Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
||||||||
Тема выпуска:
Православное богослужение: формулы, тексты, храм, священник, народ
|
||||||||
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. |
||||||||
Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую. Редактор |
||||||||
> Основные элементы литургического богослужения<.....> > Литургические формулы> Есть несколько литургических формул, которые встречаются во всех службах и выражают несколько основных реалий христианского богослужения. Самые важные следующие: > 1. "Мир всем" "и духови твоему". Этот короткий диалог между священнослужителем и молящимися всегда предшествует главным действиям в каждой службе (чтению Евангелия, Евхаристическому канону, Причастию и т.д.). Всё, что мы получаем в Церкви, стало возможным благодаря миру между Богом и людьми, который Христос установил и исполнил. В Нём мы в мире с Богом, поэтому это провозглашение и дарование мира составляет важную часть христианской литургии. > 2. "Главы ваша Господеви приклоните" призыв к подчинению Богу, к приятию Его как Бога и Господа. > 3. Ектеньи и прошения. Ектенья это определенный ряд прошений или призываний к молитве, возглашенных диаконом (или священником). Ектенья одна из основных форм литургической молитвы, свойственная почти всем службам. В Православной Церкви употребляются четыре типа ектений. > (1) Великая ектенья, с которой обычно начинается богослужение. Ее прошения говорят обо всех нуждах Церкви, мира, общины и каждого отдельного человека и составляют, таким образом, молитву Церкви. Она начинается словами: "Миром Господу помолимся". <("Мир" здесь означает мирное состояние молящихся.)> > (2) Малая Ектенья сокращенная великая ектенья. > (3) Сугубая ектенья: молящиеся на каждое прошение отвечают троекратно: "Господи, помилуй!", ее прошения касаются более подробно нужд прихода. > (4) Просительная ектенья, в которой мы просим ("Господа просим" "подай, Господи") исполнить наши основные нужды. Эта ектенья обычно бывает в конце службы. > К этим ектеньям надо добавить те, которые употребляются в особых службах или в особые моменты службы, например, об оглашенных, при освящении воды, заупокойные и т.д. > Литургический смысл и важность ектений состоит в том, что благодаря им поддерживается совместный характер молитв, богослужение приобретает диалогическую структуру. > 4. "Премудрость" этот возглас обычно подчеркивает важный момент службы, обычно предшествует чтению Священного Писания. > 5. "Вонмем" призыв быть особенно внимательными и сосредоточенными перед чтением Священного Писания. > Богослужебные тексты> Кроме текстов, взятых непосредственно из Библии (паремии, псалмы, песнопения и т.д.), мы находим в богослужениях два основных типа текстов: молитвы и песнопения. Молитвы обычно читаются или возглашаются епископом или священником и являются центром или вершиной каждого литургического действия. Они выражают смысл всей службы (молитвы на вечерни и утрени) или, когда речь идет о таинствах, совершают и выполняют тайнодействие (великая Евхаристическая молитва Божественной литургии, разрешительная молитва таинства покаяния и т.д.). Песнопения составляют музыкальную часть богослужения. Церковь считает пение важным выражением нашего поклонения и предписывает большое разнообразие песен для каждой службы. > Основными гимнографическими типами или формами являются: > 1. Тропарь короткая песнь, выражающая главную тему празднуемого события (праздник, день святого и т.д.) и прославляющая его. Например, пасхальный тропарь: "Христос воскресе из мертвых" или тропарь Воздвижения Креста: "Спаси, Господи, люди Твоя". > 2. Кондак то же, что тропарь, разница лишь в их историческом развитии. Кондак был прежде длинной литургической поэмой из 24 икосов; постепенно он вышел из богослужебного употребления, сохранившись только в виде короткой песни, исполняемой на утрени (после 6-й песни канона), за литургией и на часах. У каждого праздника есть свой тропарь и кондак. > 3. Стихира принадлежит к разряду песнопений, которые поются в определенные моменты службы, например, стихиры после псалма "Господи, воззвах" на вечерне, на утрени стихиры на "Хвалите" и т.д. > 4. Канон большая гимнографическая форма; состоит из 9 песен, включающих по несколько тропарей. Существуют каноны на каждый день года, которые поются на утрени, например, пасхальный канон: "Воскресения день", рождественский: "Христос рождается, славите". > Всего существует восемь основных мелодий, или гласов для богослужебного пения, так что каждое песнопение исполняется на определенный глас (например, "Царю Небесный" на 6-й глас, рождественский тропарь: "Рождество Твое, Христе Боже" на 4-й, пасхальный канон на 1-й и т.д.). Указание гласа всегда стоит перед текстом. Кроме того, каждая неделя имеет свой глас, так что восемь недель образуют "гимнографический" цикл. В структуре богослужебного года отсчет циклов начинается со дня Пятидесятницы.
