=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Ответы на вопросы: почему богач в аду?

 

c> 19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон
c> и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый
c> нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
c> 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы,
c> приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами
c> на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде,
c> будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря
c> на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо
c> мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде
c> и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам
c> сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни
c> твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
c> 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая
c> пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также
c> и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя,
c> отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть
c> он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
c> 29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают
c> их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых
c> придет к ним, покаются. 31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея
c> и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес,
c> не поверят.
                                                               <Лк.16>

c> Объясните, пожалуйста, почему богач в аду, ведь он не совсем плох,
c> он просит за своих братьев, терпя адские муки, значит в нем пусть
c> немного, но сохранилась любовь?


Не  претендуя  на  полноту  освещения темы, постараюсь в какой-то мере
ответить на поставленный вопрос.

         План
        а. Притча >
        б. Богатство / бедность >
        в. Жестокосердие / страдания >
        г. Так ли плох богач? >
        д. Ад? Шеол? >
        е. Участь умерших до Суда >
        ж. Вечность мучений? >

=а= Притча

6> <....>  Речь  эта  есть именно притча, а не действительное событие,
6> как  некоторые  думали  без  основания.   Ибо не настало еще  время
6> ни  праведным  наследовать блага, ни грешным - противное. А Господь
6> придал   речи  образность,  чтобы как немилосердных вразумить,  что
6> им  предлежит в будущем, так и <cтрадаюущих> научить, что они будут
6> <в  будущей  жизни> благополучны за то, что переносят здесь. <....>
6> Говорят  же,  по  преданию  евреев, что в то время был в Иерусалиме
6> некто  Лазарь,  находившийся  в  крайней  бедности и болезни, и что
6> Господь  о нём упомянул, взяв его в притчу как явного и известного.
6> <.....>

*
4> <.....>   притчи   евангельские   все   очень   просты  по  сюжету.
4> Единственная  притча,    которая как бы выходит из этого  жанра, -
4> это  притча  о  богаче и Лазаре.  В ней фигурируют уже и тот  свет,
4> и этот, и пропасть между <раей и адом>, но это единственная притча,
4> где  Господь  как бы обыграл уже существовавший, ходивший, бродячий
4> сюжет;  единственная  притча,  где  Он  как  бы  воспользовался уже
4> готовым материалом. Подобные тексты есть в египетских памятниках.

*
5> Этой  притчей Христос хотел сказать,  что,  если неверие поселяется
5> в сердце, никакие чудеса не могут обратить человека.

*
8> <.....>   Несовместимость  служения  богатству  со  служением  Богу
8> подкрепляется  ссылкою на закон и иллюстрируется  притчею  о богаче
8> и  Лазаре  (16:19-31).  В  контексте  Евангелия,  основное ударение
8> притчи  о  богаче  и   Лазаре   лежит   на  этом   предостережении.
8> Она внутренне связана с притчею о неправедном домоправителе. Притча
8> о  неправедном домоправителе напоминанием о мудрой рассудительности
8> замыкает  цепь,  которая  начинается в гл. 14 призывом ко всецелому
8> самоотречению.   Безмерность   требования  покрывается  бесконечным
8> милосердием  Божием,  и  в  трудных конфликтах совести путь ученика
8> определяется   мудрою   рассудительностью.   Путь  этот  есть  путь
8> отдельного    верующего.    Его   призывает   Господь   к   подвигу
8> самоотречения,  утешает  указанием  на  милосердие  Божие  и ему же
8> напоминает о мудрой рассудительности. <....>

*
13> Богач в притче Христа несомненно символизировал фарисеев. Ведь это
13> они  постоянно  требовали от Него знамения - настолько очевидного,
13> чтобы просто нельзя было не поверить. <.....>

                                * * *
Впрочем, есть и такие толкователи, которые утверждают, что этот
рассказ - не притча! (Но он, по их мнению, содержит "образное описание
положения, в котором в конечном итоге оказываются богач и Лазарь".)
Их аргумент:
14> В притче  фигурируют события и предметы, относящиеся к нашему миру
14> <...>,   которые  затем  используются в качестве прообразов высших
14> реалий.   Однако,  рай  и  ад <...> не являются прообразами высших
14> реалий. Они сами являются такими реалиями.

