В тематическом указателе
В Б.Я.К.
см. тж.: К Рим.8:26
Н.Бердяев. ДУХ И РЕАЛЬНОСТЬ (7) / C.Желудков. ПОЧЕМУ Я ХРИСТИАНИН (5) / М.Новоселов. ПИСЬМА К ДРУЗЬЯМ (17) /
[ Николай Бердяев \ ДУХ И РЕАЛЬНОСТЬ. \ Основы богочеловеческой духовности (VII) \ www.krotov.info/berdyaev/1937/duh_07.html ]
> <....> Христианство пневмацентрично. Пневма, Дух - носитель > и источник <пророческого> вдохновения в христианстве. <.....> > Духовная жизнь есть приобщение к божественной жизни. <....> > Святой Дух присутствует в человеке эсхатологически. <....> > Что говорится о Святом Духе в Священном писании? Прежде всего нас > поражает, что в Евангелии всё происходит от Духа Святого и через Дух > Святой. Рождение всегда происходит от Духа. Иисус родился от Духа, > был крещен Духом Святым и возведен Духом в пустыню. Вот какими > словами определяется в Евангелии роль Духа Святого: "Не вы будете > говорить, но Дух Отца будет говорить в вас" (Матф., гл.10,20). > Духом Божьим изгоняются бесы. "Хула на Духа не простится человеком" > (Матф., гл.12,31). "Не знаете, какого вы Духа" (Лук., гл.9,55). > "Святый Дух научит вас в тот час, что д`олжно говорить" > (Лук., гл.12,12). "Нужно родиться от Духа, чтобы войти в Царство > Божье" (Иоанн, гл.3,5){}. "Дух дышит, где хочет" (Иоанн, гл.3,8). > Дух животворит. Отец пошлет Ут`ешителя Духа Святого > (Иоанн, гл.15,26). Он научит всему. Дух истины наставит на всякую > истину (Иоанн, гл.16,13). Всё происходит через Дух. Нужно испытывать > духов. Дух есть истина (I Послание Иоанна){1Ин.5:6}. Духом всё > судится. Дух всё пронизывает. Дары даются Духом. Прежде душевное, > потом духовное. Буква убивает, а Дух животворит. "Господь есть Дух, > где Дух Господен, там свобода" (II Послание к Коринфянам, гл. 3,17). > "Духа не угашайте" (I Послание к Фессалон., гл.5,19). > Самые поразительные слова: Дух дышит, где хочет; где Дух, > там и свобода, только хула на Духа не простится, Духа не угашайте. > Евангелие и апостольские послания оставляют впечатление > панпневматизма <(наполненности, пронизанности всего Духом)>. > Учение о Духе Святом почти не было выработано, его не было > у апостолов, не было у апологетов, оно слабо развито у учителей > церкви и часто носит характер субордоционализма <(подчиненности)>. > Но как я говорил уже, именно Дух Святой наиболее близок человеку, > наиболее имманентен, наиболее всеобъемлющ по своему действию > и Он наименее понятен, наиболее таинственен. Может быть, и не должно > быть никакой доктрины о Духе Святом. Доктрина связывает > и ограничивает. <...> Все харизмы, все дары происходят от Духа, > не только дары пророка, апостола, святого, но и дары поэта, > философа, изобретателя, реформатора. Религия Духа говорит > не об оправдании и не о спасении, а о просветлении человеческой > природы, о реальном изменении. Невидимое царство Духа творится > неисповедимыми путями, и нет никаких законнических ограничений > в этих путях. Действие Духа всегда означает преодоление > подавленности и униженности человека, жизненный подъем и экстаз. > Таковы признаки Духа Святого в Священном писании, таковы и признаки > Духа в культурной и социальной жизни. Св. Симеон Новый Богослов > говорит, что озаренность, т.е. духовность, не нуждается более > в письменном законе. Есть глубокая противоположность между Духом > и законом. Есть глубокое различие между вдохновением, харизматизмом, > новым рождением в первохристианстве и последующими аскетическими > школами, с методами и законами, с длительным путем > совершенствования. <...> Существует глубокая пропасть между Духом > и авторитетом. <...>
[ Cергий Желудков. ПОЧЕМУ Я ХРИСТИАНИН \ http://www.krotov.info/library/07_zh/zhel/udkov_05.html ]
../../rasylka/007/2058.htm> Первый догмат христианства оканчивался словами: "И в Духа Святого". > За этим знаменательно кратким исповеданием пребывала Реальность > духовного опыта древней Церкви. В действии Духа Святого > и заключается тайна первохристианства. Как ни велико было обаяние > Личности Христа, как ни убедительны были <для> неверующих Явления > Его Воскресения, - всё это могло иметь влияние только на горсточку > очевидцев и по смерти их должно было бы вскоре забыться... Какая же > Сила вдохновляла христианские общины, мучеников, проповедников, - > всё это Движение, выросшее во всемирную Церковь? > Христос обещал послать Утешителя, Духа Святого (по Иоанну, > гл.14,15,16), а по Воскресении заповедал крестить все народы во имя > Отца и Сына и Святого Духа (по Матвею, гл.28). Начиная с явления > огненных языков в день Пятидесятницы о действиях благодати Духа > Святого повествует книга Деяний святых апостолов. "И, по молитве их, > поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа > Святого, и говорили слово Божие с дерзновением" (гл.4). Подобных > текстов много. Апостольский собор постановил об отмене обрезания: > "<Угодно> Духу Святому и нам" (гл.15). Апостол Павел говорил > в прощальной речи, что Дух Святой поставил пресвитеров Церкви > (гл.20). И в посланиях апостольских Дух Святый называется всегда > в качестве высочайшей, Божественной Реальности. "... Потому что > вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли > Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей Самый Дух > свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. ... Также и Дух > подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, > как д`олжно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями > неизреченными" (к Римлянам, гл.8). "Благодать Господа Иисуса Христа, > и любовь Бога, и общение Святого Духа - со всеми вами" (к Коринфянам > II, гл.12). "Ибо дал нам Бог Духа не боязни, но силы и любви > и целомудрия" (к Тимофею II, гл.1). <...>
[ Михаил Новоселов. ПИСЬМА К ДРУЗЬЯМ (17) \Рим.8\ www.krotov.info/libr_min/n/nitsshe/nov2_17.html ]
> <...> вся <восьмая глава послания к Римлянам> исполнена свидетельств > о Духе. В самом деле, внимайте следующим словам Апостола: "Все, > водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа > рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, > Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу > нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, > наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним > страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (8,14–17). > Видите, друзья мои, каковы действия и силы Духа. Ясно, что в Нём, > в стяжании Его – вся жизнь христианина. Недаром преп. Серафим > наставлял своего духовного друга Н.А.Мотовилова, что цель жизни > христианина не в чём другом, как именно в +стяжании Святого Духа > Божьего+. > Св. Дух не дает нам удовлетворяться тварным, временным, преходящим: > "имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, > искупления тела нашего" (8,23). Сей Святый Дух не чужд и всей твари > вообще, ибо и в ней живет, по Апостолу, чаяние лучшей, нетленной > жизни, и она не примиряется с суетою мира сего: "тварь с надеждою > ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете > не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама > тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей > Божиих. Ибо знаем, – утверждает боговдохновенный тайнозритель, – > что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (8,19–22). > "Дух подкрепляет нас в немощах наших" (8,26), а так как "+сами > мы не знаем, о чём молиться, как д`олжно+", то "Сам Дух > ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же > сердц`а знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует > за святых по воле Божией" (8,26–27). > Наставник в молитве, поддержка в немощах наших, Утешитель является > стражем и хранителем совести нашей, что исповедует тот же Апостол: > "Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя > в Духе Святом" (9,1). > И нужно ли удивляться этому, когда св. Апостол, увещевая коринфских > христиан избегать блуда и жить в чистоте, так определяет достоинство > и внутреннее содержание людей крещеных: "Не знаете ли, что тел`а > ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете > вы от Бога?" (1Кор.6,19). <....>