Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 28 марта ст.ст., воскресенье 4-е Великого поста. {Память прп. Иоанна Лествичника, 649} литургические чтения: Евр.6:13-20; Мк.9:17-31 *. > Вера, то есть живая связь души с Богом, не есть что-то неизменное, > обретаемое в готовом виде. Как и всякое отношение, она имеет > свою динамику, она может слабеть или, напротив, расти и укрепляться. > Зарождение веры в человеке связано и с волей его, и с разумом, > и с чувством. Возрастание ее неотделимо от трех главных путей > приближения к Богу: нравственных усилий, обращенных на добро, борьбы > с внутренними врагами человека (аскезы) и, наконец, молитвы <...>. > 'Начнем дело молитвы, - говорит преподобный Марк Подвижник, - и, > преуспевая постепенно, найдем, что не только надежда на Бога, > но и твердая вера и нелицемерная любовь, и незлопамятность, и любовь > к братии, и воздержание, и терпение, и ведение внутреннейшее, > и избавление от искушений, благодатные дарования, сердечное > исповедание и усердные слезы - чрез молитву подаются верным'.{} > Из этих слов святого явствует, насколько велико значение молитвы > для христианина и как много сторон его жизни она охватывает. Молитва > связывает наш дух с самим Источником жизни. Ее не могут заменить > ни богословские теории, ни одно лишь служение добру. И то и другое > оживотворяется молитвой, которая хранит нашу веру от уклонов > в отвлеченность или морализирование. > Старинная пословица гласит: 'Молитва - труд нелегкий'. Для человека > неискушенного это может показаться странным; между тем тот, > кто сделал хотя бы самые первые шаги в духовной жизни, знает, > как много препятствий сто`ит перед взыскующим молитвенного дара. > Бог открыт ко всем, но слишком часто лучи Его благодатной силы > наталкиваются на глухие ставни и запертые двери нашей души. > Как открыть их? Как подготовить себя к встрече с Неисповедимым? > Об этом рассказывали нам святые и подвижники, люди богатого > духовного опыта, которые считали необходимым делиться с другими тем, > что они познавали на пути молитвенного 'делания'. Однако наследие их > слишком обширно, и к тому же часто писания подвижников связаны > с условиями жизни, далекими от тех, в которых мы живем теперь. <...> * * * > Сухость сердца > Сухость сердца ощущается особенно остро по контрасту с благодатными > моментами. Ее может усиливать физическое или нервное переутомление. > В этом случае следует позаботиться о том, чтобы устранить > (или ослабить) ее причину. > Сухость может явиться результатом какого-либо греха или ошибки. > Тогда нужно обратить на них внимание и принести искреннее покаяние. > К сухости же - отнестись как к заслуженному нами испытанию. > Нередко бывает, что невозможно найти грех, который вызвал сухость. > Тогда, принеся общее покаяние, следует терпеливо ждать, когда > это состояние минует. 'Бог, - говорит святой Франциск Сальский, - > дает вначале духовные радости для того, чтобы отвлечь человека > от земных наслаждений и побудить его стремиться к духовной любви. > Иногда Бог потом отнимает эти утешения, чтобы научить нас более > твердому благочестию среди испытаний и искушений'.{} Таким образом, > сухость может нам посылаться для упражнения в терпении и для нашего > совершенствования. И в самом деле, благодаря ей наша вера очищается > ('Блаженны не видевшие, но уверовавшие' [ср. Ин.20,29]). Очищается > и любовь, ибо мы должны искать Самого Бога, а не радостей, которые > от Него исходят. Укрепляется и надежда, надежда на возвращение Бога > в душу, которая томится от сухости. > Итак, какова бы ни была причина сухости и бесплодия духа, в конце > концов это трудное состояние косвенно может помочь продвинуться > по духовному пути. Не надо в этих случаях отчаиваться, напрягаться - > нужно сохранять мир, помня, что Господь не оставит нас даже > в периоды бесчувственности и немощи. > Иногда душевное окостенение преодолевается вдумчивым произнесением > 'Отче наш', двукратным или троекратным чтением одной из молитв > или повторением молитвы Иисусовой по четкам (один круг). [ Прот. Александр Мень ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО К МОЛИТВЕ. (Введение) www.alexandrmen.ru/books/prakruk/prakrukm.html ] (III. Затруднения в молитве) www.alexandrmen.ru/books/prakruk/prakrukm.html#3 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.17:14-23; Лк.9:37-44; эпизоды NN88-89 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#88) * --*-- * О НАДЕЖДЕ * --*-- * * Клайв Стейплз Льюис - Надежда www.zavet.ru/book/02apol/002/020.htm * о. Александр Мень - проповедь о терпении www.alexandrmen.ru/books/symbol/prpoterp.html * СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ www.krotov.info/spravki/temy/n/nadezhda.htm * Прп. Иоанн Лествичник о вере, надежде и любви www.krotov.info/library/i/lestvich/lestv30.html * --*-- * О МОЛИТВЕ * --*-- * * Прп. Иоанн Кассиан www.krotov.info/acts/05/marsel/kass394.html * КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ www.krotov.info/acts/20/2vatican/2725.html * --*-- * прп. Иоанн Лествичник * --*-- * * Митр. Антоний Блум - проповеди о нём: www.orc.ru/~m_antony/inname/in_87.htm www.mitras.ru/archive/050409.htm * Прп. Иоанн Лествичник: каким судом судите... www.messia.ru/rasylka/003/474.htm#0 * полностью "Лествица" и "Слово к пастырю" www.krotov.info/library/i/lestvich/lestv00.html * --*-- * О евангельском чтении * --*-- * * Митр. Антоний Блум - проповедь: www.mitras.ru/archive/040321.htm * В.Н.Кузнецова: Комм. на Мк.9:28-29 (средство против беса) www.messia.ru/rasylka/003/393.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050410/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/10.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *<Обещание Бога и Его клятва> служат для нас, бежавших под Его покров, источником великой бодрости и побуждают крепко держаться той надежды, что у нас перед глазами. Надежда эта - словно якорь для души, крепкий и надежный, который входит внутрь святилища, за завесу, куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас, став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки.* (Евр.6:18-20) * * * *Уповаю, Господи, / но Ты укрепи надежду мою. Я возлюбил Тебя, Господи, / но Ты очисти любовь мою и воспламени ее. Сокрушаюсь, Господи, / но Ты сделай, да приумножу покаяние мое. Чту, Господи, Тебя, Творца моего, / воздыхаю о Тебе, призываю Тебя. Ты же направь меня мудростью Твоею, защити и укрепи. Предаю Тебе, Боже мой, помышления мои, / да исходят они от Тебя. Дела мои да будут во имя Твое, / и желания мои да будут в воле Твоей. Освети ум мой, укрепи волю, / очисти тело, освяти душу. Да узрю мои прегрешения, / да не прельщусь гордостью, помоги мне побеждать искушения. Да славлю Тебя во все дни жизни, которую Ты даровал мне. Аминь.* (А.Мень) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
||||
|
|
![]() |