=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
Этот выпуск посвящен первым двум дням Великого Поста. И в нём представлены 3 темы. а* о проведении Великого Поста б* канон прп. Андрея Критского, читаемый в первые 4 дня Поста в* к паремиям (богослужебным чтения из Ветхого Завета) этих дней - начало книги Бытия и сотворение мира.
> Рекомендуется в первую неделю Великого поста уделять хотя бы > несколько минут размышлению о бренности жизни. Всегда надо помнить, > что этот Пост может оказаться последним в твоей жизни. > Это реалистично, ведь мы всегда живем на грани смерти. > Как говорится, даже на московских улицах обстановка приближена > к боевой. Вы сами понимаете, как мало надо человеку, чтоб нитка > жизни его оборвалась. На это надо смотреть без излишнего страха, > с полным осознанием. Мысль ясная о бренности жизни — это не повод > для того, чтобы опускать руки, а повод ценить и любить каждое > мгновение жизни, жить сегодня, жить не в мечтах о том, что будет > с тобой завтра, а жить вот сейчас, переживая жизнь полноценно > и полнокровно. [ священник Александр Мень. Из лекции "Великий пост" (1 апреля 1989 г.) www.messia.ru/r2/3/l01_009.htm#0 ]
> ПЕРВАЯ СЕДМИЦА (НЕДЕЛЯ)
> Проводим следующий цикл молитвенных размышлений:
> 1-й день. День Екклесиаста > Размышление о тщете всего земного: человек на вершине славы, многого > добился, а умрет, как все, порой — тяжелее. К чему всё это было? > Одни шли по трупам, другие убивали свою душу, а в итоге — ничто. > Прочтем: «Кая житейская сладость...» (в чине отпевания). Почет, > любовь, слава, здоровье — как всё это (без духовной жизни) ничтожно > и пусто! Всё ниспадает, как водопад, в смерть. На всем печать > несовершенства. Всё, за чем мы бежим, за что мы цепляемся — дым > и пыль. Всё — бессмыслица, и бессмыслица страшная, зловещая (Камю, > Кафка).
> 2-й день. «Из глубины воззвах»: Пс 130(129) > Как много я послужил разным идолам, как много иллюзий и суетности > в моей жизни. Как страстно я прилагаю сердце к вещам, которые > не могу удержать. Я не отдавал себе отчета в своем честолюбии, > тщеславии, суетности, а теперь вижу, какие низкие мотивы двигали > мной, как глубоко я погрузился в яму. Я бессилен что-либо с собой > сделать. Я обречен уже при жизни быть в аду — в аду несбывшихся > желаний, в рабстве стихии плоти и греха гордыни. Я — полное > ничтожество. И это не «уничижение паче гордости», а честный взгляд > на себя. Вспомним наши сны, говорящие нередко о таящихся в нас > диких желаниях, на которые мы закрываем глаза. Признаем, что мы > не можем управлять собственной стихией.
[ протоиерей Александр Мень. из статьи "О проведении Великого поста" www.alexandrmen.ru/books/gpost/gpost.html#g12; www.alexandrmen.ru/books/smertusm/provedvp.html ]
+++ свящ. Александр Мень - о проведении Великого Поста www.alexandrmen.ru/books/smertusm/provedvp.html + + + свящ. Феодор Людоговский. Пост без прикрас www.pravmir.ru/post-bez-prikras/ + + + свящ. Александр Шмеман: Великий пост: путь к Пасхе. Глyбочайшая тpагедия нашего номинального христианства www.messia.ru/rasylka/009/2386.htm#0 (+ссылки) + + + священник Александр Мень о молитве св. Ефрема Сирина (1) www.messia.ru/rasylka/008/2131.htm#0 (+ссылки) (2) www.messia.ru/rasylka/008/2132.htm#0 (+ссылки) + + + он же: лекция "Великий пост" (1) www.messia.ru/r2/3/l01_009.htm#0 (+ссылки!) + + + В.Соловьев о посте www.krotov.info/library/18_s/solovyov/03_299.htm#_Toc121205345 + + + Человек алчущий. человек поклоняющийся. падение (свящ. Александр Шмеман; митрополит Сурожский Антоний) www.messia.ru/rasylka/008/2133.htm#0
> КАНОН СВ. АНДРЕЯ КРИТСКОГО
> В течение первых четырех дней поста вечером в храме читается > "Великий покаянный канон" св. Андрея Критского.
