Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3)
* 28 августа ст.ст., пт (15-я седмица по Пятидесятнице); литургические чтения: Гал.4:8-21; Мк.6:45-53 * (за пт); 1Кор.4:17-5:5; Мф.24:1-13 (за сб) =продолжение= > <.....> Отец Александр заплатил жизнью за верность православию, > за свою глубокую веру в то, что в нём до сих живы и смогут > возродиться духовные силы, способные преодолевать узость > благочестия, отвечать на вызовы мира сего и завоевывать человеческие > сердца для Христа. Следует помнить, что каждая Церковь проходила > свои периоды упадка и потерь, и не надо горевать, что нам довелось > жить в тяжелые дни русского православия. Но кто бы и где бы > ни хоронил христианство, потом оказывалось, что в нём есть силы > для воскресения. > Эти силы дает сам Христос. "Я с вами во все дни до скончания века" > (Мф.28,20) - эти завершающие слова евангелиста Матфея о. Александр > повторял очень часто. Они несут огромный освобождающий потенциал > для того, кто примет Христа всем сердцем и увидит, что Христос > продолжает присутствовать и действовать как в русском православии, > так и во всех Церквах, которые ему верны. И такой человек полюбит > не только свою Русскую Православную Церковь, > но и Римско-Католическую, и другие христианские Церкви. Но свою > будет любить особой любовью. Это любовь беспристрастная, > "без эмоций", любовь ответственная и жертвенная. На христианском > Востоке ее всегда обозначали словом "агапе", а на христианском > Западе - словом "каритас". > Трагичен путь такой любви - любви к России и русскому православию. > Многие издевались над ней многие годы и в Церкви, и вне нее, > и при его жизни, и после его гибели. Но убить эту любовь они > не смогли. Верность и любовь о. Александра к русскому православию > выражалась, в частности, в том, что он принимал его исторически > сложившуюся богослужебную форму вместе с церковнославянским языком. > "И мы не должны смотреть на те формы, которые нас не устраивают, > которые кажутся нам устаревшими, как на нечто дегенеративное или же > как на пережиток минувших веков. Мы должны на это смотреть > как на одну из форм духовности". Именно в этих формах достигали > святости великие русские подвижники и свидетели веры, поэтому никто > не вправе относиться с презрением к консервативности православия. > Именно в рамках этих форм он смог убедительно свидетельствовать свою > веру и осуществлять труд, примиряющий человеческие сердца с Богом. > Христианам не следует уклоняться с этого нелегкого пути Христова > служения в духе трезвой любви, потому что такова воля Божия: быть > и служить там, где трудно, где неизбежен риск. "Вы понимаете, сейчас > дуют очень холодные ветры, сейчас мир становится другим, - говорил > он тогда без всякой "перестроечной" эйфории, - и многим хотелось бы > сделать свою веру теплым прибежищем - убежищем от этого бурного > и неуютного мира. Может быть, в этом и есть что-то справедливое. > И всё-таки вера нужна нам не как опиум, но дана нам как сила жизни, > сила борьбы и сила упования, а не как еще одно анестезирующее > средство". Наступает, говорил он перед падением коммунистической > империи, очень нелегкое время для нашей Церкви, когда всё, > что таилось в тени, выйдет на свет публичности и мы увидим, кто чего > ст`оит. И результат будет плачевный: вместо свидетельства живой веры > мы, как он выразился, "дадим такого петуха", что лучше бы > и не выходить из тени. 10 лет спустя после его гибели <(написано > в 2000г.)> мы вправе сказать, что он имел в виду, разумеется, > не только православных обскурантов с националистическим уклоном, > которые многое сделали для дискредитации православия в глазах > общества, но и христианских демократов, которые многих оттолкнули > от себя тем, что презирают как "совков" не только воинствующих > демагогов, но и просто традиционных консервативных православных > и тем более нецерковных людей. > Не случайно обычные и высокообразованные люди тянулись > к о. Александру. Они видели в нём человека, совершенно необычного > для тогдашней советской жизни. Многие хотели стать похожими на него, > поражались чистоте и ясности его веры и приходили потрудиться вместе > с ним для Бога и Церкви. Так же было и в древнем христианстве, > о котором о. Александр любил вспоминать. Древние христиане > были убедительны прежде всего