* 2 сентября ст.ст., вс - на литургии читается: 1Кор.15:1-11#; Мф.19:16-26#. Когда Христос сказал, что богачу трудно войти в Царство Божие... как верблюду в иголку, ученики испугались, даже ужаснулись: «Кто же может спастись?» И это всегда поражает, потому что — кто такие были ученики? Они были, в общем, люди бедные. Почему это их так потрясло? Потому что они поняли суть: надо быть готовым — готовым к отречению, отказу. Всякое высокое призвание, наука, искусство — они ведь тоже, как и Сам Господь Бог, не могут быть познаны без этого. Банальная фраза «искусство требует жертв» на самом деле коренится в действительности, и подлинный труд всегда требует отречения. Подлинный, настоящий труд, настоящее творчество... Если вы просмотрите любую биографию из серии «Жизнь замечательных людей», кто бы они ни были: физики, поэты, живописцы, — у них всегда был элемент этого, иногда очень большой. Поэтому почти все жизни замечательных людей были трудными жизнями — как доказательство того, что подлинное восхождение без какого-то отречения невозможно. И внешнее преуспеяние тут играет роль вторичную. <...> Значит, христианин — готов, понимаете? Конечно, это неуютно... и дует со всех сторон. Но, помилуйте: кто же говорил, что Евангелие есть уютная религия, что это есть лежанка для ленивцев и приспособление для того, чтобы прятаться от бурь жизни? Так никогда не было. «Огонь пришёл Я низвести на землю», — говорит Господь. Поэтому Он предупреждает, что ты должна и должен быть всегда готов отказаться. Нам трудно — ничего не говорю, конечно, трудно. Мы просим о том, чтобы Господь дал нам силы, но всё-таки готовы мы должны быть. Более того: ведь мы всё равно будем всего лишены, мы всё равно не можем ничем владеть всегда, потому что и жизнь, и молодость, и силы, и все обстоятельства, и всё, чем человек владеет, — всё это ему принадлежит временно... Вы помните, что на последнем клочке бумаги написал Державин?
Значит, человек открыт вечности. Он сознавал ограниченность временную, свою ничтожность. Поэтому и введена в Библию книга Екклесиаст, которая в конце концов высмеивает всё это; как говорили в XVIII веке, «великая сатира на суету мира». Надо, чтоб в душ`е оставалось свободным открытое место, куда приходит благодать вечности. Если наполнить её всю имением — что бы это ни было, туда благодать не сможет поместиться. И это вовсе не будет полнота жизни, а это будет забитость жизни. Отдалённая аналогия: это не будет красиво убранная комната, а это будет квартира, похожая на магазин, склад вещей, в котором дышать нечем и людям жить невозможно.
"Если хочешь быть совершенным, ступай, продай всё свое имущество и раздай бедным. Тогда богатство будет у тебя на небе. А потом приходи и следуй за Мной". Юноша, услышав эти слова, ушел опечаленный: он был очень богат. А Иисус сказал Своим ученикам: "Верно вам говорю, трудно богатому войти в Царство Небес. Повторяю, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем в Царство Бога войти богачу". Ученики, услышав это, страшно удивились. "Кто же тогда может спастись?" — спросили они. Иисус, пристально посмотрев на них, сказал: "Для человека это невозможно, но для Бога всё возможно".* (Мф. 19:21-26) * * * *На карту поставлено Божие Царство; и ради него мы должны разжать пальцы .* (С.Тагуэлл) * * *
|