=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир да будут с вами полной
мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 13 апреля ст.ст., Великая Суббота;
литургич. чтения: - Рим.6:3-11;
Мф.28:1-20 *.
> Как же понять <.> творящееся в мире зло? Да не надо его понимать -
> с ним надо бороться. Побеждать зло добром, как зовет нас апостол
> Павел: больных лечить, нищих одевать и кормить, войну останавливать
> и т.д. Неустанно. А если не получается, если сил не хватает, тогда
> склоняться перед Твоим крестом, тогда хвататься за его подножие
> как за единственную надежду.
> "Бога не видел никто никогда". И только одна нить соединяет нас
> с Ним - человек по имени Иисус, в Котором вся полнота Божия
> пребывает телесно. И только одна нить соединяет нас с Иисусом - имя
> этой нити любовь.
> Он умер на кресте как преступник. Мучительно. Туринская плащаница
> со страшными следами кровоподтеков, со следами от язв, по которым
> современные патологоанатомы в деталях восстанавливают клиническую
> картину последних часов жизни Иисуса - вот действительно подлинная
> святыня для ХХ века. Весь ужас смерти, никем и никак не прикрытый!
> Посмотрев на картину Гольбейна "Мертвый Христос", герой Достоевского
> воскликнул, что от такой картины можно веру потерять. А что бы он
> сказал, если бы увидел Туринскую плащаницу, или гитлеровские
> концлагеря, или сталинщину, или просто морг в детской больнице
> в 1995 году?
> Что было дальше? В начале 20-й главы Евангелия от Иоанна мы видим
> Марию Магдалину, потом апостолов Петра и Иоанна и чувствуем
> пронзительную боль, которой пронизано всё в весеннее утро Пасхи.
> Боль, тоску, отчаяние, усталость и снова боль. Но эту же
> пронзительную боль, эту же пронзительную безнадежность, о которых
> так ярко рассказывает Евангелие от Иоанна, я ощущаю всякий раз
> у гроба ребенка... Ощущаю и с болью, сквозь слезы и отчаяние, верю -
> Ты воистину воскрес, мой Господь. <...> Один мальчик признался мне
> на днях, что не верит в загробную жизнь и поэтому боится,
> что он плохой христианин. Я возразил ему на это, что трудности
> с восприятием того, что касается жизни за гробом, свидетельствуют
> как раз об обратном - о честности его веры.
> И вот почему. Один, причем не очень молодой, священник как-то сказал
> мне, что ему очень трудно судить о смерти и учить своих прихожан
> не бояться ее, поскольку он сам никогда из людей по-настоящему
> близких никогда не терял. Честно. Очень честно. И очень верно.
> Мне всегда страшно смотреть на вчерашнего семинариста, который важно
> и мягко, но чуть-чуть свысока втолковывает матери, потерявшей
> ребенка, что на самом деле это хорошо, что Бог так благословил,
> и поэтому слишком уж убиваться не надо.
> "Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы", - да,
> об этом говорит нам Христос в своем Евангелии (Лк.20,38).
> Но для того, чтобы эта весть вошла в сердце, каждому из нас
> необходим личный опыт бед, горя и потерь, опыт, ввергающий нас
> в бездну настоящего отчаяния, тоски и слез, нужны не дни или недели,
> а годы пронзительной боли. Эта весть входит в наше сердце - только
> без наркоза и только через собственные потери. Как школьный урок
> ее не усвоишь. Смею утверждать: тот, кто думает, что верит,
> не пережив этого опыта боли, ошибается. Это еще не вера,
> это прикосновение к вере других, кому бы нам хотелось подражать
> в жизни. И более: тот, кто утверждает, что верит в бессмертие
> и ссылается при этом на соответствующую страницу катехизиса, вообще
> верит не в Бога, а в идола, имя которому - его собственный эгоизм.
> Вера в то, что у Бога все живы, дается нам только если мы делаем всё
> возможное для спасения жизни тех, кто нас окружает, только если
> мы не прикрываемся этою верой в чисто эгоистических целях, чтобы
> не слишком огорчаться, чтобы сражаться за чью-то жизнь или просто
> чтобы не было больно.
> Но откуда всё-таки в мире зло? Почему болеют и умирают дети?
