Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 05 января ст.ст., вт {Навечерие Богоявления. Память прор. Михея, IX в. до н.э.} литургические чтения: 1Кор.9:19-27; Лк.3:1-18 *. > Праздники Древнего Востока и греко-римского мира порой заключали > в себе глубокое мистическое содержание; в то же время они породили > обычаи, освящавшие трудовую жизнь народа. Поэтому христианство > сочло возможным и даже необходимым воцерковить эти традиции, > обогатив их новым смыслом. Примеры такого воцерковления мы находим > в истории праздников Рождества и Крещения. > День и месяц рождения Спасителя в Евангелиях не указаны. В поисках > праздничной даты Церковь сначала выбрала 6 января. На это число > падал праздник Эпифании (Богоявления), который торжественно > справлялся в Египте и других странах. Ритуалы Эпифании > были посвящены ожиданию божественного Избавителя. Вполне понятно, > что Церковь с полным правом могла принять этот праздник и даже > оставить за ним прежнее название. С конца II века христиане Египта > отмечали Богоявление как день Рождества Христова. > Но уже в середине IV века предпочтение было отдано 25 декабря, когда > народы империи праздновали 'рождение Непобедимого Солнца'. Дневное > светило поднималось на один градус над точкой зимнего стояния, > и люди славили божественный Свет, грядущий в мир. Для Церкви же > 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа. > Январский праздник не был, однако, отменен. Его отождествили с днем > Крещения Господня. > В подобных фактах противники христианства часто хотят видеть > доказательство его происхождения из культа Митры, Осириса и других > языческих богов. Но следует помнить, что почти все праздники Церкви > возникли после того, как Евангелия были уже написаны и вера Христова > распространилась от Парфии до Гибралтара. > Наложение церковных праздников на священные времена древних культур > св. Отцы рассматривали как сознательный акт Церкви, желавшей увязать > элементы этих культур с новым христианским образом жизни. > <.....> > Праздник Богоявления предваряется сочельником, служба которого > сходна с чином рождественского (царские часы, литургия с вечерней). > К концу вечерни приурочено первое освящение воды. > Этот древний обряд христианская традиция тесно связывала с таинством > Евхаристии. Подобно тому как в литургии продолжается мистерия > Воплощения, так и богоявленская вода знаменует одухотворение > и преображение стихий. Церковь свидетельствует, что весь тварный мир > будет иметь причастность Царству Божию. Обряд повторяется и в самый > день Богоявления. Освященная вода именуется по-гречески +агиасмой+, > то есть великой святыней. Верующие с благоговением хранят ее > в течение всего года. > Водосвятие часто проводилось на реке (там, где вода замерзала, > делали проруби). По рассказу Чехова 'Художество' можно представить, > как выглядела эта 'Иордань' в старину. > 'Настает крещенское утро. Церковная ограда и оба берега на далеком > пространстве кишат народом... Наверху раздается благовест... Тысячи > голов обнажаются, движутся тысячи рук - тысячи крестных знамений!.. > Из церкви одну за другою выносят хоругви, раздается бойкий, спешащий > трезвон... Аналой, деревянный круг, колышки и крест на льду > переливаются тысячами красок. Крест и голубь испускают из себя такие > лучи, что смотреть больно. Боже милостивый, как хорошо! В толпе > пробегает гул удивления и восторга; трезвон делается еще громче, > день еще яснее. Хоругви колышутся и двигаются над толпой, точно > по волнам. Крестный ход, сияя ризами икон и духовенства, медленно > сходит вниз по дороге и направляется к Иордани. Машут колокольне > руками, чтоб там перестали звонить, и водосвятие начинается. Служат > долго, медленно, видимо стараясь продлить торжество и радость > общей народной молитвы. Тишина. Но вот погружают крест, и воздух > оглашается необыкновенным гулом. Пальба из ружей, трезвон, громкие > выражения восторга, крики...' > По греческим обычаям крещенский обряд совершается у моря. Священник > бросает крест в волны. Тот, кто, нырнув, отыщет его, считается > удачливым человеком. Окруженный толпой, он проносит крест по улицам > города. [ свящ. Александр Мень. ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. ТАИНСТВО, СЛОВО И ОБРАЗ. (IV) www.alexandrmen.ru/books/tso/tso_4.html ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.3:1-12; Мк.1:3-8; Ин.1:23-27; эпизод N20 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#20) Чтения этого дня в трех русских переводах: www.bible-center.ru/biblereadings/20050119/orth?cont=rv_ru -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Хотя я свободен и никому не раб, я сделался рабом всех, чтобы приобрести всех, кого смогу. С евреями я вел себя как еврей, чтобы приобрести евреев, то есть с людьми, исполняющими Закон, я вел себя как человек, исполняющий Закон (хотя я и не подвластен Закону), чтобы приобрести исполняющих Закон. С теми, кто не знает Закона, я вел себя как человек, не знающий Закона (хотя знаю закон Бога, будучи подвластен Христу), чтобы приобрести людей, не знающих Закона. Для слабых я стал слабым, чтобы приобрести слабых. Я становился всем для всех, чтобы любыми способами спасти хотя бы некоторых. Всё это я делаю ради Радостной Вести, чтобы и самому стать сопричастным ей. Вы что, не знаете, что на стадионе бегут все участники забега, а приз получает один? Бегите же и вы, чтобы получить его! Все атлеты упорно тренируются, но они поступают так, чтобы получить венок, который увянет, а мы - чтобы получить венок неувядаемый. Так и я бегу - не бесцельно! И я тоже, как кулачный боец, не колочу воздух впустую! Нет, я закаляю тело и подчиняю его своей воле, чтобы не получилось так, что, провозгласив Весть для других, сам не буду допущен к состязаниям.* (1Кор.9:19-27) * * * *В пятнадцатый год правления императора Тиберия, когда Иудеей управлял Понтий Пилат и Ирод был тетрархом Галилеи, а его брат Филипп - тетрархом областей Итурея и Трахонитида, Лисаний - тетрархом Абилены, при первосвященнике Анне и Кайафе, в пустыне было слово Бога к Иоанну, сыну Захарии. И тот стал обходить земли вдоль Иордана, призывая людей обратиться к Богу и в знак этого омыться, чтобы получить прощение грехов. В книге пророка Исайи написано так: 'Голос глашатая в пустыне: "Проложите путь Господу, прямыми сделайте Его тропы: пусть засыплют ущелье, а холм и гору сровняют с землей, пусть выпрямят повороты, пусть сгладят ухабы - тогда увидят все живущие спасение от Бога"' Иоанн говорил людям, которые толпами приходили к нему для омовения: - Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего возмездия? Докажите на деле, чего ст`оит ваше обращение! Только не вздумайте говорить в душе: 'Наш отец - Авраам'! Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму. Уже лежит наготове топор у ствола деревьев: дерево, которое не приносит хороших плодов, срубают и бросают в огонь. - Что же нам делать? - спрашивал его народ. - Тот, у кого есть две рубашки, - отвечал Иоанн, - пусть поделится с тем, у кого нет. И у кого есть пища, пусть поступает так же. Пришли омыться и сборщики податей. Они спросили его: - Учитель, что делать нам? - Не требуйте больше того, что вам положено, - ответил он. - А что делать нам? - спрашивали его воины. - Не грабьте и не вымогайте. Довольствуйтесь своим жалованьем. Народ напряженно ждал Помазанника, и все гадали в душе, не Помазанник ли Иоанн. Но Иоанн заявил перед всеми: - Я вас омываю водой. Но идет Тот, кто сильнее меня, я недостоин развязать у Него ремни сандалий. Он омоет вас Духом Святым и огнем. В руках у Него лопата, чтобы веять зерно на току, и пшеницу Он соберет в закрома, а мякину сожжет в огне неугасимом. Этими и многими другими словами Иоанн увещевал народ в своей проповеди.* (Лк.3:1-18) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|