ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 15 апреля ст.ст., Вторник Светлой
седмицы; > <...> Если принимать за точку отсчета самих себя - наше человеческое > бытие, окружающий мир, законы, по которым развиваются мышление > и чувства, - и, исходя из этого, судить об Иисусе Христе, то веру > в воскресение следует считать результатом определенных религиозных > потрясений периода возникновения общины, то есть заблуждением. > В этом случае последовательность диктовала бы необходимость > отказаться от этой веры вместе с ее предпосылками и выводами > и постараться выработать «чистое христианство». Правда, оно едва ли > выйдет за пределы показной этики и благочестия... Или же нам станет > ясно, для того чтобы понять Христа, нужна вера. Мы поймем, > что Он пришел не для того, чтобы принести новые познания и новый > опыт, которые помогут нам жить в этом мире, но для того, чтобы > освободить нас от его власти. Мы услышим Его призыв и подчинимся > Ему. Мы подойдем к Христу с мерками, взятыми у Него Самого. Мы будем > готовы понять, что Он не привносит новых сил в старый мир, чтобы тот > мог идти прежним путем, но с Него, напротив, начинается новое > существование. Мы совершим тот внутренний поворот, который именуется > «верой» и после которого уже не размышляют о Христе, исходя > из законов мира, но исходя из Христа, размышляют обо всём остальном. > Тогда мы уже не скажем: в мире не бывает так, чтобы умерший ожил, > а значит, весть о воскресении - миф, но скажем: Христос воскрес, > следовательно, воскресение возможно, и Его Воскресение составляет > основу истинного мира. > Через Воскресение открывается то, что с самого начала содержалось > в живом существе Иисуса, Сына Человеческого и Сына Божия. Когда > мы задумываемся над собственным существованием, оно представляется > нам движением, начинающимся во мраке, густота которого зависит > от нашей памяти. Затем прямая восходит, достигает вершины и клонится > вниз, чтобы наконец оборваться - через долгий срок > или преждевременно. Эта дуга моего существования начинается > с рождения и кончается смертью. Перед нею лежит мрак, в который > мы изумленно вглядываемся, пытаясь понять, как стало возможным > начало. За нею же опять царит мрак, хоть мы и ощущаем неопределенное > чувство надежды... > У Иисуса Христа это не так. Дуга Его существования не начинается > с рождения, а уходит за его пределы - в вечность: «Прежде нежели был > Авраам, Я есмь» (Ин.8.58). Это - не слова христианского мистика > второго века, как иногда утверждали, но непосредственное выражение > того, что жило во Христе. И дуга не тонет в смерти, но вместе > со всей Его человеческой жизнью ведет дальше, в вечность: «... убьют > Его; и в третий день воскреснет» (Мф.17.23). Самосознанию Христа > свойственны совсем иные глубина и простор, совсем иное отношение > к смерти, чем у нас. В Его сознании смерть всего только переход, > хоть и невообразимо тяжелый. «Не так ли надлежало пострадать Христу > и войти в славу Свою?» - спрашивает Господь учеников на пути > в Эммаус (Лк.24.26)... Воскресением осуществляется то, что Он > вынашивал в Себе всегда. Тот, кто отрицает Воскресение, отвергает > задним числом и всё то, с чем оно связано в Его существе и сознании. > В то, что остается после этого, уже не ст`оит верить. > Но ведь из повествований ясно видно, что речь идет о видениях! > Ведь у учеников всё же были видения!... Конечно, только мы должны > вернуть этому слову его подлинный смысл. То, с чем невольно > связывается представление о «видении», бытует в сознании слушателей > лишь со сравнительно недавнего времени. А между тем это слово > восходит к глубочайшей древности. Мы находим его уже в Ветхом > Завете. «Видение» - значит зрительное восприятие, но не путем > простого переживания, смысл которого диктуется внутренней жизнью > самого видящего, а посредством вступления более высокой реальности > в область его опыта. У гроба, на пути в Эммаус, в комнате > и на озере у учеников были, конечно, видения - но это означает > только, что они видели живого Господа. Видели как реальность, > находившуюся в мире и в то же время ему не принадлежавшую, > включенную в закономерности этого мира, но властвующую над его > законами. Эту реальность видишь, разумеется, иначе, чем видишь > растущее у дороги дерево или человека, входящего в дверь. Видеть > Его, воскресшего Христа, было потрясением, взрывавшим всё привычное. > Отсюда появление в повествовании новых слов: что Он «является», > «исчезает», «внезапно» оказывается посреди комнаты <...> и т.д., > как, напр., Мк.16.9-14 или Лк.24.31-36. Отсюда в повествование > проникает нечто внезапное, обрывающееся, трепетно движущееся, > противоречивое - форма, подходящая для нового содержания, > взрывающего старую форму в поисках самовыражения.
############################################### ## См. также: В АРХИВЕ РАССЫЛКИ - ## ## о явлении Христа ученикам, шедшим в Эммаус: ## ## ## ## * выпуск N60: Свящ. Александр Мень ## ## с. Христ.Просвещ./rasylka/002/060.htm#0 ## ## ## ## * выпуск N62: Чарлз Додд ## ## с. Христ.Просвещ./rasylka/002/062.htm#0 ## ## ## ## ## ## ###### ####### ######## ######### -- Best regards, redaktor rassylki mailto:alr_pol@pochtamt.ru Alexandr Polyakov My ICQ # 112678438 *... двое из учеников направлялись в Эммаус,
деревню, расположенную верстах в десяти от Иерусалима, и вели разговор обо всех этих событиях. И во время их разговора и споров сам Иисус, приблизившись к ним, пошел с ними рядом. Но глаза их были словно поражены слепотой, и они Его не узнали. Иисус заговорил с ними: "Что это вы обсуждаете по дороге?" Они остановились с мрачными лицами. Один из них, по имени Клеопа, сказал Иисусу: "Ты, верно, единственный во всём Иерусалиме, кто не знает, что здесь произошло на днях?" Иисус спросил: "А что?" Они ответили: "Да с Иисусом Назарянином. Он был пророк, сильный делами и учением в глазах Бога и всего народа, но наши старшие священники и члены Совета отдали Его на смерть: Его распяли на кресте. А мы-то надеялись, что Он и есть тот, кто освободит Израиль. Но при этом вот еще что: уже третий день пошел, как это случилось, а тут наши женщины удивили нас. На рассвете они пошли к гробнице и, не найдя Его тела, вернулись и заявили, что им было видение ангелов, которые сказали, что Он жив. Некоторые из наших пошли к гробнице и обнаружили, что и в самом деле всё так, как рассказывали женщины, но Его самого не видели". Иисус сказал им: "Какие же вы бестолковые! Как туго дается вам вера во всё, о чём говорили пророки! Разве Помазанник не должен был претерпеть все эти страдания, чтобы достичь Своей славы?" И Он разъяснил им все места в Писаниях, относящиеся к Нему, начав с Моисея и всех пророков. Когда они подошли к деревне, куда держали путь, Иисус сделал вид, что хочет идти дальше. Но они настойчиво упрашивали Его: "Останься с нами. День подходит к концу, вечереет". Иисус вошел в дом и остался с ними. Сидя вместе с ними за столом, Он, взяв хлеб, произнес молитву благодарения и, разломив его, подал им. И глаза у них открылись — они узнали Его. Но Он сделался невидим. Они говорили друг другу: "Разве не горело в нас сердце, когда Он говорил с нами по дороге и разъяснял нам Писания?!" (Лк.24:13-32) Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Apr/29.htm http://www.DAYS.ru/Days/aprel'16.htm |