> Попробую высказать одну догадку. Бог вручил нам мир ("Вот я дал вам"
> - Быт.1,29). Мы сами все вместе, испоганив его, виноваты если
> не во всех, то в очень многих бедах. Если говорить о войне, то наша
> вина здесь видна всегда, о болезнях - она видна не всегда, но часто
> (экология, отравленная среда и т.п.). Мир в библейском смысле этого
> слова, мир, который лежит во зле, т.е. общество или мы все вместе,
> вот кто виноват.
> <...>
> Иисус не только страдает сам, но и спускается во ад, чтобы там
> разделить боль других. Он всегда зовет нас с собою, говоря нам:
> "По мне гряди". Часто мы стараемся, действительно, идти вслед
> за ним. Но тут...
> Тут мы стараемся не видеть чужой боли, зажмуриваем глаза, затыкаем
> уши. В советское время мы прятали инвалидов в резервациях (как,
> например, на Валааме), чтобы никто их не видел, как бы жалея психику
> своих соотечественников. Морги в больницах часто прятали на заднем
> дворе, чтобы никто никогда не догадался, что здесь иногда умирают.
> И проч., и проч. Мы и теперь, если считаем себя неверующими,
> пытаемся играть со смертью в "кошки-мышки", делать вид, будто
> ее нет, как учил Эпикур, отгораживаться от нее и т.д. <...>
> Если же мы считаем себя верующими, то поступаем не лучше: говорим,
> что она не страшна, что на то воля Божия, что не надо горевать
> по усопшему, потому что тем самым мы ропщем на Бога и проч. Так или
> иначе, но подобно неверующим также отгораживаемся от боли, заслоняем
> себя от нее инстинктивно, словно от удара занесенной над нами руки,
> то есть тоже используем если не наркотик, то во всяком случае
> анальгетик.
> Это для себя. А для других мы поступаем еще хуже. Человеку, которому
> больно, пытаемся внушить, что это ему только кажется, причем
> кажется, ибо он Бога не любит и т.д. и т.п. А в результате человека,
> которому плохо, тяжело и больно, мы оставляем наедине с его болью,
> бросаем одного на самом трудном месте жизненной дороги.
> А надо бы просто спуститься с ним вместе в ад вслед за Иисусом -
> почувствовать боль того, кто рядом, во всей ее полноте,
> неприкрытости и подлинности, разделить ее, пережить ее вместе.
> Когда у моей восьмидесятилетней родственницы умерла сестра,
> с которой они вместе в одной комнате прожили всю жизнь, примерно
> через год она мне сказала: "Спасибо вам, что вы меня не утешали,
> а просто всё время были рядом". Думаю, что в этом и заключается
> христианство, чтобы быть рядом, вместе, ибо утешать можно человека,
> который потерял деньги или посадил жирное пятно на новый костюм,
> или сломал ногу. Утешать - это значит показывать, что то,
> что с кем-то случилось, не такая уж большая беда. К смерти близкого
> такое утешение отношения не имеет. Здесь оно больше чем
> безнравственно.
> Мы - люди Страстной Субботы. Иисус уже снят с креста. Он уже,
> наверное, воскрес, ибо об этом повествует прочитанное во время
> <литургии> Евангелие, но никто еще не знает об этом. Ангел еще
> не сказал: "Его здесь нет. Он воскрес", об этом не знает никто, пока
> это только чувствуется, и только теми, кто не разучился
> чувствовать...
[ Свящ. Георгий Чистяков. НИСХОЖДЕНИЕ ВО АД
в кн. РАЗМЫШЛЕНИЕ С ЕВАНГЕЛИЕМ В РУКАХ
М.: Путь, 1997; стр.44-50 * * ]
########################################################
## См. также: ##
## В АРХИВЕ РАССЫЛКИ: вып. N56: ##
## Воспом. Страстей Иисуса Христа (митр. Антоний) - ##
## с. Христ.Просвещ./rasylka/002/056.htm#0 ##
## ##
## проповеди митр. Антония о Страстной Пятнице: ##
## www.mitras.ru/inname/in_95.htm ##
## ##
## проповедь митр. Антония о литургии Великой Субботы (1977): #
## www.mitras.ru/inname/in_96.htm #
## ### #### ##### ###### ####### ######## ######### ###########
-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению: Мк.16:1-8,14-18; Лк.24:1-12,36-49;
Ин.20:1-12,19-23; Деян.1:6-8
--
Best regards,
redaktor rassylki mailto:alr_pol@pochtamt.ru
Alexandr Polyakov My ICQ # 112678438
---------------------------------------------
*Иисус же говорил: "Отче! прости им, ибо не знают,что делают".* (Лк.23:34)
*********************************************
|