> Святитель Андрей (650—720) <...> был современником тяжких кризисов, > которые потрясли Византию. Мечта о великой православной империи > рушилась. Общество оказалось бесконечно далеким от евангельского > идеала. В грозных событиях эпохи (нашествие персов, захвативших > св. Крест в Иерусалиме, вспышка новых ересей, иконоборческий > переворот, утрата Италии, Сирии, Египта, начало экспансии ислама) > с полным основанием видели признаки небесного гнева.
> Лучших людей Византии охватило покаянное чувство. Среди них был > и св. Андрей, ставший около 690 года епископом Крита. Он выразил > это чувство в своем знаменитом каноне. Обычно каноны включали > не более тридцати тропарей. В произведении святителя их 250. > В оригинале это ритмические стихи. Длинной чередой > перед слушателями проходят образы из Ветхого и Нового Завета, > и каждый эпизод становится призывом к покаянию.
> Вот начало канона в русском переводе:
> Помощник и Покровитель <(Господь) > был мне> во спасение; > это Бог мой, и прославлю Его, > ибо Он явил Свою Славу.
> С чего начну оплакивать деяния жизни моей злосчастной? > Какое положу, Христе, начало этому сетованию? > Но, Милосердный, даруй мне оставление прегрешений.
> Приди, злосчастная душа, с плотию своей, > исповедуйся Создателю всего, > воздержись наконец от прежнего скотоподобия > и принеси Богу, раскаявшись, слезы.
> Уподобившись первозданному Адаму в преступлении, > сознаю себя лишенным Бога, вечного Царства и блага > за грехи мои.
> Великий канон обычно читается священником на середине храма; > хор поет ирмосы и припев: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя".
[ свящ. Александр Мень. из кн. "Таинство, слово и образ", гл. 5
+ Из Великого канона преподобного отца нашего Андрея Критского: • моление к своей душе www.messia.ru/rasylka/010/2524.htm#0 • Душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и тогда смутишься... www.messia.ru/rasylka/005/1090.htm#0 • начало покаяния www.messia.ru/rasylka/003/366.htm#0
+ перевод канона, выполненный епископом Александром (Милеантом) www.krotov.info/libr_min/worship/kanonnik/can_andr_kr_mi.html + Первая часть Канона в русском переводе Я.Кротова: www.krotov.info/yakov/dnevnik/1991/canon1.html + в переводе иером. Амвросия Тимрота www.azbyka.ru/bogosluzhenie/triod/vkan01.htm
О Каноне прп. Андрея Критского: * Яков Кротов www.messia.ru/rasylka/004/713.htm#0 * Александра Сопова www.taday.ru/text/28000.html
> *. =Характер Пролога Книги Бытия.= Одна из главных особенностей > Ветхого Завета в том, что он учит богооткровенным истинам с помощью > истории. Однако библейский Пролог не является историей в обычном, > современном смысле слова. Это скорее духовная история начала мира > и человечества, где события глубокой древности переданы языком > образов, символов, наглядных картин. Богословие Пролога подобно > богословию иконы, которая сообщает откровение высшего мира условными > знаками линий, красок и форм. «Библия — это глубина; древнейшие > ее части, и прежде всего Книга Бытия, развертываются по законам > той логики, которая не отделяет конкретного от абстрактного, образа > от идеи, символа от символизируемой реальности. Возможно, > это логика поэтическая или сакраментальная, но примитивность ее — > только кажущаяся. Она пронизана тем Словом, которое придает > телесности (не отделяя ее от слов и вещей) несравненную > прозрачность» (В.Н. Лосский).
