ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 19 января
ст.ст., ВС 'о мытаре и фарисее'; > В воскресенье <...> Православная Церковь начинает подготовку > к Великому Посту (), называя этот день "неделя о мытаре и фарисее". > Наконец-то! Среди постоянной заботы о пропитании вдруг тихо > (и хорошо, что тихо) звучит голос о том, ради чего питаемся. > Существует понятие "качества жизни": важно не только, есть ли > колбаса, но и какая это колбаса, не только, есть ли свободное время, > но и как мы используем свободу - как дубинку или как лестницу. > Притча о мытаре и фарисее изображает не столь привычный нам конфликт > голодного и сытого. И фарисей, и мытарь были представителями > тогдашней номенклатуры. Фарисей представлял номенклатуру духовную, > был кем-то вроде нынешних учёных архимандритов с дипломами > о богословском образовании, величавой осанкой, нежно светящимся > от постов и смирения лица. Мытарь же представлял номенклатуру > светскую: сегодня он бы собирал взятки с коммерсантов, оправдываясь > тем, что все берут, что иначе не прокормить семью, что не он такую > систему выдумал. Не надо думать, что нынешние церковные деятели > очень уж рады, когда рядом с ними встают покрасоваться чиновники > со свечками: наверняка испытывают брезгливость (помнят, > как еще недавно эти чиновники измывались над верой, а прощенья ведь > ни один не попросил), радуются, что Господь привел их в архиереи, > а не в начальники департамента. Так и древний фарисей, заметив > при входе в синагогу мытаря, внутренне передернулся и, пройдя > вперед, вспомнил его в молитве: "Боже! благодарю Тебя, > что я не таков ... как этот мытарь!" Что он именно прошёл вперед, > уверенно, как нынче духовенство уверенно идёт в алтарь, зная, > что за ним никто не последует, ясно, потому что Господь Иисус > сказал, описывая мизансцену, что мытарь стоял "вдали". Только, когда > мы самоуверенно идем впереди другого, мы всегда забываем, > что на затылке глаз нет, что человек, которого мы обогнали, > может измениться. Мытарь-то, может, входил в храм нагло, но увидев > набожность фарисея, смешался, смутился, что-то в нём дрогнуло, > совесть заговорила, и он вдруг почувствовал, что с Бога-то налог > не сдерешь, что Творец не с ним и его законами, а с теми, > кого он обирал. "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" — только > и смог произнести мытарь. Фарисей, видимо, оказался для него живым > укором, полезным укором; только вот сам фарисей, говорит Христос, > был менее "оправдан". Не вообще проклят, не отвергнут за проблеск > гордыни, а менее оправдан, унижен в самом простом смысле слова, > как унижает себя всякий, унижающий другого. Церковь запрещает > поститься целую неделю после воскресенья мытаря и фарисея, чтобы мы, > берясь за вилку, вспоминали, что не ст`оит колоть другим глаза. * * * > Влюбленный точно знает, что он на небе; любящий в высшей степени > не уверен, на земле он или на небе. Точность знания и вызывает > уныние, - специфический запах уныния, который отличает фарисеев > от кающихся мытарей. Покаявшийся самоуверен и уныл, кающийся > неуверен и весел. <Современный> фарисей полагает, что Царство > Небесное - это Иисус пришел с небом под мышкой, свернутым словно > коврик, и постелил для избранных. А Царство Небесное - это не небо, > а огонь с неба. "Великая задача нравственности" не в том, чтобы всех > сделать нравственными и рассадить по облакам, а в том, чтобы > перестать заботиться о том, нравишься ты Богу, нравится ли тебе Бог.
&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&& && СМОТРИ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ: && &&& •Яков Кротов: & &&&& Служить двум господам? Запросто! или Мытари-фарисеи & &&&&& с. Христ.Просвещ./rasylka/003/344.htm#0 & &&& •Митр. Антоний Блум - & &&&& впервые только что опубликованная проповедь & &&&&& www.mitras.ru/archive/040201.htm && **********************************************************
*А тем, кто был уверен в собственной праведности * * * * * * |