*
17> <...>   Следует    обратить   внимание,   что  это    не   притча.
17> Мы  подчеркиваем  это,  потому  что  некоторые  критики  стараются
17> <обойти>  серьезный  смысл  этого  рассказа ссылкой на то, что это
17> якобы притча.

Примечательна произвольность, с которой такие комментаторы
разграничивают - где образность, а что надо понимать буквально:
17> <.....>   Лоно   Авраамово  - это образное выражение, обозначающее
17> место   блаженства.  <...>   Мы  придерживаемся  того,  что   лоно
17> Авраамово  - это то же самое, что и небеса. <...>

17> <....>

17> <.....>  Возникает,  конечно же, вопрос, как бесплотная душа может
17> испытывать  жажду  и мучения  в пламени.  Мы можем лишь заключить,
17> что  здесь  образное  выражение,   однако это  вовсе  не означает,
17> что страдания - не настоящие.


                                * * *
Но не все протеснанты-фундаменталисты единодушны в вопросе значения
этой истории-притчи:
15>  <...>  Мы  не  знаем,  до  какой  степени  эта  история правдивая
15> <(реалистичная?)>, но ее мораль ясна.
                                

=б= Богатство / бедность

12> <.....>  Вероятно,  <богач>  считал,  что  его богатство - это дар
12> Бога, а бедность - наказание за грехи.

*
1> Не спасет нас бедность, и не погубит нас богатство как таковые.

                                * * *
11> Евангелист  Матфей  и евангелист Лука говорят <о блаженстве нищих>
11> не совсем одинаково. У Луки оно проще и, возможно, первоначальней:
11> "Блаженны  нищие"; а противопоставлено оно словам: "Напротив, горе
11> вам, богатые!" (Лк.6,24).

11> Такую простоту, почти грубость, не надо списывать со счетов. Ту же
11> самую мысль (точнее - весть) мы находим в притче о богаче и Лазаре
11> (Лк.16,19-31):  если ты преуспеваешь в этом мире,  ты расплатишься
11> в  "мире ином", и наоборот. Можно морализировать по поводу притчи,
11> но  сама  она  не дает для того оснований. Суть ее - не в том, что
11> богач был плохим, а бедняк - хорошим, а в том, что один был богат,
11> а другой - беден. Вот и всё. Горе богатым.

11> Простота  эта   поражает,    но   соответствия   ей   мы   находим
11> и   в  иудействе.  Согласно  преданию,  раввин  Иуда,  прозванный"
11> "Царевичем",  учил:  "Тот,  кто  наслаждается в этом мире, лишится
11> наслаждений  в  будущем;  тот,  кто в этом мире лишен наслаждений,
11> обретет  их".  По-видимому, такая мысль вполне привычна и породила
11> множество  притч,  похожих  на  анекдоты. Например, раввин Ханина,
11> измученный  своей  бедностью,  помолился  о помощи, и увидел руку,
11> которая  протягивает  ему золотую ножку от стола; а потом, во сне,
11> узрел иное: на небе, в будущей жизни, он ест за столом, у которого
11> не хватает ножки.

Далее   этот   автор   всё   же вносит коррективы в эту позицию:   зло
и   проблема  ("горе")  не  в богатстве как таковом, а в служении миру
сему, стремлении "служить двум господам"...

11> В  той  же  нагорной проповеди Христос сообщает нам еще одну очень
11> важную  истину  о  земном  имуществе.    "Не  собирайте  сокровища
11> на  земле",  - говорит Он (Мф.6,19), и объясняет, что это попросту
11> невозможно  (ср.  Лк.12,16  и  далее).   В этом мире,  собственно,
11> и  нельзя  ничем  владеть,  ибо и владения, и мы сами недостаточно
11> устойчивы. Мы живем во времени, мы живем в текущем мире; и поэтому
11> нет  никакой  возможности  схватить что бы то ни было и закричать:
11> "Это  мое!"   Когда Апостол  Павел  учит  нас  пользоваться  миром
11> как    не  пользоваться  (1Кор.7,31),     он   просто  показывает,
11> что не подвержен иллюзиям.

