чтобы разорвать цепочку зла и ненависти. Этого можно достичь, только возводя мораль любви в центр всей нашей жизни».
> Объясняя представления о любви,
которая направляет ненасильственное сопротивление, Кинг обращается к христианскому
понятию «ага́пе», выражающему Божественную любовь, которая превышает
«эрос» (любовь романтическую) и «фили́а» (любовь
дружескую):
> «Агапе — это незаинтересованная любовь. Это любовь,
в которой индивид стремится найти добро не для себя, а для своего
ближнего (1Кор.10:24).
Агапе не начинается с разного отношения к достойным и недостойным
людям и качествам, которыми они обладают. Она начинается с любви
к другим ради них самих. Это полностью «касающаяся ближнего забота
об остальных», которая находит ближнего в каждом встречном человеке.
В данном случае агапе не делает различия между другом и врагом,
этот вид любви касается обоих».
> «Любовь Бога является
вечной и не ослабевает потому, что она нужна человеку. Святой Павел
уверил нас, что акт любви-спасения произошел, «когда мы были еще грешниками»,
— и это пик нашей великой потребности в любви. С тех пор
как личность белого человека в большой степени разрушена сегрегацией,
он нуждается в любви негра. Негры обязаны любить белых, потому что белые
нуждаются в их любви, чтобы стереть пятно напряжения, нестабильности
и страха.
> Агапе не является слабой, пассивной любовью. Это любовь
в действии. Это любовь, стремящаяся защитить и сотворить сообщество.
Она настаивает на общности, даже когда кто-то стремится эту общность
разрушить. Агапе — это желание идти до конца ради восстановления
общности. Она не остановится на первой миле, а пройдет вторую,
чтобы восстановить общность. Это желание простить не семь раз, а семьдесят
семь, чтобы восстановить общность. … Тот, кто действует вопреки общности,
действует вопреки творению. Поэтому, если я отвечаю на ненависть эквивалентной
ненавистью, я не делаю ничего, кроме усиления раскола в разрушенной
общности. Я могу закрыть брешь в разрушенной общности, только встречая
ненависть любовью».
> Описывая Божественную любовь — агапе, которую призваны осуществлять люди в отношении своих недругов, Мартин Лютер Кинг утверждает логику о взаимосвязанности, взаимозависимости всей жизни. Эта логика укоренена в восточной философии и наиболее полно отражена в буддизме. Однако и христианству она не чужда (это отмечает, к примеру, епископ Каллист Уэр, анализируя идеи преподобного Силуана Афонского в произведениях Достоевского).
> Кинг пишет: «В конечном итоге агапе —
познание того факта, что жизнь взамосвязана. Всё человечество включено
в единый процесс, а все люди — братья. В той мере, в какой
я причиняю вред своему брату, независимо от того, что он делает мне, —
я причиняю вред себе. Например, белые люди часто отказывают в федеральной
помощи образованию, чтобы избежать предоставления неграм их прав, но из-за
того, что все люди — братья, они
не могут отказывать негритянским детям, не причиняя вреда своим собственным.
Напротив, их усилия заканчиваются нанесением ущерба самим себе. Почему так происходит?
Потому что все люди — братья. Если нанесешь вред мне, нанесешь
и себе.
> Любовь, агапе, является единственным цементом, способным
укрепить разрушенную общность. Когда мне свыше приказано любить, мне приказано
соединять разрушенную общность, противостоять несправедливости и удовлетворять
потребности моих братьев».
> 6. В качестве заключительной характеристики
ненасильственной борьбы Мартин Лютер Кинг выделяет веру в то, что в основе
мироздания находится любовь:
> «Тот, кто верит в ненасилие,
— глубоко верит в будущее. Вера является причиной, по которой
участник ненасильственного сопротивления принимает страдания без возмездия.
Он знает, что в его борьбе за справедливость космос на его стороне.
Есть преданные, верящие в ненасилие люди, которые не могут верить в существование
персонального Бога. Но даже эти люди верят в наличие некой творящей
силы, которая действует ради полноты вселенной. И как бы мы ни называли
это — неосознаваемым безличностным процессом или Персональным существом,
— мы признаём существование творящей силы и некой любви, которая
действует, чтобы привести несвязанные аспекты реальности в гармонию».
См. также:
• Проповедь М.Л.К "Любите врагов ваших" (1) (2) (3)
• божественная любовь, действующая в сердцах людей (из ст. "Паломничество к ненасилию")
• против антисемитизма
• Христианство в 7-ом десятилетии XX века
• Филип Янси о М.Л.К
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
messia.ru/pomoch.htm.
Голосование эл. почтой:
нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте
письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать
свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете
письмо.
NB! На мобильных устройствах этот
метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать
вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать
обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.
? (затрудняюсь
ответить) / 0 (неинтересно –
не(до)читал) / 1 (не понравилось
/ не интересно) /
2 (малоинтересно)
/ 3 (интересно)
/ 4 (очень
интересно) /
5 (замечательно!)
messia.ru/r2/7/is15de08_432.htm
»Страничка
сайта вКонтакте«
»Страничка
сайта в facebook«
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предыдущий выпуск серии 1 | ||||
<= предыдущий выпуск серии 2 | ||||