=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (2Тим.1:2)

* 9 января ст.ст., ср - (пам. свт. Филиппа, †1569;
день рождения прот. Александра Меня, 1935-1990) -
на литургии читается: Евр.10:1-18#; Мк.8:30-34# *.
{седмица 31-я по Пятидесятнице; рядовые чтения 30-й седмицы}

> Трудно сказать, кем был <Вл. С.> Соловьев. Он был философом, он при этом был богословом, социологом, критиком, политиком. Универсальная личность! И в этом отношении он действительно похож на Пушкина. Как будто бы произошел какой-то творческий взрыв в его лице.

> Но как Пушкин появился не на пустом месте, так и Соловьев имел большую предысторию. <.....>

> <.....>

> <.> наступает период Московского царства. Печальный итог: борясь с азиатским натиском, с натиском азиатских деспотий, Московское царство само в какой-то степени усваивает методы и принципы азиатской деспотии. И тут против нее выступают деятели духовного просвещения. Митрополит Филипп (XVI век)... Это был человек, которым может гордиться история любого народа. Некоторые из вас, наверное, видели фильм "Иван Грозный" Эйзенштейна, вторую серию, где митрополит Филипп представлен в роли некоего честолюбца, который хотел захватить власть над душой царя. Это вымысел. Недостоверный, недостойный вымысел! Филипп был монахом и никогда не хотел занимать первосвятительской кафедры в Москве, он стал митрополитом (главой Русской Церкви) только при условии, что получит право ходатайствовать за репрессированных, почетное право "печаловаться". И Филипп не вмешивался в дела государства, но он непрерывно обличал царя с глазу на глаз и публично. Он считал это своим долгом. И он отлично знал, чем всё это может кончиться (вам не надо объяснять, какая атмосфера царила в то время при дворе и в Московском царстве). Митрополит Филипп умер как мученик, потому что был низложен, арестован, заточен в монастырь, где его потом удушил Малюта Скуратов. И смерть его была не случайной.

> Грозный шел на Новгород, чтобы задавить последний оплот, я так назову, российской демократии. Историк Георгий Петрович Федотов подчеркивал, что деспотия, воплощением которой был Иван Грозный, отнюдь не единственная традиция в древней русской истории. Север, Новгород содержал в себе зачатки народовластия, причем довольно уже развитые зачатки. И не случайно поэтому войско Ивана Грозного шло туда, как на врага, чтобы стереть с лица земли. Даже колокол новгородский, собиравший народное собрание (вече) был оттуда вывезен! Так вот, по дороге Малюта Скуратов заехал в монастырь, где находился митрополит Филипп, и просил у него благословления на поход. Святитель отказал и был удушен этим палачом Ивана Грозного.

[ Александр Мень.  
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА  
опубл. в сб. МИРОВАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА  
(М., 1995; 2-е изд.: 1997)  
www.krotov.info/library/13_m/myen/00055.html ]

-------------------------------------
* Рядовые чтения седмиц с 31 по 33 в этом году те же, что были в седмицы 27-29 по причине т.наз. "Крещенской отступки". Так ряд. чтения этого дня совпадают с 25/12/02.
Параллели к еванг. чтению: Мф. 16:20-24; Лк.9:21-23;
эпизод № 86 по "Брюссельскому согласованию"
(ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СИНОПСИС, (ПСТБИ, 2001): эпизод 85)


*Иисус начал учить их,
что Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий,
и что старейшины, старшие священники и учител`я Закона отвергнут Его,
и что Его убьют,
но через три дня Он воскреснет. ...
Тогда Петр отвел Его в сторону и стал Ему перечить.
Но Он, обернувшись и глядя на учеников, оборвал Петра:
"Прочь с глаз, Сатана! Ты думаешь не о Божьем, о людском!"
Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал:
"Кто хочет следовать за Мной,
пусть забудет о себе,
возьмет свой крест –
и тогда следует за Мной".* (Мк.8:30-34)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jan/22.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»