Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 21 сентября ст.ст., пн (19-я седмица по Пятидесятнице, чтения 18-й седмицы); литургические чтения: Еф.4:25-32; Лк.3:19-22 *. > Пожалуй, самое трудное в вере - необходимость верить. Если бы > мы могли видеть Бога так, как мы видим друг друга, если бы мы могли > постигать Его так, как мы постигаем явления материального мира! > Но Бог сокрыт от нас, природа Его непостижима, и поэтому > нам мучительно трудно - ведь мы сотворены такими, что источником > жизни для нас является лишь Сам Бог. <...> Его действия, Его явления > людям - грандиозные события, потому что в них Он проявляет Себя. > Библейские теофании <(богоявления)>, во многом определявшие > ход истории, оставались, тем не менее, косвенными и воспринимались > как более или менее адекватные символы. Чаще всего это были даже > не явления Бога как такового, но действие Его силы, Его воли. Голос, > который услышал Моисей из пламени горящего куста... 'Края риз' > Господних, которые узрел в Храме Исайя Иерусалимский... Облако > 'славы Господней', виденное Иезекиилем при реке Ховар... > Многочисленные исторические события, в которых их участники узнавали > направлявшую их руку Господню... Всё это - только образы, только > видимые знаки Незримого; однако даже они сообщали людям удивительную > силу, благодаря которой они становились свидетелями Творца. > Сам Бог пребывал втайне; непроглядный мрак окутывал Его Личность, > Его Существо. И люди понимали, что непосредственная встреча с Ним > была бы подобны огню, попаляющему человеческое несовершенство. > Лишь немногие дерзновенные сердца, как Исайя Вавилонский и автор > книги Иова, дерзали молить Его: 'Если бы только мы могли увидеть > Тебя'. Если бы только это было возможно! Каким грандиозным > потрясением была бы непосредственная встреча с Богом, как изменилась > бы наша жизнь... > Но наш стереотипный пафос присущ лишь нам самим; Бог, к счастью, > свободен от него. Поэтому в тот день, когда долгожданное явление Его > наконец произошло, оно было лишено той грандиозности, которая > так нравится нам в ветхозаветных теофаниях. Просто один человек > пришел к другому, и они, немного поспорив, совершили в неглубокой > речке некий странный обряд. Это сейчас мы торжественным басом > воспеваем 'Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...'. <....> Толкотня, > которую мы устраиваем вокруг крещенской воды, на самом деле является > иконой того, что происходило в тот день при Иордане. 'Настоящие' > верующие вообще стараются не ходить в этот день в храм. Шум, > <молиться> невозможно... Обстановка совсем не соответствует масштабу > и значимости происходящего. Разве может Бог снизойти до такой суеты? > Это как же надо нас для этого любить?! > <...> Почему Иордан, почему толпы, почему, наконец, омовение в знак > очищения от греха, которого у Него вовсе нет? Что такое было > при Иордане, чего не было в остальных, более 'подходящих случаю' > местах? Свидетель. Свидетель, который ждал. Свидетель, которому это > явление было нужно позарез, как Иову и Исайе. Свидетель, который > всем своим существом знал о грядущем свершении замыслов > Всемогущего. Христос пришел к Иоанну, и если бы Иоанн крестил > не в Иордане, а где-нибудь еще - это было бы где-нибудь еще. > Указывая на Иисуса своим ученикам, Иоанн говорит о Нём самое > главное: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира". > Несмотря на то, что эти слова теснейшим образом связаны с духовной > традицией Ветхого Завета, они становятся пронзительно новым > Откровением. Христос - Агнец, и это значит, что Бог пришел > не судить, но спасти мир. Христос - Агнец, и это значит, что любовь > Бога не ограничена никакими пределами, это любовь до смерти. Агнец > Божий, Христос пришел, чтобы отдать Свою жизнь нам. Такова полнота > Божьей любви - и поэтому Крещением Христа открывается последняя, > полная и окончательная Теофания, ибо, дерзну сказать, в Боге > нет ничего кроме этой беспредельной любви, что могло бы быть явлено > людям. Пока еще это видит только Иоанн Креститель, и до Крестной > жертвы остается целых три года; в этот момент ученики Иоанна, > будущие ученики Иисуса, видят просто человека <...