=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Праздники в Православии: Крещение, Сретение

Автор: свящ. Александр Мень
Опубликовано: свящ. Александр Мень. Таинство, слово и образ
. глава 4.
www.alexandrmen.ru/books/tso/tso_4.html
(дополнено переводом песнопений на русский язык иером. Амвросия (Тимрота), www.azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/prmin.htm, с небольшими изменениями)

 

Предыдущие части:
Церковный год
Рождество Богородицы, Воздвижение
Введение Богородицы во Храм, Рождество Христово
.

 

> КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,
Троическое явися поклонение:
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,
возлюбленного Тя Сына именуя,
и Дух, в виде голубине,
извествоваше словесе утверждение.
Явлейся, Христе Боже,
и мир просвещен, слава Тебе.

При крещении Твоем во Иордане, Господи,
открылось поклонение Троице:
ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе,
возлюбленным Тебя Сыном именуя,
и Дух в виде голубицы
подтверждал Его слова непреложность.
Явившийся Христе Боже
и мир просветивший, слава Тебе!

> Праздник справляется 6/19 января. Он напоминает о поворотном моменте в земной жизни Иисуса Христа.

> Почти тридцать лет оставался Он вдали от мира, в глухом селении, где, по слову евангелиста, Он "возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости". Никто, кроме Матери, не был посвящен в Его тайну.

> Но вот пробил час. Громовой голос Крестителя прозвучал на берегах Иордана. Охваченный предчувствием близости Царства Божия, пророк звал народ к покаянию. Сотни людей стекались к Иоанну, чтобы подготовить себя к встрече Мессии. Каясь в своих грехах, они входили в воду, и пророк совершал над ними обряд священного омовения. {В русском переволе Нового Завета грсч. слово "баптисма" (омовение) передано как "крещение", хотя крещением и строгом смысле слова (т.е. принятием Креста) является только христианское крещение.} Это был знак начала новой жизни.

> Внезапно в толпе кающихся никому не известный и сначала никем не замеченный появляется Иисус из Назарета Галилейского.

> Он не желает выделяться среди других и просит "крещения" у пророка. Безгрешный, Он указывает грешникам путь к Богу, путь, который начинается с очистительного покаяния. "Так надлежит нам исполнить всякую правду..."

> Когда, крестившись, Иисус удалился в пустыню, Предтеча воскликнул, обращаясь к народу: "Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: "на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть Крестящий Духом Святым". И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий".

> Иоанн был первым, кто открыто назвал Иисуса Агнцем Божиим. С этого времени начинается мессианское служение Господа.

> Кондак праздника:

Явился ecu днесь вселенней,
и свет Твой, Господи, знаменася на нас,
в разуме поющих Тя:
пришел ecu и явился ecu,
Свет Неприступный
.

Явился Ты в сей день вселенной,
и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас,
в полноте знания воспевающих Тебя:
"Пришел, явился Ты,
Свет неприступный!"

 

* * *

> Праздник Богоявления предваряется сочельником, служба которого сходна с чином рождественского (царские часы. Литургия с вечерней). К концу вечерни приурочено первое освящение воды.

> Этот древний обряд христианская традиция тесно связывала с таинством Евхаристии. Подобно тому как в Литургии продолжается мистерия Воплощения, так и богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. Церковь свидетельствует, что весь тварный мир будет иметь причастность Царству Божию. Обряд повторяется и в самый день Богоявления. Освященная вода именуется по-гречески агиасмой, то есть великой святыней. Верующие с благоговением хранят ее в течение всего года.

> Водосвятие часто проводилось на реке (там, где вода замерзала, делали проруби). По рассказу Чехова "Художество" можно представить, как выглядела эта "Иордань" в старину.

> "Настает крещенское утро. Церковная ограда и оба берега на далеком пространстве кишат народом... Наверху раздается благовест... Тысячи голов обнажаются, движутся тысячи рук — тысячи крестных знамений!.. Из церкви одну за другою выносят хоругви, раздается бойкий, спешащий трезвон... Аналой, деревянный круг, колышки и крест на льду переливаются тысячами красок. Крест и голубь испускают из себя такие лучи, что смотреть больно. Боже милостивый, как хорошо! В толпе пробегает гул удивления и восторга; трезвон делается еще громче, день еще яснее. Хоругви колышутся и двигаются над толпой, точно по волнам. Крестный ход, сияя ризами икон и духовенства, медленно сходит вниз по дороге и направляется к Иордани. Машут колокольне руками, чтоб там перестали звонить, и водосвятие начинается. Служат долго, медленно, видимо стараясь продлить торжество и радость общей народной молитвы. Тишина. Но вот погружают крест, и воздух оглашается необыкновенным гулом. Пальба из ружей, трезвон, громкие выражения восторга, крики..."

