Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 19 марта ст.ст., чт 6-ой седмицы Великого поста церковные чтения (паремии):
> Бесспорно, то, что мы называем юридизмом — иссушение вдохновения > мертвым буквоедством — остается возможной опасностью при передаче > Слова <Божьего> посредством Писания. Но не следует забывать, > что эта опасность представляет собою как бы оборотную сторону такого > приобретения, которое невозможно переоценить, а именно: всеобщего > ознакомления с тем опытом веры, который был осуществлен пророками, > и распространения =«правды»= Авраама на всех его потомков. Кроме > того, следует помнить, что в то самое время, когда происходит > эта письменная передача Слова, первоначальное понятие о нём > с изумительной силой раскрывается в области мысли. Это и сказывается > в дальнейшем как сильнейшее противоядие возможному закоснению, > как лучшая гарантия против всякой угрозы внутреннего иссякания. > * * * > <...> божественное Слово обладает творческой силой. > Оно не ограничивается одними обещаниями. Оно и осуществляет их > благодаря своему собственному качеству. Оно не только ставит > требования, но и делает нечто гораздо большее. Как немного позже > скажет апостол, оно "производит хотение и действие". > Отметим, что эта мысль, хотя и не совсем еще выявленная, > присутствовала уже в проповеди первых великих пророков. В сущности, > с ней совпадает их представление о суверенитете и всемогуществе > Бога. Ибо это понятие овладело их сознанием именно через тот опыт > Слова, который у них был. Слово взяло их и сделало их новыми людьми. > Амос, Исайя, Иеремия пережили это в различных формах, но все > их свидетельства в этом отношении подтверждают и дополняют друг > друга. То же самое нам говорят об Аврааме и о Моисее. > Но и того больше: <божественное Слово сохраняет сверхъестественную > действенную силу даже еще и в устах пророков, т.е. людей, передающих > его человеческими словами>. Когда они предсказывают то, что должно > произойти, они это делают не оттого только, что они об этом > предупреждены. Есть немало случаев, где мы чувствуем с полной > несомненностью, и у пророка, и у его слушателей, уверенность в том, > что, напротив, предсказанное произойдет оттого, что он это сказал. > Как ни странным кажется нам это обстоятельство, его надо понимать > в буквальном смысле. То или другое случится в силу благословения > или проклятия, которые Бог изрекает устами пророка. Положительной > причиной будет само произнесенное Слово. Потому-то израильские вожди > и прилагают столько стараний, чтобы получать благоприятные > пророчества и устранять другие. В преследовании, жертвою которого > становится Иеремия, есть нечто совсем иное, чем простая боязнь > пораженчества. Наличие того же убеждения позволяет нам понять > те загадочные символические действия, которые у пророков не раз > сопровождают их предсказания. Иеремия, например, разбивает сосуд > у ворот Иерусалима{Иер.19}. Иезекииль изображает осаду города > и ее катастрофический исход{Иез.5.1-3}. Невольно вспоминаются обряды > симпатической магии, которая хорошо была известна семитам > и применялась ими безудержно. Всё же тут происходит нечто обратное: > человек действует не сам от себя, чтобы принудить космические силы; > тут, напротив, он принуждается Богом выразить Его волю, вопреки > намерениям народа и желаниям самого пророка. Но не приходится > сомневаться в том, что такое выражение, словом или жестом, > оказывается действенным само по себе, немного наподобие того, > как +таинство+ бывает действенно самым фактом его совершения{}. > В более общем смысле, пророки в конце концов доходят > до представления о том, что Богу достаточно сказать, чтобы сказанное > осуществилось. Во второй части книги пророка Исайи содержатся > следующие совсем не двусмысленные выражения: *> "Послушай Меня, Иаков *> и Израиль, призванный Мной: *> Я тот же, Я первый *> и Я последний. *> Моя рука основала землю, *> и Моя десница распростерла небеса; *> призову их *> и они предстанут вместе".{Ис.48.12-13} > 148-й псалом говорит в еще более определенных выражениях: *> "Да хвалят (все <творения> Его) имя Господа, *> ибо Он повелел - и сотворились, *> Он изрек - и всё было сделано".{} > Еще сильнее в 32-м псалме: *> "Он сказал - и сделалось; *> Он повелел - и явилось".{} > Наконец, повествование книги Бытия, которое критиками приписывается > священнической школе, противопоставляет вавилонским космогониям, > где боги и миры с трудом возникают из хаоса, шестидневное творение, > при котором Бог всё создает одним Своим Словом. > Но нельзя забывать, что в израильском сознании обращение к прошлому > всегда освещается обетованием будущего. Первоначальное творение > Словом составляет только основу и как бы набросок нового и вечного > творения. Как вначале Слово создало мир и человека в правде, > так в конце извратившиеся мир и человек будут Словом же воссозданы > для восстановленной и отныне нерушимой правды. Для этого > божественное Слово вновь вступает в историю, исходной точкой которой > явилось грехопадение. Действительно, до этих прозрений возвышается, > например у Иезекииля, выдвинутая Иеремией идея нового > и окончательного Завета. *> "И заключу с ними Завет мира, *> Завет вечный будет с ними. *> И устрою их и размножу их *> и поставлю среди них святилище Мое навеки. *> И будет у них жилище Мое, *> и буду им Богом, *> а они будут Моим народом".{Иез.37.26} > - говорит пророк. Но как же понимает он осуществление этого > обетования? Как воскрешение иссохших костей, осуществляемое Духом > Божиим, то есть, по ясному смыслу этого поразительного текста, одним > доносящимся до них дуновением самого Слова Божия{Иез.37.4-10}. Новое > творение, или - что то же - воскресение, ожидаемое в неразрывной > связи с ожиданием нового и вечного Завета, оказывается в конечном > итоге созданием в человеке нового сердца, не каменного, а живого, > в котором Закон будет присутствовать, но уже как дуновение самой, > продиктовавшей его, божественной жизни{Иез.36.26-27}.
* митр. Антоний Блум: Евангелие - книга радости и надежды www.mitras.ru/h_d/hd03.htm ** Пособие к проведению Великого поста, день 39: www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/068_gl39.html
*Пусть не завидует сердце
твое грешникам, / |
|
![]() |