*
11> <.....>  Отец  благоволил  дать  нам Царство. Всем остальным надо,
11> если  нужно, жертвовать, не потому, что это слишком много для нас,
11> а  потому,  что  это  слишком  мало.  Христианство  -  не дотошная
11> программа   самоусовершенствования.   На  карту  поставлено  Божие
11> Царство; и ради него мы должны разжать пальцы. <.....>


=в= Жестокосердие / страдания

12> Авраам  не отрицает <своего родства с богачом>, он называет богача
12> "текнон"  ("сынок, детка"), но ничем помочь не может. Он объясняет
12> это тем, что после смерти в загробном мире участь богача и бедняка
12> испытала  переворот: кто наслаждался, тот страдает, а кто страдал,
12> тот наслаждается (см. Лк.6.20-26).

*
1> Один прошел мимо жизни, а другой углубился в существо ее. Один умер
1> незаметно, и Ангелы Божии унесли его душу в место упокоения; другой
1> умер,  и  его  торжественно похоронили, положили в гроб, а душа его
1> пустая,  уже  не могущая смеяться, не имеющая, чем питаться, потому
1> что  питалась  она  только от земли, сошла в то место, где такая же
1> пустота...  Не  только  за то, что он веселился, и не только за то,
1> что он был богат, но за то, что при всем этом он допустил этот ужас
1> нищего у дверей своих, сошел он в место страданий, место, где перед
1> судом Божественной любви человек отходит во тьму.

*
2> Может показаться жестоким, что Авраам отказал богачу послать Лазаря
2> предупредить его братьев об ожидающей их участи. Но ведь совершенно
2> ясно, что, если людям дано истинное Слово Божие и, если везде, куда
2> бы  они  не посмотрели - горе, требующее утешения, нужда, в которой
2> нужно  помочь,   и  страдания,   которые  нужно  облегчить,   а это
2> не  вызывает  у них сочувствия, помощи - им уже нечем помочь. Какое
2> ужасное  предупреждение:  богач согрешил не тем,  что делал плохое,
2> а тем, что не сделал ничего благотворного.


=г= Так ли плох богач?

6> Несчастный  богач,  не  получив  облегчения своей участи, прилагает
6> просьбу о других. Смотри, как он чрез наказание пришел к сочувствию
6> другим,  и  тогда  как  прежде презирал Лазаря, у ног его лежащего,
6> теперь  заботятся  о  других,  кои  не находятся при нём, и умоляет
6> послать  в дом отца своего Лазаря из мертвых, не просто кого-нибудь
6> из  мертвых,    но  Лазаря,   чтобы  видевшие  его  прежде  больным
6> и  бесчестным увидели теперь увенчанным славой и здоровым, и бывшие
6> свидетелями  его  убожества сами сделались созерцателями его славы.
6> Ибо  очевидно,  он  имел бы явиться им во славе, если бы нужно было
6> быть ему проповедником, достойным <доверия>. <.....>

*
7> <....>  В этой притче звучат страшные слова, когда Авраам объясняет
7> грешнику в аду:   "Между нами и вами утверждена  великая  пропасть,
7> так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам
7> не  переходят" (Лк.16,26). Примечательно, что из этих слов следует,
7> что  в  раю  есть  "хотящие  перейти"   в  ад  –   то есть,  святые
7> не радуются, глядя на страдания грешников, а сострадают им и рвутся
7> облегчить их участь. А вот в аду нет желающих перейти в рай, и даже
7> богач  из  притчи  не  в рай просится, а лишь умоляет о капле воды.
7> Может  быть,   если  бы  он  не о воде просил,  а о том,  чтобы его
7> на  небеса  взяли,  если бы дерзновения и порыва к Богу у него было
7> больше,  чем  жалости  к себе, страдающему – и взяли бы в рай. Так,
7> бесполезно  просить  у  милиционера  на  выпивку,  а  вот от смерти
7> милиционер вас спасёт, и не только милиционер. К сожалению, слишком
7> многие  люди  думают,  что  умрут  без  выпивки  – а на самом деле,
7> умирают,  выпив  не того, что нужно, не той воды, о которой говорил
7> Христос, когда назвал Себя – источником.


=д= Ад? Шеол?

Слово "ад" используется в Библии в нескольких значениях. Что же
понимается под "адом" в притче о богаче и Лазаре?

12> <...> Ад - это еврейское "шеол", не место вечного наказания, каким
12> в  еврейской  мысли  считалась  геенна  ().   Ад был  тем  местом,
12> где  умершие  дожидались  Божьего  Суда  и, в зависимости от своей
12> жизни  на земле, уже наслаждались или мучились. Согласно еврейским
12> представлениям  того  времени,  в  шеоле умершие могли видеть друг
12> друга (ср. Лк.13.28).

