Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
||||||||||
Тема выпуска:
Уверение ап. Фомы: блаженны невидевшие и уверовавшие
|
||||||||||
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. |
||||||||||
Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую. Редактор |
||||||||||
> Вечный кладезь уверения> Христос воскресе! > На протяжении сорока дней празднует Церковь светлый и радостный праздник Воскресения Христова – праздник Пасхи. И каждый год – всё тот же взрыв радости, всё то же ликующее утверждение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». > Для тех, кто испытал всё это, кто хотя бы в малой мере приобщился этой радости, слова и объяснения, конечно, не нужны. Но, быть может, стоило бы попытаться хоть что-нибудь из этого объяснить тем весьма многим, кто, не имея такого опыта, не примкнули, однако, и к хулителям веры, кто с одинаковым удивлением смотрят и на ликующую пасхальную веру христиан и на продолжающиеся по сей день попытки веру эту оскорбить, удушить, разрушить. > И, конечно, не случайно в первое воскресенье по Пасхе читается в храмах евангельский рассказ об уверении Фомы Неверного. Фома, один из двенадцати учеников Христа, не был с остальными, когда явился воскресший Христос. И услышав от них об этом явлении, сказал: «Пока не увижу Его, пока не вложу пальцы мои в раны от гвоздей, пока не прикоснусь к Нему, не поверю». И вот спустя восемь дней были они опять все вместе, и внезапно «дверем затворенным» явился Христос и, обратясь к Фоме, сказал: «Дай руку, прикоснись ко Мне, вложи пальцы твои в раны Мои, и не будь неверующим, но верующим». И Фома воскликнул: Господь мой и Бог мой! А Христос ответил: «Ты поверил, потому что увидел. Блаженны те, кто не видел и уверовал» (ср. Ин.20:25-29). > Так вот, рассказ этот или, вернее, само видение, само восприятие Христова воскресения Фомой могут служить символом отношения к вере, ко Христу, к благовестию Воскресения в наши дни: «Если не увидим, не поверим». Вся наша цивилизация, вся наша наука, всё наше воспитание построены на принципиальном недоверии и скептицизме. Верно и достоверно то одно, что можно увидеть, тронуть, измерить. > И, пожалуй, можно понять это искреннее недоумение перед лицом такого странного, такого неслыханного утверждения: «Мы видели Господа, воскресшего из мертвых» (ср. Ин.20:25; Мк.16:14). Ведь вот прошло уже почти две тысячи лет с тех событий. И всё так же умирают люди, всё той же печалью ухода, разлуки, смерти пронизана жизнь на земле. «О чём же это поют они там, в своих храмах: “Смертию смерть поправ”? Что может означать это радостное восклицание: “И мертвый ни един во гробе!”*?» Ведь мы, верующие, тоже не видели воскресшего Христа, тоже не осязали Его ран, не прикасались к Его плоти. Да, конечно, всё это так. И именно потому, что это так, понятным становится навязчивое желание врагов религии осмеять и разрушить Пасху, запечатленное в маленьком, но таком трагическом рассказе Солженицына9. Автор описал крестный ход в пасхальную ночь в Переделкине. Крестный ход, идущий сквозь шумную толпу хулиганов, всеми силами стремящихся заглушить пасхальное богослужение. > Понятно это потому, что именно пасхальная ночь, пасхальная служба, пасхальная радость – всё это и есть для нас явление воскресшего Христа, и то «доказательство», которого хотел Фома, и тот таинственный миг, когда на опыте, без слов и объяснений мы вдруг узнаём, что всё это правда, и на победное возглашение «Христос воскресе!» едиными устами, единым сердцем, сотнями голосов в абсолютном согласии отвечаем: «Воистину воскресе!» > Ибо никакого рационального, научного подтверждения этой вере нет и быть не может. Всё в здешней жизни противоречит ей. «Смерть и Время царят на земле», и ничего не меняется, жизнь по-прежнему остается страшным движением к необъяснимому концу и обрыву. Но тогда откуда же эта радость? Как объяснить, почему из года в год на протяжении двух тысячелетий наступает эта ночь и с нею – взрыв света, ликования и торжества? Массовый психоз? Самовнушение? Нет! Не бывает массового психоза, длящегося двадцать столетий и наступающего по календарю. Не может самовнушение относиться к толпе. Всем этим объяснениям грош цена. Эта радость приходит, потому что Кто-то приносит и подает ее. > Мы стоим в полночь у закрытых дверей храма – и вокруг тьма, и только огоньки свечей, только надежда, только ожидание... И вот, раздается победное «Христос воскресе!», и рушится эта тьма мiра, и исполняется ожидание, и, почти сами того не сознавая, мы отвечаем: «Воистину воскресе!» И открываются двери, и мы входим в свет храма, и отовсюду, точно сама земля, само небо поют, льется: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!..», «Смерти празднуем умерщвление... иного жития, вечнаго, начало...»10. Но тогда не ясно ли, что врагам веры остается одно – заглушить всё это, не дать нам заново убедиться в том, в чём две тысячи лет назад убедился Фома Неверный, когда пал на колени и воскликнул: Господь мой и Бог мой! (Ин.20:28). > Да, ни объяснить, ни доказать мы ничего не можем. Но знаем твердо, как знал апостол Павел, что если Христос не воскрес, то вера наша тщетна (см. 1Кор.15:14,17), тщетно и ожидание. И хотя мы часто забываем об этой вере, изменяем ей и падаем, она снова возрождается в эту пасхальную ночь, снова в каждом из нас падает на колени маленький, придирчивый Фома, и узнаёт, и верует, и радуется. > Блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин.20:29). Блаженны те, чье сердце еще может раскрыться вечному дару свыше, кто в надежде своей способен получить эту пасхальную радость; кто способен ощутить, как «ныне вся исполнишася света: небо же, и земля, и преисподняя», как «радуется весь мiр, видимый и невидимый, возстанию Христову». > Христос воскресе! Воистину воскресе!
