Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 23 сентября ст.ст., ср (19-я седмица по Пятидесятнице, чтения 18-й седмицы); {Зачатие Иоанна Крестителя} литургические чтения: Еф.5:25-33; Лк.4:1-15 *; (Предтече:) Гал.4:22-31; Лк.1:5-25. > Испокон века люди чувствовали: если Бог послал земные блага, не грех > сесть вместе за пиршественный стол - но под страхом позора и срама > необходимо, чтобы совместное вкушение яств и напитков, "радующих > сердце человека", знаменовало и символизировало нечто, выходящее > далеко за пределы простой чувственной услады. Оно должно быть > зн`аком и символом ненарушимого патриархального мира между всеми, > кто разделяет трапезу. Без этой заповеди, древней, > как род человеческий, и поднятой на непредставимую высоту > в христианском таинстве Евхаристии, - пиршество превращается в акт > "чревоугодия", недостойный человеческого достоинства; сотрапезники > уже не "вкушают", они "жрут" и "напиваются". Тот же закон имеет > еще большую силу в применении к брачному ложу. Самая плотская ласка, > чтобы не стать несносной мерзостью, должна знаменовать > и символизировать самое духовное, что может быть: безоговорочное > взаимное прощение и безоговорочное взаимное доверие. Супруги, > которые приближаются друг к другу, чего-то не простив, припрятав > камень за пазухой, практикуют блуд в браке. > Самое телесное как знак и одновременно реальность незримого > духовного: это дефиниция христианского таинства. Омывающая > крещальная вода - знак и одновременно реальность незримого духовного > омовения. Телесное вкушение святых даров - знак и одновременно > реальность приобщения Неотмирному. Брак апостол Павел тоже называет > таинством, даже "великим" таинством (Еф.5,32); и это самое высокое, > что можно сказать о браке. Головокружительно высокое. > И он добавляет: "говорю же я применительно ко Христу и церкви". > Смысл этих слов, не всегда удобопонятных для современно человека: > в своей высшей точке брак есть знак и одновременно реальность > отношений между Христом и церковью. "Мужья, люб`ите жен своих, > как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее". > Ключевое слово Библии по традиции передается у нас словом "завет". > "Заключил Господь завет с Авраамом" (Быт.15,18). "Поставлю завет Мой > с ним заветом вечным" (Быт.17,19). Собственно, оно означает "союз", > "договор"; иногда - "брак". Прежде всех "атрибутов" Бога, как будет > выражаться позднейшая рефлексия, Библия познает и восхвалит > незыблемую, алмазную верность Бога: "Бог верный хранит завет Свой". > Даже слово библейского обихода, обычно переводимое как "истина", > имеет внятные смысловые обертоны "верности". На верность Бога > человек призван ответить верой и верностью - вот почему эти понятия > в Библии тождественны! В противном случае он вызывает против себя > праведную ревность Бога: "Господь есть Бог Ревнитель". Пророки > не устают описывать "завет" между Богом и Его народом > как нерасторжимый брак с недостойной, но любимой женой, которая > не будет им оставлена. Недаром в канон Ветхого завета не могла > не войти Песнь Песней. > "Положи меня, как печаль, на сердце твое, > как перстень, на руку твою: > ибо крепка, как смерть, любовь, > люта, как преисподняя, ревность." > Приход Мессии ожидали, как приход Жениха, Возлюбленного (евр. > "дод"), который заключит Новый Брак - Новый Завет. Недаром > свое первое чудо Христос совершил на брачном пиру в Кане > Галилейской; недаром также постоянный образ полноты времен > в евангельских притчах - брачная трапеза. > Вот что знаменует христианский брак как таинство. Понятно, что такой > брак не может быть "практичным" временным контрактом. Он нерасторжим > в принципе, и это не потому, что попам захотелось помучить людей, > а потому, что союз безоговорочно прощения и безграничного доверия > заключается только навсегда. Потому, что вера и верность, достойные > такого имени, конца не знают. Потому, что завет Божий есть завет > вечный. [ Cергей Аверинцев. БРАК И СЕМЬЯ: НЕСВОЕВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ХРИСТИАНСКОГО ВЗГЛЯДА НА ВЕЩИ http://pvd.chat.ru/text/Averinzev/32aver.html ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.4:1-17; Мк.1:12-15. +++ Яков Кротов: к евангельскому чтению: + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_01.htm + отойти от Христа или служить Ему... с. Христ.Просвещ./rasylka/003/569.htm#0 + не так страшен черт... с. Христ.Просвещ./rasylka/003/322.htm#0 + Искушение как попытка познания / Откуда мы знаем об искушении в пустыне / Ответ без ответа www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_03.htm + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_04.htm +++ Библия о браке - ст. на с. "Б-Ц" www.bible-center.ru/topic/marriage +++ тема "Брак" на с. "ХП" с. Христ.Просвещ./temy/b.htm#brak +++ Х.Яннарас - Вариации на тему "Песни Песней" http://pagez.ru/olb/046.php +++ Об апост. чтении Предтече и ссылки см. с. Христ.Просвещ./rasylka/003/574.htm#0 -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Мужья, любите жен, как Христос полюбил Церковь. Он отдал Свою жизнь ради нее, чтобы посвятить ее Богу Своим словом; Он очистил ее, омыв водой в купальне, чтобы она предстала перед Ним во всей красе - ни пятна, ни морщины, ни другого изъяна, - то есть святой и непорочной. Так и мужья обязаны любить своих жен - как свое собственное тело. Кто любит жену, тот любит себя. Еще не было человека, который ненавидел бы свою плоть. Наоборот, он питает ее и лелеет, как Христос - Церковь, потому что мы - части Его тела. 'Вот почему оставит человек отца и мать и привяжется к жене, и станут двое одной плотью'. Здесь есть великая тайна, но я так понимаю, что слова эти относятся к Христу и Церкви. И вы тоже, каждый из вас, должны любить своих жен, как самих себя. И жена пусть почитает мужа.* (Еф.5:25-33) |
|||
|
|
![]() |