О том же - в [16], со ссылкой на Талмуд.

16> <....>  Но  выводить отсюда <...> какие-либо  догматические  мысли
16> о загробной жизни вряд ли основательно, потому что, несомненно, мы
16> в   этом   отделе   притчи   имеем  перед  собоючисто  поэтическое
16> изображение известной, развиваенмой в притче мысли, подобное тому,
16> какое  находится, напр., в 3 книге Царств гл. 22, где пророк Михей
16> описывает  <в форме> видения бывшее ему откровение о судьбе войска
16> Ахава. Разве можно, напр., в самом деле буквально понимать то, что
16> богач говорит о мучающей его жажде? Ведь он в аду тела не имеет...
16> <....>

*
3> Говоря  об  аде,  Иисус  имеет в виду прежде всего потерю подлинной
3> жизни,  разлучение с Ним,  а не традиционную картину ада,  принятую
3> в  Его  эпоху. Поэтому участь богатого, к-рый мучится в огне, тогда
3> как  Лазарь  пребывает  в  лоне  Авраамовом,  не  следует принимать
3> буквально,  именно  потому,  что  это  притча. Но Иисус не случайно
3> пользуется  образами,   взятыми  из Писаний,  где ад представляется
3> в самых ужасных и неумолимых тонах: "Там будет плач и скрежет зубов
3> в печи огненной" (Мф.13.42), там  "геенна,  где червь их не умирает
3> и  огонь  не  угасает"  (Мк.9.43-48;  ср.  Мф.5.22),  где Бог может
3> "погубить душу и тело" (Мф.10.28).

*
8> <.....> Но приговор последнего суда предвосхищается  уже  по смерти
8> в  притче  о  богаче  и  Лазаре  (16:19-31):  братья богача  –  еще
8> на  земле,    между  тем,   Лазарь  уже на лоне Авраамове,  а богач
8> уже  мучится  в  адском  огне.  И  то  и  другое в учении о будущем
8> свершении будет предметом и дальнейшего откровения. <....>

                                * * *
9> Мы ведь свидетельствуем иконами, преданием церковным, верой Церкви,
9> что по смерти Христос сошел во ад;  но мы должны понимать,  что это
9> значит!   Когда  мы думаем об аде,  мы думаем картинно,  фольклорно
9> о месте страшных мучений.   Но самое страшное в аде Ветхого Завета,
9> в  шеоле, о котором говорит псалмопевец или другие места Священного
9> Писания    –   не в мучении,  а в том, что это место,  где Бога нет
9> и  не  будет никогда, это место последнего, безнадежного отсутствия
9> Божия,  предельной  богооставленности  навсегда. И в этот ад грехом
9> Адама  сходили  все.    Прочтите  притчу  Христа о богаче и Лазаре:
9> и  богач  и  Лазарь  и  Авраам  находятся  в  этом шеоле; судьба их
9> различна, страдание их различно, а оставленность – почти одинакова;
9> между  Богом  и этим местом нет пути. И когда Христос сходит во ад,
9> потеряв  Бога  в этом ужасе боголишенности, Он, как всякий человек,
9> потерявший  Бога,  уходит  в те глубины, из которых, как будто, нет
9> возврата и где нет встречи с Богом. И ад широко раскрывается, чтобы
9> уловить  Того, Кто на земле его побеждал все время, во всем, везде.
9> И, о ужас! – обнаруживает, что с этой человеческой душой вошла в ад
9> полнота  Божественного  присутствия.  Это  путь  Христов. Каков наш
9> путь?

