=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 15 сентября ст.ст., воскресенье{Попразднство Воздвижения Креста}
литургические чтения:
Воскр. по Воздвижении: Гал.2:16-20 #; Мк.8:34-9:1 #;
Ряд.: 2Кор.4:6-15 #; Мф.22:35-46 # .
{Воскр. 15-е по Пятидесятнице}

Ст. 16 Но мы знаем, что ни один человек не будет оправдан делами Закона <...>.

Оправдан – Здесь мы впервые встречаемся с одним из самых важных терминов богословия Павла. Греческий глагол «дикай`оо» не имеет точного соответствия в русском и других европейских языках. С одной стороны, у этого глагола есть юридическое значение: «оправдывать, объявлять невиновным, выносить оправдательный приговор». Но есть и другое значение: «избавлять от вины, освобождать от власти [греха]». Для апостола это оправдание человека во время Божьего Суда, но всегда есть дополнительное значение – восстановление должных отношений с Богом. «Простой глагол «принимать» часто является адекватным переводом».{J. Ziesler, Paul’s Letter to the Romans, p. 86}  Когда глагол сто`ит в пассивном залоге, Павел почти всегда употребляет его в смысле «быть измененным», «быть перемещенным из одной сферы в другую: из греха в праведность, из смерти в жизнь, из рабства у Закона к послушанию вере».{E. P. Sanders, Paul, the Law, and the Jewish People, p. 47-48} Очень часто это слово выступает в качестве синонима слова «спасать».

> Делами Закона – Что значит «дела Закона»? Довольно часто люди думают, что речь идет о добрых делах, исполнение которых предписывается Законом. В таком случае целью соблюдения Закона является стремление к накоплению заслуг в глазах Бога и Его милости. Но, скорее всего, это словосочетание является синонимом слова «законничество». В принципе так могут быть названы все требования Закона, но чаще всего понимаются те, благодаря которым виднее всего отличия между евреями как участниками Договора и язычниками. Среди них особенно выделяются два: обрезание и законы, касающиеся пищи. Обрезания требовали миссионеры, пришедшие в Галатию, пищевые законы, вероятно, стали причиной распри в Антиохии. Итак, дела Закона – это те внешние признаки и действия, которые делают человека принадлежащим к той или иной религии. Один комментатор назвал их идентификационными знаками. Апостол иногда будет называть их «внешним» в отличие от «внутреннего», а также «плотью». Павел убежден, что все эти внешние признаки не приближают человека к Богу, хотя, как правило, у людей часто складывается впечатление, что если они совершают подобные действия, то они уже исполнили всё, чего хочет от него Бог. {Так, в наше время иногда на вопрос о вере в Бога люди отвечают: “Да, я всегда крашу яйца и пеку куличи на Пасху. Для таких людей яйца и куличи – это знаки принадлежности к православию.}

Есть также мнение, что Павел отвергает не только ложно понимаемое отношение к Закону как к средству добиться милости Бога, но и само понятие Закона как религиозной системы. Споры об этом велись с давних пор. Так, Отцы Церкви, представители Александрийской и Антиохийской школ, имели по этому поводу противоположные взгляды. Александрийцы (Ориген, Климент; с ними согласны также Тертуллиан и Ириней) были уверены в том, что отменена только ритуальная часть Закона, в то время как антиохийцы (Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуетский и др.) полагали, что Павел отвергает Закон полностью, делая Дух единственным руководителем и наставником человека. Споры продолжаются и сейчас: в Павле видят то ниспровергателя и революционера, то доказывают, что Мартин Лютер исказил его взгляды, подменив собственными, и что Павел был гораздо ближе к Закону, чем мы это предполагаем.

> А только верой в Иисуса Христа – Для Павла это кардинальное изменение человека возможно только через его единение с Христом. Бог предложил ему спасение – не за заслуги, а только потому, что Он добр и любит людей. Спасение совершается через жертвенную смерть Его Сына Иисуса Христа. Когда человек принимает Божий дар спасения, это и есть акт веры. Итак, его спасает только вера, а не что-нибудь другое, тем более не дела Закона. Для Павла это так важно, что в этом коротком отрывке он трижды повторяет слова «дела Закона». Петру это так же понятно, как и Павлу, здесь у них нет разномыслия.

Но тогда нет разницы, кто верит: еврей или язычник. Апостол, вероятно, сознательно употребляет в этом стихе слово «человек». Итак, перед Богом отныне сто`ит человеческое существо, который сейчас не может похвалиться никакими привилегиями, как это было раньше в случае с евреем, ни своей «праведностью», которую раньше еврей получал через исполнение Закона. Оба они – и еврей, и язычник, бывший прежде «беззаконным» и «грешником», – оказываются в одинаковом положении, и их судьба одинаковым образом зависит от веры в Господа Иисуса.

