ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 16 мая ст.ст., чт окончание. предыдущие части в вып. №№ 438, 439, 441, 442 {текст, который уже был в предыдущей части, но повторяется и здесь для напоминания контекста, предваряется символами /> } /> Может быть, <"проблему зла"> вообще нельзя решить. Может быть, /> это — не проблема, а тайна. Может быть, наконец, ее можно решить /> частично даже на уровне разума. Рассмотрим подробно доводы трех /> друзей <Иова>. Вот они: /> Посылка веры: Бог справедлив. /> Посылка разума: Справедливость означает награду хорошим и кару /> плохим. /> Посылка разумности: От награды мы радуемся, от кары — страдаем. /> Посылка опыта: Иов страдает. /> Вывод: Иов плохой. /> <.....> /> Ни одну из четырех посылок нельзя назвать просто ложной, /> <...> но в каждой посылке есть неоднозначный термин. Вот тут /> и лежит ключ к логическому ответу. /> Первая посылка утверждает, что Бог "хороший". Но свойство это /> значит у Него не совсем то же, что у человека, хотя бы потому, /> что Бог — не человек. <.....> /> <...> /> Во второй посылке неоднозначен термин "справедливость". Для нас /> "справедливость" значит "равенство" или хотя бы "равные /> возможности". <...> Однако такое значение — не самое глубокое. /> Есть справедливость ("правда") гармонии и пропорций, которая /> и создает, скажем, красоту музыки. Она — осмысленней, таинственней /> и чудесней. <.....> /> В третьей посылке неоднозначен термин "счастлив". Согласно здравому /> смыслу, награда приносит счастье. Но точно ли и всё ли знает /> об этом здравый смысл? Он отождествляет счастье 1) с чем-то, /> что есть сейчас или будет скоро, но уж никак не с далеким будущим, /> тем более — не с вечностью; и 2) с осознанным чувством, /> а не с объективным фактом. Что если Иов еще не счастлив, но будет /> счастлив? <.....> /> Это может быть верным и на духовном уровне. Фарисей ощущает, /> что у него — всё в порядке, когда он настолько сгнил, что Христос /> сравнивает его с гробом, где разлагается мертвое тело. Святой /> проходит "темную ночь души", когда на самом деле Бог совершенствует /> его, как великий мастер — свой шедевр. Счастье Иова — синоним /> "блаженства", а не синоним "довольства". Он — шедевр Божий, /> и объективного счастья, блаженства, совершенства (включающего /> и мудрость, и зрелость, и силу духа) может достичь именно через /> субъективное несчастье, то есть — страдание. > Наконец, в четвертой посылке неодонозначен термин "несчастен". Сюда > относится всё то, о чём мы только что говорили. Иов так блажен > в своем страдании, как обещал нам Христос: "Блаженны плачущие... > блаженны вы, когда поносят вас". Если понимать "блаженство" > в мирском, пустом смысле, слова эти — бессмысленны. В другом же, > духовном, Иов на своей навозной куче именно блажен, хотя он очень > страдает и никак уж не "доволен". > Другая неоднозначность "счастья" тоже относится к четвертой посылке. > На малой дистанции Иов несчастен, а вот на большой — он счастлив > даже в том смысле, который синонимичен "довольству". Он участвует > в повести, в пьесе, но в первых главах, в первых актах. Поймете ли > вы акт XII, если не знаете V-го? Проблема зла — в жизни, > не в мысли — помещена во время, и ответ Писания — прост: "Подожди". > Когда святой Фома Аквинат говорил в своей "Сумме", что проблема > зла — одно из двух возражений против Бытия Божия, он напомнил > забывчивым философам: Бог решает ее конкретно, а не абстрактно, > "драматично", а не схематично. Ответ Его — событие во времени, > а не вневременной постулат. Как мы уже видели, св. Фома ставит > вопрос (Бог — бесконечное добро. Если одна из противоположностей > бесконечна, другая исчезает. Но зло существует, не исчезло Значит, > нет Бога) и отвечает на него так: > "По слову Августина, Бог — наивысшее благо, и потому Он не допустил > бы никакого зла в Своих делах, если только Его всемогущество > и милосердие не могли извлечь блага даже из зла". > Другими словами, жизнь, как и "Книга Иова", — это волшебная сказка. > Чтобы всё стало хорошо, необходимо пройти через беды. Зло — > временно, добро — вечно. Опять "подожди"... > Да, конечно, — но в вере. Христос говорит Марфе, прежде > чем воскресить Лазаря: "Не сказал ли я тебе, что, если будешь > веровать, увидишь славу Божию?" > "Видеть" — не то же самое, что "верить", а вот "верить" — > то же самое, что "видеть". Иов ждет без терпения, но ждет. Вера его > не спокойна и не радостна — но это вера. Он сомневается — но сами > сомнения рождены верой. Когда вера велика, она и открыта, сомнения > могут войти в нее; когда слаба, они не войдут, она их не вынесет. > Словом, Иова можно назвать героем веры. Он ждал с верой и увидел > славу Божию. Он блажен в ожидании, на гноище — и дважды блажен > в свершении.
// *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ** * СМ. ТАКЖЕ - в арх. расс.: (чт 5-й седмицы по Пасхе) ** * вып. №90: "Зачем попустил Бог столько искать и мучиться?" ** * с. Христ.Просвещ./rasylka/002/090.htm#0 (П.Крифт) ** \\ *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** **
"... чтобы войти в Царство Бога, нам надо пройти через много
страданий". (Деян.14:22) Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/May/29.htm |
|
![]() |