*
10> <.....>  Вы,    наверное,   помните  из  служб  Страстной  седмицы
10> о сошествии Христа в ад. Ад Ветхого Завета  –  не тот ад,  который
10> мы  видим описанным у Данте или в полуфольклорной-полубогословской
10> литературе;  это  не  место мучения, не место наказания, это нечто
10> гораздо  более  страшное.  Тот  +шеол+,  который  описан  в Ветхом
10> Завете,  это не место, куда идут грешники, это то место, куда идут
10> все  умирающие  –  потому  что  все  отделены  от Бога. Да, в этих
10> глубинах  есть разные как бы области. Вы, верно, помните из притчи
10> о  богаче  и  Лазаре, что Лазарь почиет в лоне Авраамовом, в месте
10> упокоения,  тогда как богач страждет,  просит милости у тех,  кого
10> он  оставил  без  милости;    и  однако  и  тот и другой находятся
10> в  страшном  отдалении   от  Бога,    в  месте  Божия  отсутствия.
10> Одни   остаются  связаны  с  Богом  верой,  внутренней  верностью,
10> молитвой,  праведностью  своей  прошлой  жизни,  ожиданием  (и это
10> решающий  момент)  Мессии,  ожиданием  Спасителя, Который разрушит
10> средостение  между Богом и человеком, отпадшим от Бога собственной
10> волей. <.....>

                                * * *
Закончить  этот  раздел  можно  указанием на то, что какой именно "ад"
подразумевается в притче, не так уж важно:

7> <...> Это именно притча, то есть не репортаж с того света, а образ,
7> сотканный  из  привычных  для  иудеев  той  эпохи  трафаретов:  что
7> праведники  возлежат  "на  лоне Авраамовом", что в аду горит вечный
7> огонь. <.....>

*
12> Но  есть  и  другая  причина  <того,  что  Авраам  не может помочь
12> богачу>:  рай и ад отделены пропастью, которую невозможно перейти.
12> Но  надо  помнить,  что  перед  нами не путеводитель по загробному
12> миру, а притча, так что искать здесь точных сведений о жизни после
12> жизни не следует. <...>


=е= Участь умерших до Суда

8> <.....> На просьбу разбойника вспомнить о нём, когда Господь придет
8> во  славе  Царства,  т.е.  в  неопределенно  далеком будущем, Иисус
8> обещает  ему,    что  он  в этот же день будет  с Ним  в раю. <...>
8> это  учение  о  блаженстве спасенных, наступающем тотчас по смерти,
8> прежде  общего  суда,  предполагается  и  притчею о богаче и Лазаре
8> (Лк.16:19-31). <.....>
-  таково мнение некоторых толкователей. См. также в [16]. Но всё же,
давайте помнить, что перед нами "не репортаж с того света"!


=ж= Вечность мучений?

12> <.....> Пропасть - это указание на окончательность Божьего Суда.
- считает В.Н.Кузнецова. Однако, это противоречит тому, что она пишет
выше, в комментарии на ст. 23 о том, что ад/шеол - не место вечного
наказания, а место ожидания Суда...

В защиту понимания притчи как предостережения от того, чтобы
подвергнуться вечным мучениям, - мнение еп. Феофилакта Болгарского:

6> <.....> Приметь здесь и возражение против оригенистов. Они говорят,
6> что  придет  время,   когда  м`уки  окончатся и грешники соединятся
6> с праведниками и с Богом,   и таким образом Бог будет  всё во всех.
6> Но вот, мы слышим, Авраам говорит, что хотящие перейти отсюда к вам
6> или  оттуда  к  нам  не  могут  сего сделать. Поэтому как из участи
6> праведников  невозможно   кому-нибудь  перейти  в место  грешников,
6> так  невозможно,  учит нас Авраам, перейти из места мучения в место
6> праведников.    И  Авраам,   без  сомнения,   более  достоин  веры,
6> чем  Ориген.  - Что такое "ад"? Одни говорят, что ад есть подземное
6> мрачное  место,   а другие называли адом переход души из наглядного
6> в  невидимое  и  безвидное  состояние.    Ибо доколе душа находится
6> в теле, она обнаруживается собственными действиями, а по разлучении
6> с телом она становится невидимой. Это-то и называли адом. <....>

На вечности мучений настаивают и протестанты-фундаменталисты. [14]

15> <...> между Раем и Адом лежит непроходимая бездна; это значит, что
15> после смерти у человека не возможности приобрести спасение.

*
17>  16,26  Из этого стиха мы узнаем, что выбор, сделанный нами в этой
17> жизни,  определяет  нашу  вечную  участь,  и  как только наступает
17> смерть,  -  эта  участь  +утверждена+.  Нет  перехода из обиталища
17> спасенных в местонахождение осужденных и наоборот.

17>  16,27-31     После  смерти  богач вдруг становится  евангелистом.
17> Он  хочет,   чтобы  кто-нибудь  отправился  к  его  +пяти братьям+
17> с предупреждением, чтобы они не пришли в это +место мучения+.