> Изучая ткань повествования Пролога, нужно сначала уяснить: > какую мысль, какое учение преподает нам священный автор под покровом > образов и символов. Библия не касается научного, > рационально-постижимого аспекта миротворения. Она не руковоство > по астрономии или биологии. Цель ее: возвестить людям — > любой цивилизации и любой эпохи — Откровение о Боге. Первую главу > Бытия следует рассматривать не в связи с научными достижениями > нашего времени, а в связи с религиозно-философскими взглядами > язычества, против которого она направлена (начало такому подходу > положил еще Евсевий Кесарийский).
> *. =Языческие космогонии.= Представления язычников о миротворении > при всём их многобразии можно свести к нескольким основным типам (): > - У мира не было начала. Исконная необъятная бездна Океана, будучи > божественной по природе, родила из себя всех богов и всё, > что наполняет небо и землю. > - Хаотическая Бездна бога-Океана (или богини) была побеждена > молодыми богами, ею же порожденными. Именно они внесли порядок > в Хаос, образовали и населили землю, создали людей как своих слуг, > обреченных работать на них. > - Изначала было два божества — Света и Тьмы. Воюя между собой, > они создают тот облик мира, какой он имеет сейчас.
> В этих верованиях, которые исповедовали люди повсюду от Индии > до Греции, просматриваются основные религиозно-философские > воззрения: > - учение о нераздельности Бога и природы (пантеизм); > - взгляд на природные явления как на форму деятельности множества > богов (политеизм); > - понятие о двух исконных божественных началах (дуализм); > - взгляд на бесконечность мира, образующегося из стихий; > - представление о космогенезе как результате битвы богов; > - вера во всеобщую богиню-Мать (позднее образ ее слился с понятием > о слепой Судьбе и Необходимости); > - взгляд на Вселенную как обреченную оставаться неизменяемой > или двигаться по кругу вечного возвращения; > - убеждение в возможности человека магически (заклинаниями, > ритуалами и пр.) воздействовать на божественные силы, > чтобы обеспечить себе благоденствие.
> Многим из этих воззрений суждена была долгая жизнь, а в эпоху > создания Библии они полностью господствовали среди окружавших > Израиль народов. «Христианское богословие, — пишет С. Трубецкой, — > слагалось в борьбе с ересями. Еврейская религиозная мысль > развивалась в упорной и тяжелой борьбе с язычеством — иноземного > и отечественного происхождения». Тема этого противостояния > сокровенно присутствует уже в первой главе Бытия — в Шестодневе.
> *. =Шестоднев= (Быт 1,1 – 2,4). Шестодневом принято называть > картину творения, нарисованную в Быт 1,1 – 2,4. Она открывается > величественными словами: «В начале сотворил Бог небо и землю». > Здесь нет ни борьбы богов, ни предвечной материи, ни богини-Бездны > (Океана), из которой образуется мир. Всё совершает волю единого, > личностного Творца. По Его слову возникают свет и тьма, отделяются > воды от суши, загораются на небосклоне светила, море и земля > порождают растения и животных. И наконец, Бог создает человека > по Своему образу и подобию. Повествование Шестоднева кратко, ибо > оно есть только введение в Св. Историю, через которую познается > воля Божия.
> Однако деяния Творца постигаются ветхозаветными мудрецами > и через созерцание природы. Так Пс 8 говорит о величии мироздания, > в сравнении с которым человек кажется таким ничтожным; и, однако, > по воле Господней он поставлен почти наравне с ангелами. Пс 103, > описывая многообразные явления природы, свидетельствует, > что творчество Божие есть продолжающийся процесс, что Господь > постоянно поддерживает бытие мира. Небо и земля, стихии и жизнь > самим своим существованием прославляют мудрость Творца (Пс 148). > Эта божественная Премудрость определяет стройность законов природы > (Иов 28). В Ветхом Завете Премудрость Божия нередко олицетворяется. > В Притч 8,22 сл. она говорит: «Господь имел меня началом > пути Своего, прежде созданий Своих, искони: от века я помазана, > от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще > не существовали бездны». Проявляется Мудрость в Слове Божием, > которое есть свободное осуществление Высшего Разума и Всемогущества > (Ис 55,10–11; Пс 148,5).