> По греческим обычаям крещенский обряд совершается у моря. Священник бросает крест в волны. Тот, кто, нырнув, отыщет его, считается удачливым человеком. Окруженный толпой, он проносит крест по улицам города.

 

> СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Радуйся, благодатная Богородице Дево,
из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,
просвещаяй сущия во тьме.
Веселися и ты, старче праведный,
приемый во объятия Свободителя душ наших,
дарующаго нам воскресение
.

Радуйся, благодатная Богородица Дева,
ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш,
просвещающий находящихся во тьме.
Веселись и ты, старец праведный,
принявший во объятия Освободителя душ наших,
дарующего нам воскресение.

> Праздник приходится на 40-й день после Рождества (2/15 февраля). Он был введен Иерусалимской церковью в IV веке, а с V стал повсеместным.

> Славянское слово "сретение" означает "встречу". В евангельской истории это как бы встреча Ветхого и Нового Завета.

> Согласно повествованию св. Луки (2,22-38), произошла она в Иерусалимском Храме.

> Моисеев Закон предписывал совершать над каждым первенцем мужского пола обряд посвящения Богу. Когда Младенцу Иисусу исполнилось 40 дней, Иосиф и Мария понесли Его в Дом Божий. Они стояли среди других семей, ожидая своей очереди, и в этот момент к ним приблизился старец Симеон, живший при Храме. Он принадлежал к числу тех, кто горячо верил в скорый приход Мессии. Старцу было предсказано, что он еще при жизни увидит Спасителя мира. И теперь Дух Божий указал ему на чету бедных галилеян. Симеон взял на руки их Дитя и стал молиться: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля".

> Потом, прозревая борьбу, которая возгорится вокруг имени" Иисусова, старец добавил: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле... да откроются помышления многих сердец". А Матери предрек: "Тебе Самой оружие пройдет душу".

> В этих словах заключен весь крестный путь Девы: от пустынных улиц ночного Вифлеема до Голгофы. Уже в первые годы жизни Сына Ей пришлось трепетать за Него. Тревожная весть о готовящемся убийстве, поспешное бегство, утомительное путешествие в чужую страну, жизнь вдали от родины — таков пролог евангельской истории. Но никогда не вырвалось у Марии ни слова ропота, ни жалобы.

> И вот святое семейство снова в Назарете. Кажется, все грозы миновали. Однако можно ли утверждать, что за эти годы сердце Матери всегда было спокойным? Единственный эпизод из отроческих лет Иисуса, сохраненный Евангелием, говорит о другом. Какие мучительные часы провела Дева Мария, отыскивая пропавшего Сына в многолюдном городе!.. "Дитя Мое! Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя!" — говорит Она Отроку.

> Наконец Иисус покинул Назарет с тем, чтобы никогда больше не возвращаться под родной кров. Мария осталась одна в городке, где Ее Сына считали безумцем. А когда Она пришла в Капернаум — только взглянуть на Иисуса, — толпа помешала Ей войти в дом...

> И так — в течение почти трех лет. Она следит за Ним издали, страдает за Него, молча несет Свою скорбную материнскую долю. Мария слышит, что Иисусу постоянно грозит опасность, узнает, что Он отправился в самый стан противников, в Иерусалим, где старейшины и архиереи готовят Ему расправу. И Матерь Божия спешит туда вместе с галилейскими паломниками…

> В Страстную пятницу меч поистине пронзил Ей душу. Стоя у Лобного места, она видела Сына на позорном столбе, видела Его пригвожденные руки, слышала Его последние слова, когда Он поручал Ее заботам любимого ученика. Она стала названой матерью Иоанна и вместе с ним как бы усыновила всех учеников Христовых.

> Не случайно день Сретения в церковной традиции считается не только праздником в честь Христа, но и "Богородичным". Он напоминает нам о земном подвиге и муках Богоматери.

> Кондак праздника:

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим,
и руце Симеоне благословивый,
якоже подобаше, предварив
и ныне спасл ecu нас, Христе Боже:
но умири во бранех жительство,
и укрепи люди, ихже возлюбил ecu,
Едине Человеколюбче
.

Утробу Девы освятив рождением Твоим,
и руки Симеона благословив,
заранее, как надлежало,
и ныне Ты спас нас, Христе Боже.
Но огради миром среди войн народ Твой
и укрепи тех, кого Ты возлюбил,
Единый Человеколюбец.

 

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр В. Поляков
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»