17> Авраам  ответил,  что  эти  пять  братьев,  будучи  евреями, имели
17> ветхозаветные   Писания,     и    их    должно   быть   достаточно
17> для  предупреждения.  Богач  возразил   Аврааму,  сказав, что если
17> кто  из  мертвых    придет  к  ним,  то они точно покаются. Однако
17> Авраам   оставил  последнее слово за собой.  Он заявил,  что отказ
17> от  слушания  Слова  Божьего  является окончательным.   Если  люди
17> не  слушают  предостережений  Библии, то они не поверят, даже если
17> кто-то  воскреснет из мертвых.  Убедительным доказательством этому
17> служит   то,   что произошло с Самим Господом Иисусом.  Он воскрес
17> из мертвых, но люди всё еще не верят этому.

17> Из  НЗ  мы  знаем,  что  когда  умирает верующий человек, его тело
17> попадает  в  могилу,  а  душа идет на небеса, чтобы быть с Христом
17> (2Кор.5,8; Флп.1,23).

17> Когда умирает неверующий, его тело точно так же попадает в могилу,
17> однако  душа  его  идет  в  ад.   Для  него  ад -  место страданий
17> и угрызений совести. При восхищении Церкви тела верующих восстанут
17> из  могилы  и  воссоединятся с духом и душой (1Фес.4,13-18). Тогда
17> они  будут  вечно  обитать  с  Христом.  На Суде у великого белого
17> престола  тело,  дух и душа неверующих также будут вновь соединены
17> (Откр.20,12-13).  Затем они будут брошены в огненное озеро - место
17> вечного наказания.

                                * * *
Но есть среди христиан-богословов и те, кто оптимистично смотрит
на ад.

10> <.....>  Вы,    наверное,   помните  из  служб  Страстной  седмицы
10> о сошествии Христа в ад. <.....> Христос спускается в эти глубины,
10> и  тут  объясняется  место  псалма, где говорится:  Куда, Господи,
10> пойду  я  от  Тебя? на небесах Твой престол, в аду – и там Ты  еси
10> (ср.   Пс.138:7-8).     Это    пророческое    слово,   потому  что
10> оно   противоречит  тому  именно  представлению  об  аде,  которое
10> качествовало  в то  время,   ветхозаветному  представлению  об аде
10> как  о месте,   где Бога нет,  о месте,  где только тоска по Богу,
10> вера  Ему,  поклонение  Ему  –  как бы в Его отсутствие. Этот стих
10> псалма  объясняется  именно  так; он пророчески говорит, что после
10> распятия  Христа,  пока  тело  Его  об`оженное  лежало  во  гробе,
10> человеческая  душа Христова во славе Своего Божества  сошла  во ад
10> и  исполнила,  то  есть  заполнила  собой всё.  Ад, где твое жало?
10> Смерть, где твоя победа?.. <.....>

Уже с древности некоторые богословы (не только Ориген) высказывали
уверенность, что "вечные мучения", о которых говорится в Библии, -
это выражение, не подлежащее буквальному пониманию. Думаю, для лучшего
понимания значения притчи о богаче и Лазаре мнения этих богословов
надо учесть. Однако, вопрос слишком сложен, материал слишком объемен,
чтобы здесь излагать эту тему. Посему ограничусь ссылками на тексты
по этой теме с некоторыми аннотациями.


*** Прп. Исаак Сирин, гл.39 в новооткрытых его текстах
                    www.prosv21.narod.ru/bibliotk/i/sirin/2/g40.htm#0,
        продолжение: www.prosv21.narod.ru/bibliotk/i/sirin/2/g41.htm#0

 Основная идея прп. Исаака: Бог не может вечно наказывать за временные
 грехи,  т.к. Ему не свойственна мстительность. Значит, смысл геенны -
 исправление грешников...

