Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 12 октября ст.ст., сб - -> Скажите, пожалуйста, хотя бы в двух словах: как соотносится свобода -> человека и Промысел Божий? > Свобода — неизбежное условие взаимной любви. Св. Максим Исповедник > говорит, что Бог может сделать всё; одного только Он не может > сделать: заставить человека Его любить, потому что любовь должна > быть свободным даром. Поэтому свобода — абсолютно основоположное > состояние для мира. Бог есть любовь, Он Себя отдает до конца > и открывает Себя нам так, чтобы и мы могли принять Его до конца, > а принимая Его до конца — и себя Ему отдать. Поэтому наше > представление о свободе как о возможности порой хладнокровного > головного выбора – уже греховное состояние. Состояние, при котором > я могу хладнокровно выбирать между жизнью и смертью, между добром > и злом, между Богом и Его противником — уже не свобода, > не та царственная свобода, о которой говорится. > И в этом разрезе интересны слова, которые обозначают свободу. > Латинское слово libertas, которое дало столько ответвлений > по политической линии, — это состояние перед законом ребенка > свободнорожденного от свободных родителей. Он от рождения > самовластен, свободен, принимается как свободный гражданин; а вместе > с этим, говоря уже практически, он может эту свободу осуществить, > только если он над собой имеет власть и не является жертвой > своих желаний, своих страстей, своих страхов и т.д. Значит, > это зачаточное положение, в котором человек рождается свободным, > может быть удержано только =подвигом= верности этой свободе, > верности своему достоинству. > Второе слово, которое в этом смысле важно, интересно, это английское > freedom, немецкое Freiheit: они оба происходят от санскритского > слова, которое как глагол означает “любить” или “быть любимым”, > а как существительное — “мой любимый” или “моя любимая”. > И это указывает на то, что полнота свободы, сущность свободы — > такая взаимная любовь, которая не ограничивает, не притесняет, > не порабощает, не съедает как бы другого, а его выпускает в полноту > бытия. Поэтому, когда мы говорим о свободе, мы говорим именно > об этой свободе. И очень интересно, что в книге пророка Исаии, > в отрывке, который читается под Рождество об Эммануиле, о Сыне, > Который родится от Девы, сказано, что раньше чем Он сумеет различить > добро от зла, Он безоговорочно выберет добро, потому что > Он рождается незапятнанный грехом и поэтому притяжения к греху > у Него нет. > Теперь что касается человека и Промысла Божия. Мы живем в мире, > который оторвался от Бога, который изуродован и в котором Бог > действует, но ограничен нашей свободой. Он свободно, по любви, > дает нам возможность быть тем, что мы есть. Есть на этот счет > выкладка Хомякова (хотя очень сомнительная филологически), > где он выводит слово “свобода” от двух славянских корней, > которые значат “быть самим собой”; но в конечном итоге > оно так и есть, даже если это филологически никуда не годится. > Человек, с одной стороны, бывает призываем Богом, с другой стороны, > бывает прельщаем сатаной. Бог человека призывает к любви, не обещая > ничего, кроме любви, как бы не подкупая его ничем; > сатана его призывает только обещаниями, которые каждый раз > оказываются лживыми и которые каждый раз возобновляются: “согреши > снова, потому что ты не догрешил; если бы ты догрешил, всё было бы > хорошо...” И кто-то из отцов Церкви говорит, что человек стоит между > этими двумя волями: призывающей к жизни волей Божией и призывающей — > но прикрыто — к смерти со стороны сатаны. И его, человека, > роль совершенно решающая, потому что от того, как он выберет — > и судьба мира меняется. Поэтому соотношение человеческой свободы > и Божьего промысла в том, что Бог человеку подсказывает > его совестью, подсказывает словом Священного Писания, подсказывает > людьми чистой жизни, подсказывает обстоятельствами жизни всё время: > Вот путь жизни... И от нас зависит выбрать его или нет; =заставить= > нас Бог не может. Но в результате того, что мы так неуверенно > и колеблющеся действуем, происходит, совершается воплощение > Сына Божия, Который входит в этот мир, приобщается к нашей > тварности, приобщается к ограниченности нашей тварности, порожденной > грехом, не приобщаясь к греху, но приобщаясь к сломанности какой-то, > и соучаствует во всей трагедии человека.
>>> ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ <<< •Н.Бердяев: Дух свободы с. Христ.Просвещ./rasylka/002/231.htm#0 •"Свобода" в тематич. указателе с. Христ.Просвещ./temy/s/svoboda.htm#0
*Поскольку у нас есть такая надежда, мы говорим открыто и бесстрашно. * * * Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Oct/25.htm |