Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 21 ноября ст.ст., чт - Введение
Богородицы во Храм > ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ > <....> в литургическом году двунадесятый цикл открывается > и завершается праздниками именно Богородичными - Ее Рождеством > и Успением. Подобно этим двум великим праздникам, праздник Введения > опирается не на прямые данные Евангелия, но на церковные Предания. > Один из важнейших источников Предания - апокрифическое > Первоевангелие Иакова <...>. Давайте же снова заглянем в этот > древнехристианский текст, в тот его отрывок, что касается раннего > детства Пресвятой Девы: > "Прилагались дитяти месяцы, и дитя стало двух лет. И сказал Иоаким > (жене своей Анне): "Отведем ее в Храм Господень, чтоб отдать обет, > который мы обещали (Господу Богу), дабы как-нибудь Господь не отверг > нас и дар наш не сделался неприятным". И сказала Анна: "Подождем > до третьего года, чтобы дитя не взыскалось отца или матери". > И сказал Иоаким: "Подождем". И достигло дитя трех лет, и сказал > Иоаким: "Призовите непорочных дщерей еврейских, и пусть они возьмут > по светильнику, и будут стоять с возженными, чтобы дитя > не обратилось назад и чтоб сердце ее пленилось Храмом Господним". > И сделали так, пока пришли в Храм Господень. И принял ее священник, > и, лобызав, благословил ее, и сказал: "Возвеличит Господь имя твое > во всех родах{ср. Лк.1:48}, на тебе Господь в последние дни покажет > сынам Израилевым свое искупление". И посадил ее на третьей ступени > жертвенника, и осенил ее Господь Бог благодатию, и она от радости > прыгала на ногах своих, и возлюбил ее весь дом Израилев. > И пошли родители ее, дивясь и хваля Господа Бога за то, что дитя > не обратилось назад. Пребывала же Мария в храме Господнем, > как прикармливаемая голубица, и принимала пищу от руки > Ангела"{<Протоевангелие Иакова, гл.7,8>}. > <...> о. Александр Мень писал: "Средневековые авторы добавили > к рассказу апокрифа одну знаменательную деталь: принимая Дитя, > первосвященник ввел Ее в Святая Святых Храма{}. > В этом сказании следует искать не столько исторические факты, > сколько духовный смысл, переданный языком легенды. > Двир, Святое Святых Храма, был местом, скрытым от взоров людей. > Туда входил, да и то раз в год, только первосвященник. Там, > во мраке, пребывала незримая Слава Господня. Двир - символ всего > дохристианского богопознания{}. Сущий {условный перевод > табуированного библейского обозначения имени Божия: JHWH} > неприступен. Даже пребывая со Своим народом, Он скрывает, от него > Свой Лик. > Младенец, преступивший заветный порог, Сам уготован стать > 'одушевленным Храмом'. Мария предназначена быть Матерью > Богочеловека, Который явит миру Лик Вечного"{Мень А. Таинство. > Слово. Образ. Богослужение Восточной Церкви. // Брюссель, 1980, > с.85}. > И вот это-то предание о Вхождении Девы Марии во Святое Святых > Иерусалимского Храма упоминается в особом песнопении Введенской > Литургии - в так называемом задостойнике: > `Ангели, / вхождение Пречистыя зряще, > див`ишаяся, / како Дева вн`иде / во Святая Святых... > Не случайно "апостольское" чтение на Введенской Литургии - это текст > из Послания к Евреям (9:1-7), где речь идет о Святом Святых > ветхозаветного, иерусалимского Храма как о духовно-историческом > прообразовании мистического священнослужения Иисуса Христа. Ибо как > израильский первосвященник свершал земную литургию в рукотворном > храме Ветхого Завета, так "Первосвященник будущих благ" (Евр.9:11), > Иисус Христос, принеся Самого Себя в жертву за всё сущее, свершил > великую космоисторическую Литургию Нового Завета (см. там же, стихи > 12-28). > Послание к Евреям - один из самых таинственных текстов > среди Апостольских Посланий. И обращение к нему заставляет > задуматься о многом. > Вполне возможен легендарный характер Предания о вступлении > юной Девочки, до двенадцати лет воспитывавшейся при Храме, во Святое > Святых. Но эта легендарность не умаляет мистического смысла > праздника: в пространства Иерусалимского Храма вводят Ту, Которой > суждено стать начатком Мистерии, многократно превосходящей > своим божественным и человеческим смыслом святую и прекрасную > мистерию Ветхого Завета. Трепетная Девушка-Подросток из Назарета > вмещает в Себя все таинства дохристианского человечества, возвышает > и перерастает их. Высшие духовные поиски дохристианского > человечества освящаются в Ней. Прекрасно писал об этом о. Сергий > Булгаков. По его словам, всечеловеческий путь ко Христу "...ведет > и через ветхозаветный Храм, в который вошла и его освятила собою > богоизбранная Отроковица; это есть вселенский храмовой праздник > ветхозаветного благочестия. Христианину, размышляющему об истинах > своей веры, надлежит поэтому носить в сердце благодарную память > о Храме Иерусалимском как молитвенном средоточии мира"{Булгаков С. > Слова. Поучения. Беседы. // Париж, 1987, с.72}. > Поэтому-то и поется в тропаре праздника Введения: > Днесь / благовол`ения Божия предображ`ение > и человеков спасения проповедание: > в храме Божии / ясно дева является > и Христа всем предвозвещает... > Ныне / Божие благоволение предначертается > И спасение людей проповедуется ... > Каждый церковный праздник - особый, с другими - по духовному > настрою - почти что несравнимый. Праздник Введения дарит нам > какое-то особое ощущение просветленной нежности и чистоты. > С этого дня в храмах начинают исполняться <на утрене> песнопения > Рождественского канона - Введением прообразуется грядущее Рождество: > Христ`ос раждается, сл`авите. > Христос с небес, ср`ящите. > Христос на земл`и, вознос`итеся. > Пойте Г`осповеди вся земля... > (Ирмос 1) > Христос рождается - славьте. > Христос нисходит с небес - встречайте. > Христос на земле - воспаряйте. > Господу пойте по всей земле...
++++++++++++++++++++++++++++++++++ + См. еще по теме (о празднике): +++++++++++++++ ++ Проповедь митр. Антония Блума (1981г.) ++++++++++ ++++ с. Христ.Просвещ./rasylka/002/270.htm#0 + +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
*Иисус с учениками зашел в деревню. * * * Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Dec/4.htm |
|
![]() |