Из рассылки сайта "Митрополит Сурожский Антоний" (www.mitras.ru/) пришло следующее известие: > Лондон, 04 августа (22 июля ст.стиля) 2003 года, 18:30 > > ОТОШЕЛ КО ГОСПОДУ МИТРОПОЛИТ СУРОЖСКИЙ АНТОНИЙ > --- > Святитель Антоний, моли Бога о нас! /Памяти митр. Антония Блума, чьи тексты регулярно используются в этой рассылке, посвящен этот специальный выпуск/ => Митрополит Антоний Сурожский => О СМЕРТИ > У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, > почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, > с надеждой, с тоской по ней. > Мое первое яркое впечатление о смерти разговор с моим отцом, > который мне как-то сказал: "Ты должен так прожить, чтобы научиться > ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, > жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее > благоговейно, ласково". Второе впечатление (конечно, не сразу, > а много спустя) смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел > к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была > кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, > закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина > тишины, что я, помню, воскликнул вслух: "И люди говорят, > что существует смерть!.. Какая это ложь!". Потому что эта комната > была преисполнена жизнью, причем такой полнотой жизни, какой вне ее, > на улице, на дворе я никогда не встречал. Вот почему у меня такое > отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола > Павла: +Для меня жизнь Христос, смерть приобретение, потому что > пока я живу в плоти, я отделен от Христа+... Но апостол прибавляет > дальше слов`а, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна, > но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться > со Христом, но прибавляет: "Однако, для вас нужно, чтобы я остался > в живых, и я буду продолжать жить". Это последняя жертва, которую он > может принести: всё, к чему он стремится, на что он надеется, > чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим. > Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет работал врачом, > из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении. > После этого я 46 лет прожил священником и хоронил постепенно целое > поколение нашей ранней эмиграции; так что смерть я видел много. > <...> И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый > человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, > надо готовиться к вечной жизни. > О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, чт`o происходит с нами > в момент умирания, но хотя бы зачаточно знаем, что такое вечная > жизнь. Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, > когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, > таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому > первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться > не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней > только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти > в вечную жизнь. > Но умирать всё-таки не просто. Что бы мы ни думали о смерти, > о вечной жизни, мы не знаем ничего о самой смерти, об умирании. > <...> > <....> > Моя мать в течение трех лет умирала от рака; я за ней ходил. Мы были > очень близки, дороги друг другу. Но у меня была своя работа, я был > единственным священником лондонского прихода, и кроме того раз > в месяц должен был ездить в Париж на собрания Епархиального совета. > У меня не было денег позвонить по телефону, поэтому я возвращался, > думая: найду я мать живой или нет?.. Она была жива, какая радость! > какая встреча! .. Постепенно она стала угасать. Бывали моменты, > когда она позвонит в звонок, я приду, и она мне скажет: > "Мне тоскливо без тебя, побудем вместе". А бывали моменты, когда мне > самому было невмоготу. Я поднимался к ней, оставляя свои дела, > и говорил: "Мне больно без тебя". И она меня утешала о своем > умирании и своей смерти. И так постепенно мы вместе уходили > в вечность, потому что когда она умерла, она с собой унесла всю мою > любовь к ней, всё то, что между нами было. А было между нами > так много! Мы прожили почти всю жизнь вместе, только первые годы > эмиграции жили врозь, потому что негде было жить вместе. Но потом > мы жили вместе, и она меня знала глубоко. И как-то она мне сказала: > "Как странно: чем больше я тебя знаю, тем меньше я могла бы о тебе > сказать, потому что каждое слово, которое я о тебе сказала бы, > надо было бы исправлять какими-нибудь дополнительными чертами". > Да, мы дошли до момента, когда знали друг друга так глубоко, > что сказать друг о друге ничего не могли, а приобщиться к жизни, > к умиранию и к смерти могли. > И вот мы должны помнить, что каждый умирающий в таком положении, > когда какая бы то ни была черствость, безразличие или желание > "наконец бы это кончилось" невыносимы. Человек это чувствует, > знает, и мы должны научиться преодолевать в себе все темные, > мрачные, скверные чувства и, забывая о себе, глубоко задумываться, > вглядываться, вживаться в другого человека. И тогда смерть делается > победой: +О смерть, где твое жало?! О смерть, где твоя победа? > Воскрес Христос, и мертвецов ни один во гробе+... > Я хочу сказать еще нечто о смерти, потому что то, что я уже сказал, > очень лично. Смерть нас окружает всё время, смерть это судьба > всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном > страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению > к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся > вечную жизнь. Победа над смертью, над страхом смерти заключается > в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать > к этой полноте жизни. [ в кн. БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ www.orc.ru/~alenam/be/be_11.htm ] -- редактор-составитель рассылки mailto:alr_pol@pochtamt.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Братья, мы не хотим, чтобы вы оставались в неведении об усопших. Не горюйте о них, как остальные люди, у которых нет надежды. Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то мы так же верим, что Бог приведет на небеса к Иисусу тех, кто умер с верой в Него. Ведь мы говорим вам словами самого Господа, что мы, те из нас, кто останется в живых до прихода Господа, не опередим усопших, потому что, когда раздастся слово повеления и голос архангела, когда прозвучит труба Божья и сам Господь сойдет с неба, то сначала воскреснут те, кто умерли с верой в Христа, а потом уже и мы, живые, вместе с ними будем унесены на облаках встречать в воздухе Господа, и так мы с Господом будем всегда.* (1Фес.4:13-17) * * * Иисус сказал: "Говорю вам истинную правду: тот, кто слышит Слово Мое / и верит Тому, кто послал Меня, обрел вечную жизнь. Не предстанет он перед Судом / он уже перешел от смерти к жизни. Говорю вам истинную правду: час наступает / он уже наступил, когда мертвые услышат голос Божьего Сына / и кто услышит Его, те будут жить. Как Отец есть источник жизни, / так и Сына Он сделал источником жизни. И Он дал Сыну власть судить, / потому что Он Сын человеческий. Не удивляйтесь тому. Ведь час наступает, когда все, кто в могилах, услышат голос Его и покинут могилы те, что творили добро, встанут для Жизни, / а те, что творили зло - для Суда". (Ин.5:24-29) ********************************************* |