>. Спаситель мира, > долгожданное Утешение Израилево - но +нет в Нём ни вида, > ни величия+, потому что Он разделил с нами именно то, что отличает > нас от Бога: нашу малость, немощь и смертность. > Христос приходит на Иордан и принимает омовение так же, как и сотни > людей. Это важно, потому что полнота встречи с Богом для нас > возможно только в покаянии. А крещение Иоанново, невзирая на уровень > осознания нами происходящего, есть добровольный знак покаяния. > И еще весьма существенно вот что. Покаяние подразумевает, > что ты берешь на себя +ответственность+ за свои поступки, сколь бы > гадки они ни были. Пытаясь оправдаться, объясняя грех > его врожденностью или тем, что все так живут, мы отказываемся > от ответственности за него. Тем более мы не принимаем > этой ответственности, когда живем так, будто никакого греха на нас > нет. И лишь в покаянии человек признаёт грех +своим+ и просит > об избавлении от него. Только в этом сохраняется для грешного > человека свобода, неизбежно связанная с ответственностью. Богу > не в чем каяться, но у Него тоже есть ответственность: за мир, > который Он сотворил, за нас, сотворенных, хотя мы об этом > и не просили, за великий и страшный дар свободы, которым Он наделил > нас. И Бог являет нам, что Он принимает на Себя эту ответственность. > В Иордане, конечно же в Иордане - рядом с нами и вместе с нами. > Поэтому Крещение Христа имеет самое прямое отношение к заключению > вечно Нового Завета, Завета взаимной любви и ответственности. Часто > мы ропщем, потому что нам кажется, что Бог бросил нас и не отвечает > за Свое творение. Как мог бы Всемогущий ответить на это нелепое > обвинение? Он избирает для Откровения Своей ответственности за нас > тот же самый способ, которым пользуемся мы сами, ведь мы понимаем > только свой язык. > Конечно, Крещение Христа - икона, зримый образ непостижимого. +Так > возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий > верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную+ - вот, наверное, > словесное выражение того, что открывается нам в Крещении. > Для тех, кто стал очевидцами этого события, вероятно, не менее > важным и поразительным было явление Троицы, Отца, Сына и Святого > Духа. Впрочем, это в записи евангелистов, сделанной спустя годы > после евангельских событий, об этом говорится как об откровении > Троицы. В том, что современники Христа знали о Боге, практически > ничто не предвещало троичности Бога. Мы можем лишь догадываться > о том, как восприняли очевидцы глас Отца с неба, непрестанное живое > движение Духа и воплощенного Сына, когда увидели это 'всё сразу'. > Вероятно, каждый увидел по-своему, так что разнятся > даже свидетельства столь близких друг другу авторов, > как евангелисты. Но почти очевидно, что самым поразительным было > непостижимое единство Трех Лиц, увиденных Иоанном и учениками. > Это так хотя бы потому, что человеческий опыт нигде не обнаруживает > такого единства - ни в мире, ни в обществе, ни в себе. <...> > Обращаясь к свидетельству евангелистов, важно услышать то, > что говорит Сам Бог: 'Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором > Мое благоволение'. Мы обычно ожидаем, что благоволение Божье к нам > будет выражаться в разных полезных вещах: избавлении от заболеваний, > спасении от несчастий и благополучии 'в личной жизни'. Всё это, > конечно, имеет место, но не в этом дело. Когда Бог является Илии > на гор`е Хорив, пред Ним идут землетрясение и огонь, и сильный > ветер - но не в них Господь; но после огня веяние тихого ветра... > Так и всё, в чём мы имеем нужду и о чём знает Отец Небесный - > не в них Его благоволение, но в Иисусе. Мы просим у Отца дар жизни > и блаженство, которое мы предпочитаем называть счастьем - и Отец > дает нам Иисуса. И большего дара у Отца нет. [ свящ. Антоний Лакирев О, ЕСЛИ БЫ ТЫ РАСТОРГ НЕБЕСА И СОШЕЛ! www.bible-center.ru/article/kreshenie ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.14:3-4; Мк.6:17-18; Мф.3:13-17; Мк.1:9-11 эпизоды NN34,21 по "Брюссельскому согласованию" (с. Христ.Просвещ./biblia/nz/tabl/sogl.htm#0) +++ свящ. Александр Мень. Проповедь на Крещение Господне www.krotov.info/library/13_m/myen/00022.html -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Обновите свой ум и дух и облекитесь в Нового Человека, созданного по образу Бога, в истинной праведности и святости! Поэтому откажитесь от лжи и 'говорите каждый своему ближнему правду', ведь все мы - части одного тела. 'Даже рассердившись, не допускайте себя до греха'. Пусть гнев ваш остынет прежде, чем сядет солнце. Не оставляйте лазейки дьяволу! Кто воровал, пусть больше не ворует, а усердно работает собственными руками, чтобы было чем поделиться с тем, кто в нужде. Пусть не будет у вас на языке ни одного дурного слова, лишь слова, полезные для назидания, благотворные для слушателей. И не печальте Святой Дух Божий, печатью которого вы отмечены для Дня нашей полной свободы. Навсегда избавьтесь от раздражения, гнева, ярости, крика, проклятий вместе с прочими злыми чувствами. Будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как простил вас Бог через Христа.* (Еф.4:23-32) * * * "Вера - это непрестанное взирание исключительно на Христа - Победителя греха и смерти". (Лютер) |
|||
|
|
![]() |