=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= ПРИЛОЖЕНИЕ К ВЫП. №697 от 7/II/2004 с. Христ.Просвещ./rasylka/004/697.htm#0 A/ * <Принесем Господу каждый свою лепту!> * > <...> Последуем за благим Владыкой, убежим от мирских похотей, > убежим от обманчивого мира и миродержателя; всецело посвятим себя > Творцу; почтим образ Божий, уважим звание, изменим жизнь. Для чего > унижаем себя, будучи высокими? Для чего останавливаемся на видимом? > Пусть всякий, во всякое время, при всяком образе жизни > и обстоятельстве, по мере собственной своей силы, и по мере данной > ему благодати, принесет Богу плод, какой может, чтобы добродетелями > всякой меры наполнить нам все горние обители, пожав столько, сколько > посеяли, или, лучше сказать, столько вложив в Божий житницы, сколько > возделали. Пусть приносят в дар, — кто богатство, а кто нищету; > кто усердие к ближнему, а кто охотное принятие предлагаемого > усердием; кто похвальное дело, а кто глубокое наблюдение; > кто благовременное слово, а кто благоразумное молчание; > кто непреткновенное учение и жизнь, ему не противоречащую, > а кто благопослушный и благопокорный слух; кто чистое девство, > совершенно отрешающее от мира, а кто честный брак не вовсе > отлучающий от Бога; кто воздержание без надмения, а кто > и употребление без похотливости; один ничем неразвлекаемое > упражнение в молитвах и песнях духовных, другой тщательное защищение > требующих помощи. Все же да приносят слезы, очищение от грехов, > восхождение и усилие простираться вперед. Прекрасным будет > плодоношением и простота, и уцеломудренный смех, и обузданный гнев, > и глаз, удерживаемый от бесчиния, и ум, не допускаемый > до рассеянности. > Как бы ни было маловажно приносимое Богу, и как бы ни далеко > отстояло от совершенства, но оно не настолько мало, чтобы Бог > не нашел этого угодным и вовсе не принял, хотя и праведным судом > взвешивает милость. И Павлово насаждение приемлет Он как Павлово; > приемлет и напоение Аполлосово, и две лепты вдовы, и мытарево > смирение, и исповедь Манассии. Когда Моисей водружал на земле скинию > во образ небесного, тогда все приносили, что было им велено. > А доброхотные подаятели (мужи и жёны) — одни золото, другие серебро > и дорогие камни для верхней ризы, другие виссон <крученый> > и червленую шерсть; одни багряницу, кожи бараньи красные, другие > самое худшее, козью шерсть (Исх.25,35); каждый и каждая, что имели > у себя на тот раз, все приносили <для созидания> скинии, и никто > из самых бедных не остался без приношения. Так и мы в честную Божию > скинию этой церкви, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр.8,2), > в скинию, созидаемую из различных украшений добродетели, хотя один > меньше, а другой больше, но все будем вносить одинаково, > при строительстве Духа слагаемые и сочетаемые в <творение > совершенное>, в жилище Христово, в храм святой. Без сомнения же, > не внесем столько, сколько получили, хотя <бы> и всё внесем. > Ибо и то от Бога, что мы существуем, знаем Бога и имеем, что внести. > Но всего прекраснее и человеколюбивее то, что Бог измеряет подаяние > не достоинством подаваемого, но силами и расположением > плодоносящего. > Итак, не медли сделаться щедрым, но будь им теперь; и <из-за того, > что нет у тебя> достойного <дара>, не <отказывай вовсе совершить > приношение>. Напротив, одно внеси, другое пожелай внести, а об ином > молись, чтобы Бог даровал прощение <твоей> немощи. <Ведь> Он > говорит: пусть не являются передо Мною с пустыми руками (Исх.23,15). > Никто да не будет <пуст> и бесплоден; ни одна душа не окажется > лишенной плодородия и чадородия. Всякий да <приносит как плод> > Богу <то>, что у него есть и составляет его собственность: > согрешающий — исправление; <ведущий достойно духовную брань> — > неослабность; юный — воздержание; <седой> — благоразумие; богатый — > щедрость; бедный — благодарность; начальствующий — некичливость; > судья — кротость. Священники облекитесь <...