обновлено: 6/9/05

О Святом Духе

В тематическом указателе   В Б.Я.К.
см. тж.: К Рим.8:26

Н.Бердяев. ДУХ И РЕАЛЬНОСТЬ (7) / C.Желудков. ПОЧЕМУ Я ХРИСТИАНИН (5) / М.Новоселов. ПИСЬМА К ДРУЗЬЯМ (17) /


[ Николай Бердяев \ ДУХ И РЕАЛЬНОСТЬ. \ Основы богочеловеческой духовности (VII) \ www.krotov.info/berdyaev/1937/duh_07.html ]

 

> <....> Христианство пневмацентрично. Пневма, Дух - носитель > и источник <пророческого> вдохновения в христианстве. <.....> > Духовная жизнь есть приобщение к божественной жизни. <....> > Святой Дух присутствует в человеке эсхатологически. <....> > Что говорится о Святом Духе в Священном писании? Прежде всего нас > поражает, что в Евангелии всё происходит от Духа Святого и через Дух > Святой. Рождение всегда происходит от Духа. Иисус родился от Духа, > был крещен Духом Святым и возведен Духом в пустыню. Вот какими > словами определяется в Евангелии роль Духа Святого: "Не вы будете > говорить, но Дух Отца будет говорить в вас" (Матф., гл.10,20). > Духом Божьим изгоняются бесы. "Хула на Духа не простится человеком" > (Матф., гл.12,31). "Не знаете, какого вы Духа" (Лук., гл.9,55). > "Святый Дух научит вас в тот час, что д`олжно говорить" > (Лук., гл.12,12). "Нужно родиться от Духа, чтобы войти в Царство > Божье" (Иоанн, гл.3,5){}. "Дух дышит, где хочет" (Иоанн, гл.3,8). > Дух животворит. Отец пошлет Ут`ешителя Духа Святого > (Иоанн, гл.15,26). Он научит всему. Дух истины наставит на всякую > истину (Иоанн, гл.16,13). Всё происходит через Дух. Нужно испытывать > духов. Дух есть истина (I Послание Иоанна){1Ин.5:6}. Духом всё > судится. Дух всё пронизывает. Дары даются Духом. Прежде душевное, > потом духовное. Буква убивает, а Дух животворит. "Господь есть Дух, > где Дух Господен, там свобода" (II Послание к Коринфянам, гл. 3,17). > "Духа не угашайте" (I Послание к Фессалон., гл.5,19). > Самые поразительные слова: Дух дышит, где хочет; где Дух, > там и свобода, только хула на Духа не простится, Духа не угашайте. > Евангелие и апостольские послания оставляют впечатление > панпневматизма <(наполненности, пронизанности всего Духом)>. > Учение о Духе Святом почти не было выработано, его не было > у апостолов, не было у апологетов, оно слабо развито у учителей > церкви и часто носит характер субордоционализма <(подчиненности)>. > Но как я говорил уже, именно Дух Святой наиболее близок человеку, > наиболее имманентен, наиболее всеобъемлющ по своему действию > и Он наименее понятен, наиболее таинственен. Может быть, и не должно > быть никакой доктрины о Духе Святом. Доктрина связывает > и ограничивает. <...> Все харизмы, все дары происходят от Духа, > не только дары пророка, апостола, святого, но и дары поэта, > философа, изобретателя, реформатора. Религия Духа говорит > не об оправдании и не о спасении, а о просветлении человеческой > природы, о реальном изменении. Невидимое царство Духа творится > неисповедимыми путями, и нет никаких законнических ограничений > в этих путях. Действие Духа всегда означает преодоление > подавленности и униженности человека, жизненный подъем и экстаз. > Таковы признаки Духа Святого в Священном писании, таковы и признаки > Духа в культурной и социальной жизни. Св. Симеон Новый Богослов > говорит, что озаренность, т.е. духовность, не нуждается более > в письменном законе. Есть глубокая противоположность между Духом > и законом. Есть глубокое различие между вдохновением, харизматизмом, > новым рождением в первохристианстве и последующими аскетическими > школами, с методами и законами, с длительным путем > совершенствования. <...> Существует глубокая пропасть между Духом > и авторитетом. <...>


[ Cергий Желудков. ПОЧЕМУ Я ХРИСТИАНИН \ http://www.krotov.info/library/07_zh/zhel/udkov_05.html ]

../../rasylka/007/2058.htm
 
> Первый  догмат христианства оканчивался словами: "И в Духа Святого".
> За  этим  знаменательно  кратким  исповеданием  пребывала Реальность
> духовного  опыта   древней   Церкви.    В  действии   Духа   Святого
> и  заключается  тайна  первохристианства. Как ни велико было обаяние
> Личности  Христа,  как  ни убедительны были <для> неверующих Явления
> Его  Воскресения,  - всё это могло иметь влияние только на горсточку
> очевидцев  и по смерти их должно было бы вскоре забыться... Какая же
> Сила  вдохновляла  христианские  общины, мучеников, проповедников, -
> всё это Движение, выросшее во всемирную Церковь?