в том, каковыми становились они сами > и их взаимоотношения между собой. Они объединялись не в приходы, > а в общины, живущие полнокровно. Бог действовал в атмосфере > этих общин, во взаимоотношениях их участников. Был дух общности > во Христе, который более всего и привлекал, дух полноты церковной > жизни. > Но чтобы обрести такую общину, нужно, во-первых, выработать в себе > чувство принадлежности общине, а во-вторых, постоянно вкладывать > силы в ее созидание. Любовь к Богу и ближнему - это труд души, > нелегкий труд и ответственность при условии сурового отношения > к самому себе и бережного и ответственного отношения к другому > человеку. Это труд в русле дисциплины церковного послушания. > Пастырский труд о. Александра в том и состоял, чтобы сборище > отовсюду пришедших травмированных и амбициозных людей, выросших > в условиях хамского и циничного безбожия, приобретало облик > христианской общины. Он боролся за то, чтобы дух общности во Христе > ожил и вновь вернулся в нашу приходскую православную жизнь. > Пастырский труд о. Александра Меня глубоко традиционен, он уходит > корнями в апостольское Предание и в наследие отцов Церкви. > Традиционен прежде всего по своим задачам возвещать Слово Божие, > свидетельствовать, что в нашей Церкви присутствует и активно > действует Сам Христос и Святой Дух, катехизировать тех, > кто откликается на возвещение и свидетельство, крестить > и воцерковлять крестившихся, вести их по пути духовного возрастания, > созидать живую общину из тех, кто достиг зрелости веры и готов > брать ответственность за церковное служение. > Всё ли удалось ему осуществить из сказанного? Скажем честно - нет. > Община не получилась. Интеллигентская тусовка, замешенная > на религиозном индивидуализме, часто брала свое, и всё хорошее > держалось в основном на личных отношениях с самим священником. > Не сформировалось ядро общины, группа активных прихожан, глубоко > преданных друг другу, о. Александру и Церкви, которая задавала бы > основной тон. Уходивших от о. Александра и из РПЦ было немало. > Заметное их число покинуло страну. Кое-кто политизировался. А были > и просто предатели. Холодные ветры делали свое дело. > Означает ли это, что о. Александр Мень неудачник? Нет. Ст`оит > вспомнить для сравнения, сколь огорчали апостола Павла созданные им > общины в Коринфе, Галатии и других местах. И всё же апостол сам > дал положительный итог своей жизни, когда сидел в заключении > перед казнью: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, > веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне > Господь" (2Тим.4,7). Так же и о. Александр исполнил волю Божию > в рамках своей жизненной задачи, он посеял семена слова Божия на ту > почву, куда был послан, а урожай соберет Господь. [ Леонид И. Василенко. ЗА ЧТО НЕНАВИДЯТ ОТЦА АЛЕКСАНДРА МЕНЯ http://religion.ng.ru/printed/facts/2000-09-13/6_what_hate_for.html ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.14:22-34; эпизод N75 по "Брюссельскому согласованию" (с. Христ.Просвещ./biblia/nz/tabl/sogl.htm#75) &&& В.Н.Кузнецова - комментарий к Гал.4:5-11 (Не возвращайтесь в рабство стихиям!..) с. Христ.Просвещ./rasylka/003/564.htm#0 -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Некогда вы, не зная Бога, были в рабстве у "богов", которые и не боги вовсе. Но теперь, когда вы узнали Бога, вернее сказать, когда Бог узнал вас, неужели вы снова хотите вернуться к этим бессильным и жалким стихиям, обратно к ним в рабство? Вы соблюдаете какие-то дни, месяцы, времена и годы! Боюсь, мои труды у вас пошли насмарку...* (Гал.4:8-11) * * * *Затем Иисус велел ученикам сразу же сесть в лодку и плыть на другой берег, к Вифсаиде, не дожидаясь, пока Он отправит народ. Простившись с людьми, Он поднялся на гору помолиться. Когда настал вечер, лодка была посреди моря, а Он оставался один на берегу. Увидев, что они выбились из сил, борясь со встречным ветром, Он на рассвете пошел к ним по морю и, казалось, хотел пройти мимо них. Видя, что Он идет по морю, они решили, что это призрак, и закричали, потому что все видели Его и сильно перепугались. Но Он тут же заговорил с ними: - Смелей, это Я, не бойтесь! - И вошел к ним в лодку. Ветер сразу стих. Это их поразило еще больше. Они ведь не поняли, что значило чудо с хлебами, сердца их оставались слепы.* (Мк.6:45-53) |
|||
|