Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 19 августа ст.ст., пн - > Ц а р с т в о Б о г а > Когда Иисус начал Свое служение с провозвестия Царства, Он говорил > о том, что было понятно Его слушателям. Понятно ли это нашим > современникам, отличается ли наше понимание от того, что вкладывали > в эти слова люди I века? > Хотя в Ветхом Завете, кроме Книги Премудрости Соломона (10.10), > это словосочетание не встречается, понятие Царства Бога являлось > краеугольным камнем всей религиозной мысли народа Израиля. > Царство Бога не есть некое место, пространство на небесах, > куда после смерти попадают праведники. Оно есть динамическое > понятие, которое можно выразить предложением: «Бог правит, > царствует». Слово «Царство» в значении «владычество, > суверенное правление, царствование» употребляется в Священном > Писании с притяжательным местоимением. «Да проповедуют славу Царства > Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем, чтобы дать знать сынам > человеческим о могуществе Твоем и о славном величии Царства Твоего. > Царство Твое – Царство всех веков, и владычество Твое во все > роды», – говорится в псалме 145(144).11-13 > (см. также Пс.103(102).19). Бог есть Творец, Владыка и Судья мира, > Он Царь вселенной, главным образом Израиля. Особенно важную роль > играет это понятие в так называемых псалмах интронизации, где часто > повторяется исповедание: «Бог царствует» (в Септуагинте обычно: > «Бог воцарился»). «Господь царствует: да трепещут народы! > Он восседает на херувимах: да трясется земля!» (Пс.99(98).1). > Но в мире видимым образом торжествует зло, а Израиль, любимый народ > Божий, предмет Его особых забот и попечения, потерял политическую > независимость и постоянно пребывает под игом то одних, то других > иноземных захватчиков. Как согласовать это противоречие? Кто правит > миром – Бог или темные силы? Народ Израиля никогда не сомневался > в том, что наступит такое время, когда Бог зримо проявит > Свое могущество и установит Свое суверенное правление. > Постепенно складывается убеждение, что воцарение Бога зримым > для всех образом произойдет в будущем: «Я – Господь, и нет иного... > Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, > что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий > язык» (Ис.45.18-23). Весть о воцарении Бога названа Исайей радостной > вестью (52.7-10). Это, возможно, произойдет в результате космической > катастрофы (Ис.24.18-23; Дан.2.44). Прежде скрытый от глаз, > Всемогущий и Святой Бог явится в силе. Он будет судить вселенную, > причем для праведников Его суд станет началом спасения. Так будет > установлено Царство Бога, или Царство Небес. Слово «Небеса» служило > описательным оборотом, которым благочестивые люди заменяли имя Бога, > и его надо понимать как «Царствование Того, кто на Небесах». > В Одиннадцатом прошении Восемнадцати Благословений<{иудейская > молитва}> говорится: «Верни нам наших судий, как это было раньше, > и будь Царем над нами Ты один». Каддиш, молитва, которой завершалась > синагогальная служба, просит о том же: «Да превознесется и освятится > Его великое Имя в мире, который Он сотворил по Своей воле. > Да установит Он Свое Царство при твоей жизни и при жизни всего дома > Израиля, быстро и скоро». > Но к I веку появилось и другое представление, когда Царство Бога > отождествлялось с исполнением Торы (Закона Моисея). > Появилось выражение «возложить на себя ярмо Царства Небес», > что осуществлялось в исповедании строгого монотеизма и преданности > Закону через повторение молитвы «Шем`а» (<"Шема" или "Шма" - > на иврите "Слушай" - так называют по первому слову иудейское > исповедание веры "Слушай, Израиль..." (Втор. 6.4-5; 11.13-21)>). > Иисус же, что совершенно очевидно, не разделял эту точку зрения > (см. Мф.11.29: «Наденьте на себя ярмо Моих заповедей», а не ярмо > Торы). Установление Царства Бога не зависит ни от человеческих > усилий, ни от соблюдения ими Закона или религиозных обрядов. > То, о чем каждый день просили в молитве Каддиш, Иисус провозгласил > словами: «Царство Бога близко!» > В Евангелии от Матфея и в апокрифическом Евангелии назореев гораздо > чаще встречается синонимическое словосочетание – Царство Небес. > Кроме того, встречаются и другие варианты: «Царство Отца», > «Царство Сына человеческого» или просто «Царство». > Когда христианство перешагнуло границы Палестины, > людям эллинистической культуры было трудно понять этот термин. > Вероятно, поэтому в Евангелии от Иоанна, а иногда и в других > Евангелиях употребляются в том же значении слова «вечная жизнь» > или просто «жизнь» (см. Мк.9.43,45; 10.17). Постепенно оно выходит > из употребления, у евангелиста Иоанна оно встречается лишь дважды, > а апостол Павел почти не употребляет его. > Новизна провозвестия Иисуса заключалась в том, что Он объявил > о наступлении Божьего владычества уже в ближайшем будущем. > Кроме того, Иисус придал этому понятию новый смысл, «наполнил его > новым содержанием, не имеющим аналогий».{И. Иеремиас, Богословие > Нового Завета, с.52}
++См. тж.: + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +Крещение Иисуса: комм. В.Н.Кузнецовой к Мф.3:13-14 с. Христ.Просвещ./rasylka/003/316.htm#0 +Еванг. притчи о Царстве: в темат. указателе: с. Христ.Просвещ./temy/p/pritchi.htm#prcrsbzh
*Всем нам придется предстать перед Судьей — Христом, * * * Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Sep/1.htm |