Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (1Тим.1:2) * 26 ноября ст.ст., вт - > БОГОДУХНОВЕННОСТЬ БИБЛИИ > Церковь признаёт богодухновенность всех книг Ветхого и Нового > Завета. <...> Все выражения, которые со времен святоотеческих > и до нашего времени применялись, чтобы определить природу > этих писаний: "книги священные", "Священное Писание", "письменность > божественная" как их называл Тертуллиан, "божественная библиотека", > как писал блаженный Иероним, "Святая Библия" - все они равнозначны > понятию богодухновенности. > Библия есть Слово Божие, обращенное к людям, написанное Слово Божие. > Эту истину уже знал народ Израильский, для которого Закон > был писанием, которое продиктовал Сам Господь, а голос пророков > был голосом Самого Всемогущего; иудейский историк Иосиф Флавий > определенно утверждает, что все писавшие Книгу, писали > "по вдохновению Божию". То же утверждают и христиане. > Так, ап. Павел, обращаясь к Тимофею, говорит как само собою > разумеющееся: "всё Писание богодухновенно" (2Тим.3,16), ап. Пётр > также учит: "но изрекали его (пророчество) святые Божий человеки, > будучи движимы Духом Святым" (2Петр.1,21); то же утверждает многое > множество Отцов и богословов всех времен. Таково неизменное учение > <Вселенской> Церкви. > Но сам термин "богодухновенность" требует уточнения. Его самым > совершенным образом определил папа Лев XIII в своей энциклике > "Providentissimus Deus": "Богодухновенность есть +сверхприродное+ > действие, посредством которого Дух Святой побуждал и <подвигал> > священных писателей и содействовал им во время писания таким > образом, что они осознавали, стремились точно передать и выражали > с безошибочной верностью всё то, и только то, что Бог повелевал > им писать". Это мудрое и глубокое определение, которое в создании > Священного Писания оставляет, как за разумом и волей человеческой, > так и за Всемогуществом Божиим, роль каждому из них присущую. > Господь не писал Библию собственноручно, как некогда начертала > незримая десница Его на стене дворца Валтасарова > слова предостережения. Он не диктовал Библию писателям, находящимся > как медиумы в состоянии транса, подобно тому как греки воображали > себе прорициания дельфийской Пифии. Чтобы создать Библию, Дух Святой > обращался к посредству людей, которые становились Его орудиями > и при этом не утрачивали ни своей личности, ни своих характерных > черт, ни своего таланта или гения, ни умственных установок, > ни манеры писать. Дух Святой не уничтожал и не насиловал > способностей тех, кому поручено было выразить Его Слово. Поэтому > не следует забывать о тех последовательных моментах > Богодухновенности, которые определил Лев XIII. > Во-первых, Бог +побуждал+ священнописателей к писанию: не по одной > только своей воле брались они за труд, как это делают светские > писатели; и сколько раз пророки Израиля признавались какой м`укой > бывало для них это принуждение и как велико было искушение избежать > этого принуждения, ибо говорить от имени Господа - тяжелое бремя. > Во-вторых, Бог +просвещал+ тех, кого Он избирал Своими глашатаями. > Но просвещал Он их таким образом, что, оставляя неприкосновенной > деятельность человеческих способностей, Он сообщал написанному ими > божественное значение. Суждение выраженное таким образом писателем, > оставаясь и его собственным суждением, и вместе с тем в силу > +сверхприродного+ действия Божия, неотъемлемого от действия > человеческого, становилось суждением Божиим. > Писание, по мере того, как оно становилось Словом Божиим, > оказывалось "предохраненным от всякой ошибки". > Таков непосредственный смысл того, что можно назвать +принципом > непогрешительности Библии+: Священное Писание ошибаться не может. > Но такая формулировка еще слишком узка: она слишком ограничивает > поле действия богодухновенности. Так как Бог есть Сама истина, > то принцип непогрешительности должен быть рассматриваем > как неотъемлемое свойство всех дел Божиих. > <...> > Остается третий момент: изложение Священного Писания в письменном > виде. И в этой области Бог, без сомнения, +воздействовал+ на тех, > на ком лежала обязанность запечатлеть в письменном виде Его Слово. > Если основные данные, глубинные понятия непосредственно зависели > от Духа Святого, мог ли оставаться вне этой зависимости выбор слов, > фраз, выражений, которые в человеческой речи так близко связаны > с ними? Но здесь и привходят личные качества священнописателя, > человека из плоти и крови, подчиняющегося определенным навыкам > мышления, живущего в определенную эпоху и в определенной среде > и неспособного освободиться всецело от этих условий, чтобы быть > всецело духновением Божиим. Бог решил обращаться к человеку через > человека же, следовательно вполне естественно и необходимо считаться > с личностью этого человека, чтобы полностью уразуметь его слова.
См. также: Ксавье Леон-Дюфур: БИБЛИЯ И ЛИТУРГИЯ с. Христ.Просвещ./rasylka/002/276.htm#0
*Всякое боговдохновенное Писание полезно: * * * Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Dec/9.htm www.DAYS.ru/Days/noqbr'26.htm |