=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой –
*
6 января 2023 г. ст.ст., четверг,
С праздником!
> Крещению предшествовал Иоанн, о котором и говорит сегодня Евангелие. Иоанн обличал и призывал к покаянию. И обличал он не каких-то внешних, дальних, необрезанных или прозелитов. Он призывал к покаянию самых-самых православных, самых правоверных, тех, которые привыкли считать себя детьми Авраама. Он говорит: “Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму”, “порождения ехиднины”, и т.д. То есть обращение к покаянию самое глубокое – это когда оно обращено к человеку, который уже давно во всём покаялся, у которого уже всё хорошо. И вот неслучайно евангелист Лука замечает в 7-й главе, что люди приходили и каялись, и крестились у Иоанна, а фарисеи и книжники отвергли о себе волю Божию и не крестились от него {ст. 30}. Конечно, не крестились, потому что они были грамотные, во всём знающие, и это иногда мешает. И вот отверзлись небеса и голос слышен: «сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих». Знаете, как в компьютерной игре: стои́т человек, а над ним надпись, кто это такой, и всё становится ясно. Вот если б над каждым из нас были надписи: этот – <идиот>, этот – праведник – и тогда нормально. А враг подсвечивался бы красным, друг подсвечивался бы зеленым, всё было бы хорошо. Но уже в Евангелии всё не так. У евангелиста Марка и Матфея можно ещё прочесть такую сказку, но у евангелиста Иоанна уже не то, уже сложнее. Он говорит: это всё слышал и видел только Иоанн Креститель, больше никто не слышал. Ну вот, а мы только приготовились к тому, что Бог наречет каждому своё подлинное имя: сей есть Сын мой возлюбленный, а это – <враги>: фарисеи, <уроды>, лицемеры и т.д. Но всё в этом мире так перемешано, что и не поймешь, где тут Сын Божий, а где – бродяга с большой дороги. > И в этот праздник Христос что делает? Для чего Он пришел? Всё-таки Иоанн задает Ему этот вопрос. Христос пришел для того, чтобы погрузиться в нас, в это море страстей. Как говорит апостол Павел, Он стал за нас грехом, вода Иордана стала водой очищения, там все люди смывали свои грехи. И вот в эту пучину смытых, недомытых, очищенных и недоочищенных грехов Христос погружается, погружается по собственной воле. Вы знаете, много раз хотели благочестивые христиане, составляющие разные апокрифы, Его спасти от этого. Они говорили: вот Он такой особенный, родился безболезненно, как луч проходит. А потом Он в детстве был такой особенный, чудотворящий направо и налево. Они пытались всё-таки изъять Его, родившегося Бога, уже ставшего человеком, от этой греховной, перемалывающей всё среды. А Он сам идет туда, погружается и становится частью самого бурного человеческого борения – борения за свою чистоту и праведность. И самое главное – не в том, что, как пишет св. Василий Великий, Он освящает водное естество Своим погружением. Не в том дело! Знаете, как тараканы видят что-то съедобное – и набрасываются. Бог погрузился, водное естество освятил, только вышел, а уже куча православных туда лезет. Не совсем так. Дело в том, что мы это делаем вместе с Ним. Это очень важно. Он погружается в воду, значит и мы погружаемся. В этом есть некая синхронность, синергия, единодушие, единодвижение. Только в нём и познается Христос Бог. > Главная фраза, которую можно услышать сегодня в Евангелии: «Ты ко мне идешь», – говорит Иоанн Креститель. Он это заметил. Очень часто мы говорим о нашем пути к Богу, о том, что у нас длинный путь. Вот недавно на сорок дней {Рождественского поста} зарядили проповедь на тему, что мы идем к Нему, как волхвы. А на самом деле часто не замечаем, что еще более тернистый путь у Бога к человеку. И вот иногда даже праведность человеческая, праведность Иоанна Крестителя мешает Богу пройти к человеку. Иоанн Креститель Его останавливает и говорит: «Не пройдешь! Я вижу, кто Ты – Ты самый праведный на свете, не буду Тебя крестить». > И что делает Христос, приходя к человеку? Он не дает ему никаких ответов. Он не дает ему ответов на те вопросы жизни, которые его интересуют. Иоанн спрашивает: «Как Ты требуешь крещения, мне нужно от Тебя креститься». Он говорит: «Остави ныне». Говоря подробнее, Он бы сказал: оставь книжникам перелистывать их книги, Я не буду тебе объяснять, что Я вторая ипостась Святой Троицы, по домостроительству необходимо Мне принять крещение, хоть Я и полностью безгрешен, и т.д. Всё это потом напишут эллины, когда подумают, что они самые православные в мире. Они всем всё объяснят... Так <объяснят>, что потом никто читать не захочет... <И до сих пор не хочет...> И до сих пор никто не знает, почему Христос пошёл креститься. Но, <как говорит евангелист, и только когда Он вышел из воды>, Ему отверзлись небеса. Иоанн Креститель увидел, что небеса как бы рассеклись как завеса, как последнее препятствие между Богом и человеком. Оказывается и небо может быть препятствием. То представление, которое было у простого народа, что Бог живет где-то там, где чисто и светло, где нет грязи – на небе. А мы живем здесь, ковыряемся в мутном Иордане, в лучшем случае, в худшем – вообще запыленные <ходим>. И вот Христос показывает им, что небо отверзлось. И говорит, что Он находится совсем среди нас, в самой гуще, в самом бурлении нашей духовной жизни. > Находится Он и в этот Праздник между каплями, в каплях, среди нас и в нас. [ прот.
Вячеслав Рубский.
см.
также:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Великая
Божья доброта осияла светом спасения ********************************************* /*/ включает ап. чтение праздника Крещения.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/_23K.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |