Христос воскрес! * 18 мая ст.ст., пт - на литургии читается: Деян.10:44 - 11:10#; Ин.8:21-30#. Иисус при жизни Своей и до наших дней остаётся предметом сомнений и соблазнов, потому что Он сказал, что приблизилось Царство Божие, и дал тому весомые подтверждения, — но недостаточно весомые. Мёртвых Он воскрешал — прекрасно! Ученики Иоанна Предтечи пошли и сказали об этом своему наставнику. А меньше чем через год Предтечу казнят — и Иисус не воскрешает его, не приращивает отрубленную голову к телу, хотя мог бы. Так может Он воскрешать или нет? Царь Небесный, Бог, вошёл в мир или не вошёл? Продолжается царство палачей и смерти или царство Спасителя и жизни? Если Иисус — пророк, то почему сказанное Им верно как-то наполовину? Если Иисус чудотворец, то почему Он творит чудеса как-то неравномерно? Сам Иисус давал понять, что Его чудеса прямо связаны с тем, как относятся люди к Нему. В своём родном городе Назарете Он начал говорить о том, что Господь вдохновляет Его возвещать воцарение Божие, слушатели возмутились не тем, что Иисус говорит о чем-то необычном (пророков, говоривших о приближении Дня Господня было тогда много), а то, что это говорит именно Иисус. Они не могли поверить, что хорошо знакомый им человек есть пророк. Их можно было бы убедить, сотворив в Назарете такие же чудеса, как в Капернауме. Но Иисус вслух обвинил слушателей в неверии. На Него набросились, толпа потащила его за городскую стену, к крутому обрыву горы, чтобы сбросить и убить. “Но Он, пройдя посреди них, удалился” (Лк.4,30). Оказывается, Иисус не просто исцеляет. Он ищет веры и исцеляет только тех, в ком находит веру. Какую веру ищет Иисус? В наступление Царствования Божия? Нет. Он ищет веру в Себя, в то, что Он — некто особенный. Но кто же именно? Пророк? И такую веру, больше похожую на обычное доброжелательство и доверие, Иисус принимает как достаточное основание для исцеления человека. Он исцеляет слепого, который назвал Его “Сыном Давидовым” (Мк.10,47). Но “Сын Давидов”, то есть “потомок Давида” — так с древних времен называли царя, который должен был бы восстановить царство Израиль. Причем тут исцеления? И от слепого Иисус принимает веру в Себя как Сына Давидова, а фарисеям говорит про то, что Спаситель должен быть не потомком Давида, а Господом Давида (Мф.22,42-45). В одно и то же время Иисус от разных людей ждёт совершенно разной веры. На третий год Своей проповеди Он, идя с учениками в Кесарию, спрашивает их: “За кого почитают Меня люди?” Как будто Он сам не знает, что думают о Нём по-разному: одни принимают его за чудом ожившего Предтечу, другие думают, что Он — пророк Илия, по преданию, в древности взятый живым на небо и вот — вернувшийся. “А вы за кого почитаете Меня?” Петр отвечает за всех: “Ты Христос, Сын Бога живого” (Мф.16,16). Иисус — Мессия, Помазанник, Спаситель, Сын Божий. Но что это означает? Каждое из этих слов можно понять по-разному. Объясни — объясни сперва ближайшим ученикам, а они пусть объяснят всему миру. Но Спаситель ничего не объясняет ученикам, запрещает им говорить другим, что Он — Спаситель.
см. в указателе: Вера Рече Господь: "Если не верите, что ЭТО – Я, умрете в грехах!" (Ин.8:24)
|