> Святой храм> Место богослужения называется храмом. Двойное значение слова "церковь", означающее и христианскую общину, и дом, в котором она поклоняется Богу, уже само указывает на функцию и природу православного храма быть местом литургии, местом, где община верующих являет себя Церковью Божией, духовным Храмом. Православная архитектура имеет поэтому литургический смысл, свою символику, которая дополняет символику богослужения. У нее была длинная история развития, и она существует у различных народов в большом разнообразии форм. Но общая и центральная идея та, что храм это небо на земле, место, где нашим участием в литургии Церкви мы входим в общение с грядущим веком, с Царствием Божиим. > Храм обыкновенно разделен на три части: > 1. Притвор, передняя часть, теоретически в центре него должна стоять крещальная купель. Таинство Крещения открывает новокрещенному двери в Церковь, вводит его в полноту Церкви. Поэтому Крещение прежде происходило в притворе, и затем новый член Церкви торжественной процессией вводился в Церковь. > 2. Центральная часть храма это место собрания всех верующих, сама церковь. Церковь здесь собирается в единении веры, надежды и любви, чтобы прославлять Господа, слушать Его поучения, принимать Его дары, чтобы вразумляться, освящаться и обновляться в благодати Духа Святого. Иконы святых на стенах, свечи и все остальные украшения имеют одно значение единение Церкви земной с Церковью Небесной, или, вернее, их тождество. Собранные в храме, мы видимая часть, видимое выражение всей Церкви, глава которой Христос, а Матерь Божья, пророки, апостолы, мученики и святые члены, как и мы. Мы вместе с ними образуем одно Тело, мы подняты на новую высоту, на высоту Церкви в славе Тело Христово. Вот почему Церковь приглашает нас войти во храм "с верой, благоговением и страхом Божиим". По той же причине древняя Церковь не позволяла присутствовать на службах никому, кроме верных, то есть тех, кто уже верой и крещением включены в небесную реальность Церкви (ср. на литургии: "Оглашенные, изыдите"). Войти в Церковь, быть вместе со святыми самый великий дар и честь, поэтому храм это место, где мы поистине приняты в Царствие Божие. > 3. Алтарь место престола.
Престол мистический центр церкви. Он изображает
(являет, реализует, раскрывает нам таково действительное
значение литургического изображения): > Все три части храма украшены иконами (изображениями Христа и святых). Слово "украшение" не вполне подходит, т. к. иконы больше, чем "украшение" или "искусство". Они имеют священное и литургическое назначение, они свидетельствуют о нашем реальном общении, единении с "небом" духовным и прославленным состоянием Церкви. Поэтому иконы больше, чем образы. По учению Православной Церкви, те, кого они изображают, действительно духовно присутствуют, они духовная реальность, а не просто символ. Иконография искусство сакраментальное, в котором видимое открывает невидимое. Это искусство имеет свои правила, или "канон", особый метод и технику письма, которые вырабатывались веками для выражения преображенной действительности. > [Сегодня люди вновь стремятся открыть истинное значение икон, постичь настоящее иконографическое искусство. Но еще много надо сделать, чтобы убрать из наших церквей приторные и сентиментальные изображения, которые ничего не имеют общего с православным пониманием иконы.] > Православный храм по своей форме, структуре и украшениям предназначен для литургии. "Материальный" храм должен помогать в построении духовного храма Церкви Божией. Но, как и всё другое, он никогда не может стать самоцелью.
