* 10 августа ст.ст., пт - на литургии читается: 1Кор.14:26-40#; Мф.21:12-14#, 17-20#. > В опубликованном собрании посланий Оптинского старца Амвросия к монашествующим письма № 1-41 представляют собой, по именованию издателя, "общие праздничные приветствия", приуроченные к Рождеству Христову и к Св. Пасхе. В них старец, наряду с событиями праздников, толкует (излагает своими словами) также рождественские или пасхальные песнопения. > В пасхальном приветствии 1880 г. он приводит причины, почему подобные толкования желательны и даже необходимы. "Предложил вам аз грешный объяснение сих песнопений, побуждаемый к сему псаломскими словами: Пойте Богу нашему [...] пойте разумно (Пс.46:7-8). Объясняю простейшим, что петь разумно, во-первых, означает, чтобы понимать то, что поем и слушаем в церкви; во-вторых, петь или слушать внимательно и благоговейно. Если же мы поем или слушаем рассеяно или еще с кем-либо разговариваем в церкви, то как будет пение наше разумно? За такое бесстрашие явно обличает нас Господь через пророка Исаию: приближаются Мне людии сии усты своими, и устнами чтут Мя, сердце же их делече отстоит от Мене, всуе же чтут Мя (Ис.29:13)". {Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып.I. Сергиев Посад, 1908. стр.25} > <....> > Не все литургические тексты по своей природе отвечают требованиям <..> "вразумительности". Некоторые их них (по ряду причин, о которых надо говорить отдельно) как раз невразумительны. Св. Амвросий называет их "церковными песнями, которых смысл не для всех ясен". > Ниже приведен образчик толкования св. Амвросием подобного литургического текста. В приветствии № 19, которое издатель писем так и озаглавил "О разумном пении Богу", старец истолковал ирмос IX песни Второго Рождественского канона. Этот действительно очень сложный ирмос в служебных минеях синодального периода (и нашего времени) читается так:
> Преп. Амвросий, перелагая ирмос "своими словами", пишет: "Нам, немощным и скудоумным, полезнее любить бы молчание, как непричастное страху, чтобы в чём-либо не погрешить, да и неудобно для нас, Дево, по любви и усердию к Тебе составлять пространные песнопения, но подай нам к сему, Матерь Божия, хотя столько силы, сколько у нас есть произволения". {там же, стр.24}
пусть у одного из вас будет гимн, у другого проповедь, у кого-то откровение от Бога, у кого-то весть на языках, у кого-то ее истолкование. Но всё должно иметь целью созидание Церкви. ... Пророки же пусть говорят двое или трое, а остальные пусть проверяют, что они сказали. ... Ведь вы все можете по очереди пророчествовать, чтобы всех чему-то научить и всех ободрить. Пророки должны уметь управлять своим духом, потому что Бог — это Бог не беспорядка, а мира.* (1Кор.14:26,29,31-33)
|