> Христос   обещал   послать   Утешителя,  Духа  Святого  (по  Иоанну,
> гл.14,15,16),  а по Воскресении заповедал крестить все народы во имя
> Отца  и  Сына  и  Святого Духа (по Матвею, гл.28). Начиная с явления
> огненных  языков  в  день  Пятидесятницы  о действиях благодати Духа
> Святого повествует книга Деяний святых апостолов. "И, по молитве их,
> поколебалось  место,  где  они  были собраны, и исполнились все Духа
> Святого,  и  говорили  слово  Божие с дерзновением" (гл.4). Подобных
> текстов  много.  Апостольский  собор постановил об отмене обрезания:
> "<Угодно>  Духу  Святому  и  нам"  (гл.15).   Апостол Павел  говорил
> в  прощальной  речи,  что  Дух  Святой  поставил  пресвитеров Церкви
> (гл.20).   И  в посланиях апостольских Дух Святый называется  всегда
> в  качестве  высочайшей,  Божественной  Реальности. "... Потому  что
> вы  не  приняли  духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли
> Духа  усыновления,  Которым  взываем:  Авва,  Отче!  Сей  Самый  Дух
> свидетельствует  духу  нашему,  что мы - дети Божии. ... Также и Дух
> подкрепляет  нас  в  немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться,
> как  д`олжно,   но   Сам   Дух  ходатайствует  за  нас  воздыханиями
> неизреченными" (к Римлянам, гл.8). "Благодать Господа Иисуса Христа,
> и любовь Бога, и общение Святого Духа - со всеми вами" (к Коринфянам
> II,  гл.12).  "Ибо  дал  нам  Бог  Духа не боязни,  но силы и  любви
> и целомудрия" (к Тимофею II, гл.1). <...>

[ Михаил Новоселов. ПИСЬМА К ДРУЗЬЯМ (17) \Рим.8\ www.krotov.info/libr_min/n/nitsshe/nov2_17.html ]

 
> <...> вся <восьмая глава послания к Римлянам> исполнена свидетельств
> о  Духе.  В  самом  деле,  внимайте следующим словам Апостола: "Все,
> водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа
> рабства,  чтобы  опять  жить  в страхе, но приняли Духа усыновления,
> Которым  взываем:  "Авва,  Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу
> нашему,  что  мы  –  дети  Божии.  А  если  дети,  то  и наследники,
> наследники   Божии,  сонаследники  же  Христу,  если  только  с  Ним
> страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (8,14–17).

> Видите,  друзья мои, каковы действия и силы Духа.  Ясно,  что в Нём,
> в  стяжании  Его  –  вся  жизнь  христианина.  Недаром преп. Серафим
> наставлял  своего  духовного  друга  Н.А.Мотовилова,  что цель жизни
> христианина  не  в чём  другом,  как именно в +стяжании Святого Духа
> Божьего+.

> Св.  Дух не дает нам удовлетворяться тварным, временным, преходящим:
> "имея  начаток  Духа,  и  мы  в  себе  стенаем,  ожидая усыновления,
> искупления  тела нашего" (8,23). Сей Святый Дух не чужд и всей твари
> вообще,  ибо  и  в  ней живет, по Апостолу, чаяние лучшей, нетленной
> жизни,  и  она  не примиряется с суетою мира сего: "тварь с надеждою
> ожидает  откровения  сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете
> не  добровольно,  но  по  воле покорившего ее, в надежде, что и сама
> тварь  освобождена  будет  от  рабства  тлению в свободу славы детей
> Божиих.  Ибо знаем,  –  утверждает боговдохновенный тайнозритель,  –
> что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (8,19–22).

> "Дух   подкрепляет  нас  в немощах наших" (8,26),  а  так как "+сами
> мы не знаем, о чём молиться, как д`олжно+", то "Сам Дух 
> ходатайствует за  нас  воздыханиями  неизреченными.  Испытующий  же 
> сердц`а  знает,  какая  мысль  у  Духа,  потому что Он ходатайствует
> за святых по воле Божией" (8,26–27).

> Наставник  в  молитве, поддержка в немощах наших, Утешитель является
> стражем  и  хранителем совести нашей, что исповедует тот же Апостол:
> "Истину  говорю во Христе,  не лгу,  свидетельствует мне совесть моя
> в Духе Святом" (9,1).

> И  нужно ли удивляться этому, когда св. Апостол, увещевая коринфских
> христиан избегать блуда и жить в чистоте, так определяет достоинство
> и  внутреннее  содержание  людей  крещеных: "Не знаете ли, что тел`а
> ваши  суть  храм  живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете
> вы от Бога?" (1Кор.6,19). <....>