* 6 февраля
ст.ст., ср - {попразднство
Сретения
Господня} > Процесс не только мирового,
но и личного спасения совершается историей, так как судьба
личности зависит от судьбы мира. Спасение не есть дело уединенное,
оторванное от вселенной <...>. Спасающейся
личности предназначено жить в божественном космосе, в преображенном
мире, и надежда на спасение есть надежда на всеобщее
воскресение, воскресение мировой плоти. Прогресс совершается для всех
людей, поколений прошлых, настоящих и будущих, для каждой былинки бытия.
Дело спасения есть дело вселенское, и путь спасения
есть путь вселенской истории. Спасение есть победа над первоисточником
мировой испорченности, вырывание корней зла; спасение есть полное преобразование
всего бытия, рождение к новой жизни самой материи мира. Спастись
– не значит умереть для этого мира и перейти в мир
иной, спастись – значит так преобразить этот мир, чтоб над ним
не властвовала смерть, чтобы в нём всё живое воскресло. Спасение
есть дело жизни, а не смерти, дело этого мира, а не другого.
Элементы этого же мира должны быть подготовлены для вечности, плоть
этого мира и каждого существа в этом мире должна стать нетленной.
Победа над смертью и мировое воскресение завоевывается лишь всемирной
историей и явится лишь в ее конце. Слишком ясно
для полного религиозного сознания, что спасение есть дело
всемирно-исторической жизни, всемирно-исторической творческой
работы над плотью этого мира, всемирно-исторической подготовки
воскресения, а не индивидуального перехода в другой мир
путем смерти, путем выхода из исторической жизни. Религия Христа
зовет нас к борьбе за жизнь, к мировой победе над смертью,
к завоеванию воскресения историей и творчеством. Религиозный
человек должен дорожить жизнью больше, чем нерелигиозный, и должен
больше ненавидеть смерть.
> <.....> > Но религиозно осмыслить исторический прогресс – значит увидеть двойственность будущего, которую не видят прогрессисты. Прогрессисты понимают историю как улучшение, как бесконечное совершенствование этого мира, уничтожение зла прошлого и нарождение добра будущего. <....> Теория прогресса в обыденном сознании бестрагична – это прекраснодушная теория, которая хотя и утверждает страдальческий и кровавый путь истории, но верит, что всё идет к лучшему в этом лучшем из миров. Раздвоения этого мира на добрую и злую стихию, роста не только добра, но и зла обычное прогрессистское сознание не замечает. Прогрессисты видят внешнюю цель истории и не замечают внутренней ее драмы, которая всё более и более обостряется. Только в свете религиозного сознания видна двойственность исторических судеб человечества, видно грядущее в мире разделение на конечное добро и конечное зло, виден трагический и трансцендентный конец истории, а не благополучный и имманентный. Смысл мировой истории не в благополучном устроении, не в укреплении этого мира на веки веков, не в достижении того совершенства, которое сделало бы этот мир не имеющим конца во времени, а в приведении этого мира к концу, в обострении мировой трагедии, в освобождении тех человеческих сил, которые призваны совершить окончательный выбор между двумя царствами, между добром и злом (в религиозном смысле слова). Религиозное сознание видит в истории трагедию, которая должна кончиться катастрофой. <...> Задача истории – в творческой победе над источником зла, а не в благополучии. Но, чтобы зло было побеждено, должно выявиться его окончательное ничтожество; оно должно предстать перед человечеством в окончательной своей форме. Пусть сбудутся все обещания древнего змия и змииного пути, тогда выявится ложь этих обещаний. Для свободы выбора человечество должно: 1) стать на ноги, укрепить свою человеческую стихию и 2) увидеть царство правды и царство лжи, конечную форму обетований добра и обетований зла. Первое условие достигается нейтральным гуманистическим прогрессом, элементарным освобождением человечества; это общее поле, на котором работают и силы божеские, и силы дьявольские и на котором дано будет окончательное сражение. Второе условие есть выявление путем исторического прогресса сверхчеловеческих сил, встреча обетований Божьих с обетованиями дьявольскими. Всё в мире должно быть доведено до конца, изобличено, обнажено. Окончательное ничтожество зла может быть увидено, лишь в конце истории, когда зло достигнет предельной своей формы, манившей и соблазнявшей людей. Непосредственные, первоначальные последствия первородного греха устраняются человеческим прогрессом; человечество выходит из состояния первобытного зверства и рабства. Внешние и грубые формы зла постепенно отмирают в истории, и прогрессисты справедливо провидят в будущем уничтожение этого первобытного зла. Люди не будут уже поедать друг друга, не будет таких убийств, казней и разбоев, не будет такой тьмы и невежества, такой нужды и беспомощности перед природой. Но тоска усилится, радости будет еще меньше, ужас пустоты и небытия достигнет размеров небывалых. Внутренняя отчужденность и внешняя связанность будут возрастать по мере внешнего освобождения и насильственного соединения людей. Самые радикальные социальные перевороты не затрагивают корней человеческого бытия, не уничтожают зла, а лишь отводят его. И самый страшный ужас ждет человечество впереди, самое страшное зло воплотится в будущем, когда окончательно исчезнут первоначальные формы зла. Для победы над грядущим злом растет сила царства Божьего, сила творческая; воплотится в будущем и высшее добро. В этом сущность апокалипсических пророчеств о смысле и конце истории.
/* О смысле истории см. тж. в интервью Якова Кротова (2001): messia.ru/bibliotk/k/krotov/otvety01.htm#hristosmedlit */ *Прежде всего вы должны знать,
что в последние дни появятся насмешники, идущие на поводу у собственных желаний. Они будут, насмехаясь, говорить: "Где же Его обещанное пришествие? Вот уже и отцы наши упокоились, а всё как было от сотворения мира, так и осталось". ... Любимые мои, вот чего вы не должны забывать: для Господа один день — что тысяча лет и тысяча лет — что один день. Господь не медлит с обещанным, даже если некоторые считают это промедлением. Наоборот, Он очень терпелив к вам, Он не хочет, чтобы кто-либо погиб, но хочет, чтобы все раскаялись. А День Господа придет внезапно, словно вор. В тот день исчезнут с громовым раскатом небеса, разрушатся и сгорят небесные тела и земля с ее делами будет признана виновной. И если всё будет так разрушено, какими же должны быть вы, какой святой и преданной Богу должна быть ваша жизнь, раз вы с нетерпением и жаждой дожидаетесь Дня пришествия Бога, когда небеса, охваченные пламенем, разрушатся и небесные тела расплавятся в огне! Мы ждем, как Он нам обещал, новых небес и новой земли,где будет обитать праведность. Вот почему, любимые мои, в ожидании этого старайтесь быть чистыми и безупречными, чтобы оказаться в мире с Богом. А еще считайте, что безграничное терпение Господа — это ваш шанс на спасение, как об этом вам писал, с мудростью, данной ему Богом, и наш любимый брат Павел.* (2Пет.3:3-4,8-15) Этот день в российском правосл. церковном календаре: |