> правдой (Пс.131,9). > Не будем расточать овец паствы, не погубим тех, за кого положил душу > Пастырь добрый, Который знает Своих и Своими знаем, зовет по имени > (Иоан.10,3), вводит овец и <выводит> их из неверия в веру, > из настоящей жизни в будущее упокоение. <...> > Овцы, не пасите пастырей и не <преступайте границ>, > для вас довольно, если вы на доброй пажити. Не суд`ите судей, > не предписывайте законов законодателям. Бог не есть Бог неустройства > и беспорядка, но мира и порядка (1Кор.14,33). Поэтому > да не замышляет стать головой, кто с трудом служит рукой или ногой, > или другим еще менее важным членом тела, напротив, братья, каждый > оставайся в том звании, в котором призван (1Кор.7,20), хотя бы > и достоин был высшего, довольствоваться настоящим — гораздо > похвальнее, нежели домогаться звания, какого не получил. Кому можно > без опасности следовать за другим, тот не желай начальствовать > с опасностью для себя. Да не нарушается закон подчинения, которым > держится и земное и небесное, чтобы через многоначалие не дойти > до безначалия. [ Свт. Григорий Назианзин (Богослов). СЛОВО 19 www.krotov.info/library/g/nazianz/01_289.html ] B/ * <Обличение книжников. Лепта вдовы> * > Следующее слово Господа в присутствии народа есть прямое обличение > книжников. В Мк. (12:38-40) и в Лк. (20:45-47) оно имеет краткую > форму, которой в Мф. соответствует большая обличительная речь > гл. 23. <....> Господь обличает книжников за то, что они, > в преувеличенной и лицемерной ревности о законе обрядовом, небрегут > о законе любви, за внешним забывают внутреннее. По свидетельству Лк. > (20:45), Господь с обличением книжников обратился к ученикам. > Но и из этого свидетельства, а тем более, из параллельного > свидетельства Мк. (12:38 в контексте, ср. Мф. 23:1: народу > и ученикам) с несомненностью вытекает, что обличение слышал народ. > Конец обличительной речи Мф. 23 (стт. 37-39) повторяет плач Господа > над Иерусалимом, которым Он закончил во время Своего пути из Галилеи > в Иерусалим Свой ответ фарисеям, осведомившим Его о <готовящемся> > покушении на Него Ирода (Лк.13:34-35). Действительно ли повторил > Господь этот плач в Иерусалиме, или и в этом случае Евангелист > Матфей систематизирует тот материал, которым он располагает, — плач > над Иерусалимом в конце обличительной речи устанавливает различие > между вождями народа и населением Иудейской столицы. > Сугубую ответственность несут вожди, собирающие на своих головах > всю неповинную кровь, пролитую на земле от сотворения мира. > Иерусалим, отвергавший неоднократные призывы, к нему обращенные, > разделяет эту ответственность. И тем не менее, Господь > прямо говорит, что наступит день, когда и Иерусалим благословит > Грядущего во имя Господне. > С обличением книжников в краткой форме Мк. и Лк. связан сохраненный > только этими двумя Евангелистами рассказ о лепте вдовицы > (Мк.12:41-44, Лк.21:1-4). Господь обратил внимание учеников > на жертвенность бедной вдовы, вложившей в храмовую сокровищницу > две лепты, или, по замечанию Мк.12:42, один кодрант, составлявший > всё, что она имела для своего пропитания. Если принять во внимание, > что прожиточный минимум был равен в то время одному динарию, > а кодрант или, в правильном латинском произношении, квадрант > (quadrans), составлял 1/4 асса (или ассария), иначе говоря, 1/64 > динария, то окажется, что женщина не имела для своего пропитания > почти ничего, и это ничто, свою последнюю крупицу, она отдала > на храм, принесла в жертву Богу. После того, что Господь сказал > о книжниках, ученики должны были оценить значение лепты вдовицы. > Не была ли она одною из тех вдов, которых обирали книжники, > предававшиеся лицемерно-долгой молитве? С другой стороны, Господь > только что, в ответ на вопрос книжника, выразил существо закона > в двоякой заповеди любви. Вопрошавший Его книжник с Ним согласился > и, в подтверждение согласия, тоже процитировал закон. И, однако, > любовь к Богу, от которой неотделима и любовь к ближнему, явил > не книжник, а