> Вера – это слово имеет несколько значений (вера, верность, уверенность, вероучение), но здесь Павел употребляет это слово в его основном значении: это ответ человека на инициативу Бога. Бог предлагает людям новую жизнь, и от них зависит, принять этот дар или нет. Если они его принимают, это и есть вера. Верой в Иисуса Христа – Греческий язык позволяет понять словосочетание «п`истис Иес`у Христ`у» по-иному: «верой/верностью Иисуса Христа [по отношению к Богу]» или даже «верностью Бога, явленной во Христе». Это выражение встречается в письмах Павла семь раз. Ведь мы оправданы, примирены и приняты Богом благодаря верности Сына Божьего Иисуса Своему Отцу, которая выразилась в том, что Он умер за нас на кресте. Но ниже в этом же стихе в оригинале сто`ит не родительный падеж, а предложная конструкция: «эйс Христ`он». Скорее всего, эти словосочетания должны иметь один и тот же смысл. Не все комментаторы с этим согласны, некоторые полагают, что здесь сопоставлены верность Иисуса и наша вера в Иисуса.

> Поэтому и мы поверили в Христа Иисуса, чтобы получить оправдание верой в Христа, а не делами Закона, так как делами Закона не оправдается никто из живущих <...>. И мы – то есть евреи. Если Павел продолжает обращаться к Петру, то он говорит прежде всего о нём и о себе. Вера в Христа сделала их обоих Его апостолами. Если ее оказалось достаточной для этого, то и сейчас спор по поводу дел Закона не может ее отменить. Павел призывает Петра вспомнить его собственный опыт, ведь он тоже убедился в истине веры, а не дел (Деян 11.17). Сейчас он занимает двойственную позицию, и Павел хотел бы, чтобы Петр решительно перешел от принципа «и то, и другое» (вера и дела Закона), а он именно так ведет себя теперь в Антиохии, к принципу «или – или» (только вера, а не дела).{См. J. Dunn, The Epistle to the Galatians, p. 140} Христос Иисус – Для Павла Христос не стал вторым именем Иисуса, это Мессия Иисус. Поэтому он довольно часто ставит титул на первое место.

> Чтобы получить оправдание – Греческое слово «дикайос`юнэ» соответствует еврейскому «цедэк`а». Оно является однокоренным с глаголом «дикайоо» и часто переводится как «праведность». В раввинистическом иудаизме под праведностью понималось главным образом совершенное исполнение всех заповедей Закона. У Павла это слово, в том случае, когда оно относится к человеку, имеет широкий круг значений: «оправдание», «избавление от вины», «спасение», «примирение с Богом», «обновление жизни». Вероятнее всего, здесь это слово означает «восстановление должных отношений людей с Богом», что очень близко по смыслу с прощением и принятием человека Богом. См. также коммент. на слово «оправдан» (ст. 16).

<...>

Ст. 17 – Но если мы, стремясь к оправданию через единение с Христом (дословно: «в Христе»). В Христе – это одно из любимых выражений апостола. Иногда оно означает то же самое, что «через Христа», но есть много случаев, когда видно, что смысл его намного глубже: Павел понимает жизнь христианина как мистическую связь с Христом, как вхождение и пребывание в Христе, словно в некоей корпоративной Личности. Здесь наиболее вероятен именно этот смысл.

> Обнаружим, что и мы перед Законом такие же грешники – Когда поверившие в Христа евреи – в их число входит и Петр, и другие евреи-христиане – увидят, что единственным основанием для спасения является вера в Христа, то они поймут, что между ними и язычниками-грешниками нет никакой реальной разницы, что они в одинаковом положении и, следовательно, не отличаются от них своей праведностью-исполнением Закона, которая бы их спасла. Следовательно, они тоже грешники.

продолжение в след. выпуске...

[ В.Н.Кузнецова.  
КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ.  
М., 2003; стр.86-92  ]


Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал:
"Кто хочет следовать за Мной, / пусть забудет о себе,
возьмет свой крест – / и тогда следует за Мной.
Кто хочет спасти свою жизнь, / тот ее потеряет.
А кто свою жизнь потеряет ради Меня и Радостной Вести, / тот ее спасет.
Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, /
а жизни своей повредит?
Разве не всё отдал бы он, / лишь бы вернуть себе жизнь?!
А кто постыдится признать Меня и Мои слова /
перед этим безбожным и грешным поколением,
того и Сын человеческий постыдится признать, /
когда придет облеченный в славу Отца Своего / с Божьими ангелами".*
(Мк.8:34-38)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Sep/28.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»