> Учение Шестоднева можно суммировать в семи положениях:
> 1. силы природы — не боги; Бог один есть Первопричина мира > (ср. Рим 1); > 2. Он открывает Себя как личное Сверхбытие; > 3. Он открывает Себя в Своих деяниях (ср. Рим 1,20); > 4. Он творит мир Своим Словом (ср. Евр 11, 3) и действует в нём; > 5. Он может действовать опосредованно, через стихии (второпричины); > 6. создание мира происходит не в один миг, а поэтапно: от простого > к сложному, от неживого к живому, от животного — к человеку; > 7. Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, благодаря чему > человек становится владыкой над тварями.
[ Свящ. Александр Мень. из кн. "Исагогика" www.bible-center.ru/book/isagogika/001/002/000 ]
о первых главах кн. Бытия + + + В.Сорокин в кн. "Историко-культурный контекст Ветхого Завета" www.bible-center.ru/book/context/beginning
сотворение мира + + + о. Александр Мень www.alexandrmen.ru/books/tom1/1_gl_05.html + + + его же лекция "Шестоднев" www.alexandrmen.ru/lectures/shstdnev.html
К богослужебным чтениям понедельника 1-й седмицы Вел. поста: + Е.Б.Рашковский - ПРЕДИСЛОВИЕ к Книге Притчей Соломоновых www.messia.ru/rasylka/004/714.htm#0
Чтения понедельника в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20110307/orth
Понедельник и вторник в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=07 / www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=08; www.mospat.ru/calendar/2011/03/07 / www.mospat.ru/calendar/2011/03/08
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- /Всечестное воздержание начнем светло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего, Любве светлостию, молитвы блитанием, чистоты очищением, благомужества крепостию: яко да светоносни предварим во святое и тридневное воскресение, осиявающее нетление миру./ /Трезвися, бодрствуй, воздохни, прослезися, Постом все время греха, душе, отвергни, Теплым покаянием отбегни огня И плачем страстей плачевную ризу раздери, Одежду божественную приемлющи./ (из Постной Триоди) * * * *Время жизни моей кратко и преисполнено страданий и порока, но в покаянии меня прими и к познанию истины призови, чтобы не стать мне добычей и пищей врага, Спаситель, Сам надо мною сжалься. *Царским достоинством, венцом и багряницею облеченный, человек владеющий имением многим и праведный, богатством изобилующий и стадами, внезапно богатства, славы, царства, (Иов) обнищав, лишился. *Праведен был он и непорочен более всех, но не избежал козней и уловок Обманщика, то ты, несчастная грехолюбивая душа, что сотворишь, если случится, что нечто нежданное постигнет тебя? *Высокомерен я ныне в словах, дерзок также и сердцем без причины и во вред себе; вместе с фарисеем не осуди меня, но смирение мытаря мне даруй, единый Милостивый и Правосудный, с ним и меня сопричисли. *Согрешил я, надругавшись над сосудом плоти моей, знаю, Милосердный; но в покаянии меня прими и к познанию истины призови, дабы не стать мне добычей и пищей врага, Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься. *Самого себя я в идола превратил, страстями душу свою осквернив, о Милосердный; но в покаянии меня прими и к познанию истины призови, чтобы не стать мне добычей и пищей врага, Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься. *Не слушал я голоса Твоего, не послушался Писания Твоего, Законодатель; но в покаянии меня прими и к познанию истины призови, чтобы не стать мне добычей и пищей врага, Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься.* (Великий канон прп. Андрея Критского) *********************************************
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2658.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|
|
![]() |