бедная вдова, явила в своем жертвенном подвиге. > Книжники, поедающиея дома вдов, тем самым показывали, что не имели > любви к ближнему. Их лицемерно-долгая молитва покрывала > и отсутствующую любовь к Богу. Указанием на лепту вдовицы, Господь > как бы подвел итог, перед учениками, Своим обличительным речам > против иудейских вождей. Для учеников и было <предназначено> > эсхатологическое учение, составляющее содержание последней большой > речи Иисуса в Иерусалиме в преддверии Страстей. > В синоптических Евангелиях эсхатологическая речь занимает место > непосредственно перед повествованием о Страстях (Мф.24-25 гл., > Мк.13:; Лк.21:5-36). <.....> [ Еп. Кассиан Безобразов ХРИСТОС И ПЕРВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ (I.IV.2) www.krotov.info/history/01/kern/bezo_1.html ] C/ * <Большинство людей войдет в Царство без опыта геенны> * > <Поскольку Бог> +не хочет смерти грешника+{Иезек.33:11}, <...> > Он замыслил для нас легкое средство, благодаря которому мы можем > исправиться без всякого труда. Ибо Он не хочет, чтобы погибали люди > из-за своих грехов. Итак, когда бы такое ни случилось, - по немощи > ли и несовершенству естества, в которое они облечены, или из-за > борений, являющихся следствиями этого, или по какой бы то ни было > естественной для них причине, способствующей тому, чтобы > они воспользовались случаем к совершению греха, пали и были > побеждены тем или иным грехом в мыслях или словах или действиях, > а потом страдали, мучались и каялись в нём, - Он тотчас простит их, > без всякого сомнения. > Премудро установлено это средство Спасителем нашим, Который, > поскольку Он благ по естеству, всякого человека хочет спасти такими > средствами. > По этому замыслу благодати, большинство людей войдет в Царство > Небесное без опыта геенны. Но не те, кто, из-за ожесточения сердца > и совершенного уклонения в лукавство и похоти, не страдает > и не сокрушается о своих ошибках и грехах, поскольку эти люди > не были наказываемы. Ибо святое Естество столь благо и милосердно, > что оно постоянно ищет пусть самую малую причину для нашего > оправдания и для того, чтобы простить людям грехи их - как в случае > с мытарем, который был оправдан благодаря своей сокрушенной > молитве{<...> Ср. Лк.18:14}, или с женщиной и ее двумя лептами > {Ср. Мр.12:42-43}, или с разбойником, получившим прощение > на кресте{Ср. Лк.23:40-43}. Ибо спасения нашего Он ищет, а не причин > для того, чтобы мучить нас. > Поскольку же лицо Его на всякий миг обращено к прощению, Он, > пользуясь незначительными и малыми, почти ничтожными средствами, > снова и снова посредством кажущихся случайностей и непредвиденных > обстоятельств изливает на нас обильную благодать, которая, подобно > океану, не знает меры. > И тому, кто показывает хотя бы малое страдание и волю к сокрушению > о происшедшем, Он сразу, в тот же час, без промедления, дарует > прощение грехов. Кто способен увидеть все эти благодеяния, которые > совершены Христом, Господом нашим, для мира? Когда вся совокупность > творения оставила и забыла Бога, усовершенствовавшись во всяком > лукавстве, по Своей собственной воле и без просьбы со стороны людей > сошел Он до их жилищ и жил среди них в их теле, как один из них, > и с любовью, которая превыше знания и слова всех тварей, Он умолял > их обратиться к Нему и показывал им то, что относится к преславному > сотворению мира грядущего, - Он, Который еще прежде сотворения миров > намеревался даровать твари такие блага! Он простил им все грехи, > которые они раньше сотворили, и подтвердил истину этого примирения > посредством убедительных знаков и чудес и откровений им о Его > тайнах; после всего этого Он снисходит до такого снисхождения, > что хочет, чтобы Отцом называло Его грешное естество - прах > от земли, презренные люди, плоть и кровь. Без великой любви могло ли > это произойти? [ Исаак Сирин О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ (40.10-14) www.krotov.info/history/07/sirin_al/sir_40.html ]
|