> Священник и приход> В православном учении о Церкви (и, следовательно, богослужении, которое есть священнодействие и выражение Церкви) духовенство и миряне не могут быть противопоставлены друг другу, но не могут и смешиваться. Вся Церковь это миряне, народ Божий, каждый в ней прежде всего член церковного тела, активный участник в общей жизни. Но внутри церковного народа существует порядок служений, Богом установленный для правильной жизни Церкви, для сохранения единства, для верности ее Божественному назначению. Основное служение священство, которое продолжает в Церкви священническое служение Самого Христа в трех его аспектах: священства (Христос Первосвященник, Который принес Себя в жертву Отцу за спасение всех), учительства (Христос Учитель, учащий нас заповедям новой жизни) и пастырства (Христос Добрый Пастырь, знающий Своих овец и называющий каждую по имени). Единственное в своем роде священство Христа продолжено в Церкви священной иерархией, которая существует и действует в трех служениях епископа, священника и диакона. Полнота священства принадлежит епископу, который есть глава Церкви. Он разделяет свои священнические обязанности с пресвитерами, которых он посвящает, чтобы они были его помощниками в управлении Церковью и возглавляли отдельные приходы. Епископу и священникам помогают диаконы, которые не могут совершать таинств, но их назначение поддерживать живую связь между иерархией и народом. > Это иерархическое построение, или порядок в Церкви выражается в ее богослужении, каждый член участвует в нём согласно своему призванию. Вся Церковь совершает литургию, и в этом общем деле каждый имеет свое назначение. Епископу (или священнику) подобает возглавлять народ, приносить Богу молитву Церкви и преподавать народу Божественную благодать, учение и дары Божии. При совершении литургии он являет видимую икону Иисуса Христа Который как Человек стоит перед Богом, объединяя и представляя Собой всех нас, и Который как Бог дает нам Божественные дары прощения, благодать Духа Святого и пищу бессмертия. Поэтому не может быть литургии и никакой службы Церкви без священника, так как это именно его обязанность изменять или преображать земное и человеческое собрание в Церковь Божию, продолжая в ней посредническое служение Христа. И не может быть литургии без народа, общины, так как это их молитвы и приношения священник приносит Богу, и для того он получил благодать Христова священства, чтобы преображать общину в Тело Христово. > Таким образом, молящаяся Церковь действительно представляет (являет, актуализирует) Христа: Главу и Тело, Божество и Человечество, Дар и Принятие. Православная Церковь в своем богослужении и не клерикальна, то есть духовенство не единственный активный элемент при пассивном народе, и не эгалитарна, что означало бы смешение священства и народа, при их равноправии. По учению Церкви, гармония всех служений при их единстве и различии, их активное содействие под руководством и при поддержке иерархии по образу богослужения необходимы для благостояния Церкви, для ее "полноты во Христе". > Этот порядок, то есть функция священника по отношению к народу церковному, выражен в его церковном облачении. Совершая главное богослужение Божественную литургию, священник надевает: > 1. Стихарь белое одеяние, которое делает его представителем каждого верующего, так как при крещении каждый был облачен в белую одежду нового творения и новой жизни: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся". <(Форма стихаря, которую используют священники и епископы называется подризник.)> > 2. Епитрахиль орарь <(вышитая или цветная лента)>, который покрывает шею и плечи как знак его священнического и пастырского служения. Христос, Пастырь Добрый, принял на Себя нашу человеческую природу, принял заботу о каждой отдельной овце, принес Себя за грехи всего мира. > 3. Епиманикии, или поручи знак того, что руки священника не ему принадлежат, но Христу. Он будет благословлять, а мы будем принимать благословение Христово, он будет приносить наши хлеб и вино, но это будет Христос, Единый Приносящий; он будет раздавать Дары, но это Христос будет питать нас Своим Телом и Своей Кровью. > 4. Пояс знак послушания, готовности, подчинения. Не он избрал Христа, а Христос избрал его и доверил ему Свое Собственное служение. У священника нет собственного авторитета, ни собственной власти, он всё делает именем Христа. > 5. Фелонь (<риза>) облачение, покрывающее всего человека, как поток благодати, радости, мира и красоты, нового космоса, Царства Божьего, дарованного нам Христом, которым Он нас облек нагих в наших грехах и болезнях. > К этим облачениям епископ прибавляет "омофор" широкий орарь символ его высшей власти в Церкви. У диакона облачение то же: стихарь, поручи и узкий орарь, который он поднимает при возглашении ектений, приглашая всех поднимать взор ввысь, чтобы молиться Богу в вышних.
|
||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. |
||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
||||||||
www.messia.ru/r2/7/l02_013.htm
Архив рассылки, формы подписки » www.messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предыдущий выпуск серии | ||||