> Засвидетельствованное блаженство> Христос воскресе! > Первое воскресенье после Пасхи11 посвящает Церковь евангельскому рассказу о Фоме, ученике Христовом, который сказал, что не поверит в воскресение Учителя, пока сам не прикоснется к Нему. Вот что говорится об этом у евангелиста Иоанна Богослова: Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, – пишет евангелист Иоанн, – не был тут с ними (т.е. с другими учениками. – Прот. А.Ш.), когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин.20:24-29). > В чём смысл этого рассказа и почему сразу после Пасхи Церковь обращает на него наше внимание, как бы говоря: «Это для вас написано, это касается каждого из вас»? И действительно, если вдуматься, он оказывается рассказом о том, что вечно совершается в мiре, а в наши дни, пожалуй, наиболее часто. О чём же он? Конечно, о вере, о коренном ее отличии от рационального знания, основанного на том, что человек самолично видел, слышал, осязал. > Всё христианство – нужно ли это доказывать? – основано на вере в воскресение Христово, в то, что по крайней мере однажды в нашем мiре, в нашей земной истории смерть была побеждена, и Мертвый воскрес. И если нет этой веры, то, в сущности, от христианства остается некое общее учение о любви, добре и прощении, какое можно найти в других религиях и философиях. Остается рассказ об удивительном Человеке, Который, однако, ошибся в главном, и сказав: «В третий день воскресну» (ср. Мф.27:63), не воскрес. Остается рассказ о неудаче, провале и, по существу, обмане. А ведь быть христианином с самого начала означало верить в неслыханную, невероятную и тем не менее реально совершившуюся победу над смертью. Если Христос не воскрес, – говорит апостол Павел, – то вера ваша тщетна (1Кор.15:17). > И если так, тогда всё в христианстве зависит от вопроса: как поверить? Никто из нас не видел Воскресшего, не касался ни рук Его, ни пронзенного ребра. Но вот сказано: Блаженны невидевшие и уверовавшие. Итак, как же поверить? Сослаться на опыт других людей, на то, что так учит Церковь? Да, конечно. Но всё же это еще не наша, не моя вера. А между тем нам всё время твердят, что всякое знание основано на доказательствах, нас всё время учат, что Фома, в сущности, был прав, отказавшись верить без доказательств, не удостоверившись. Да и Господь не осудил его, но Сам предложил проверить реальность Своего присутствия прикосновением. И всё же, говорит Господь, блаженны невидевшие и уверовавшие. > И вот, углубляясь в свою веру, как бы и на этот раз проверяя ее рассказом о Фоме, приходишь к одному-единственному ответу. Верю ли я в воскресение Христово? Да, верю. Как, почему? И сердце отвечает: потому что верю в Христа – в Того, Кто обращается ко мне в вечно живых словах Евангелия. Можно сказать иначе: я верю в Христа не потому что Он воскрес, но в воскресение Христово верю потому, что верю в Него Самого и, главное, верю Ему. Никогда человек не говорил так, как этот Человек (Ин.7:46), – ответили посланные фарисеями привести Иисуса. Но то же самое знает и вечно узнаёт мое сердце. И если сказал Господь: Не оставлю вас сиротами; приду к вам (Ин.14:18), если сказал Он: «И в третий день воскресну» (ср. Мф.27:63), если всю земную жизнь Свою ожидал этой встречи со смертью, чтобы победить ее, то это не может быть обманом. Не мог Он обмануть, не могло быть обманом учение о победе Божией, о Царстве, пришедшем в силе. > Итак, или – или: или не было в истории более трагического, более страшного обмана, или всё в Евангелии – правда, всё – жизнь, всё – победа. Да, вся эта книга, каждое слово в ней дышит опытом писавших ее, и это опыт тех, кто видели Воскресшего и потому опьянены радостью, ослеплены светом, переполнены самой победоносной на свете верой. И чем же побеждала всегда, чем и сейчас побеждает Церковь, как не этим радостным утверждением: «Христос воскресе!» В чём вся ее жизнь, как не в радостном опыте всякий раз новой встречи с Воскресшим, Живым, Приходящим к нам. Блаженны невидевшие и уверовавшие. Да, блаженны. И это блаженство мы знаем и о нём свидетельствуем. Вот всего лишь несколько дней назад мы снова испытали его в светозарную ночь Пасхи перед закрытыми дверями храма, когда не от ума с его проверками и доказательствами, а из всего существа, из последней глубины опыта отвечали: «Воистину воскресе Христос!» > И хорошо в эти пасхальные дни читать о Фоме Неверующем, хорошо углубляться в свою веру, хорошо обновлять ее во всей животворной глубине. Ибо вся она – в словах пасхального песнопения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Нет у нас доказательств – есть только вера и блаженная радость ее присутствия в нашей жизни. Воистину воскресе Христос! |
||||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. |
||||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
||||||||||
www.messia.ru/r2/7/lp18_047.htm
Архив рассылки, формы подписки » www.messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предыдущий выпуск серии 1 | ||||
<= предыдущий выпуск серии 2 | ||||