18> Наиболее   характерной   особенностью   эсхатологии  преп.  Исаака
18> является  его вера во всеобщее спасение,   выраженная в Беседах 39
18> и  40  из  2-го  тома.  Эта  вера  имеет  мало общего с осужденным
18> Церковью в VI в. учением Оригена, так как исходит из принципиально
18> иных   предпосылок.   Исходным   пунктом   всех   эсхатологических
18> построений  преп.  Исаака  является  не  логическая  необходимость
18> восстановления   всего   тварного   бытия   в  его  первоначальном
18> состоянии,  но  любовь  Божия,  которая не имеет пределов, которая
18> превосходит  всякую  идею  воздаяния  и  возмездия.   Богохульным,
18> по учению преп. Исаака, является мнение, будто Бог делает что-либо
18> из  мести  или  воздаяния.  Еще хуже - думать, будто Бог позволяет
18> людям  грешить  в  настоящей временной жизни для того, чтобы вечно
18> наказывать их в будущем веке. На самом деле Бог "хочет,  чтобы все
18> люди   спаслись".{1Тим.2:4}     С  целью   спасения   человечества
18> Он  установил  смерть  как  переход  к  вечной  жизни. Геенна (ад)
18> установлена  Богом  тоже  ради  спасения людей - тех, кто в земной
18> жизни  не  достиг  того уровня  совершенства,   который  необходим
18> для   вхождения  в  Царство  Небесное.  По  мнению  преп.  Исаака,
18> "большинство  людей войдет в Царство Небесное без опыта геенны".{}
18> Для  тех  же,  кто умер во грехе, без покаяния, кто запятнал жизнь
18> многочисленными   пороками,   кратковременное   мучение  в  геенне
18> необходимо,  чтобы,  очистившись  от  скверны  порока, и они могли
18> войти  в  Царство  Божие.   Не только все люди,  но и демоны будут
18> в  конечном  итоге  спасены  Богом, утверждает преп. Исаак. Учение
18> преп.  Исаака  Сирина  о  всеобщем  спасении  не  может  считаться
18> догматическим  выражением  веры  Церкви,    однако   оно  выражает
18> ту  христианскую  надежду,  которая  была свойственна многим Отцам
18> Церкви. Учение о конечном спасении всех людей и демонов содержится
18> в  творениях  св. Григория Нисского{cм., в частности, его трактаты
18> "О душе и воскресении" и "Большое Огласительное Слово"}.
18> Возможность  спасения  всех  людей  допускали  также  св. Григорий
18> Богослов,    преп.  Максим  Исповедник   и  преп. Иоанн Лествичник
18> {См. Григорий Богослов. Слово 30,6 (где Григорий допускает "более
18> человеколюбивое толкование" посмертного мучения грешников, имея
18> в  виду  учение  Григория Нисского о всеобщем спасении). См. также
18> Максим  Исповедник.  Толкование  на  Пс.59  (),  Мистагогия  7 (),
18> Quaestiones  et  dubia  13  ().  Ср. Иоанн Лествичник. Лествица 26
18> ("хотя   не   все  могут  быть  бесстрастными,  тем  не  менее
18> не  невозможно,  чтобы  все спаслись и примирились с Богом").}
18> Все  эти  авторы  были  свободны  от крайностей оригенизма, но они
18> верили  в безграничную любовь,  милость и благость Божию,  а также
18> в  то,  что для Бога нет ничего невозможного и что, следовательно,
18> Он   может  спасти  всякую  живую душу.  Впрочем,  как подчеркивал
18> преп.  Максим Исповедник, божественный план  спасения  всех  людей
18> не   исключает   возможности   для  каждого  человека  добровольно
18> отвергнуть   спасение,  совершенное Христом.  Спасение ни для кого
18> не  будет обязательным или принудительным:   спасутся  только  те,
18> кто  "желает  следовать" за Христом.{Вопросоответы, к Фалассию 63}
18> Эта  мысль  преп.  Максима   содержит   важный  корректив  к тому,
18> что говорит о всеобщем спасении преп. Исаак Сирин.



*** Учение о спасении всех - у Оригена:
 - О.А.Чулков. Время апокатастасиса.
                            www.krotov.info/history/03/1/2001chul.html
*** - у свт. Григория Назианзина: в кн. Игумен Иларион (Алфеев).
 Жизнь и учение св. Григория Богослова
                          www.krotov.info/libr_min/a/alfeev1/4_07.html

*** -  у свт. Григория Нисского: С.Л.Епифанович
                       www.krotov.info/history/04/alymov/epif1915.html

*** -  у прп. Максима Исповедника: Б.Дэли
                              www.krotov.info/libr_min/d/daley.html#ад

*** Николай Бердяев в кн. О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
                      www.krotov.info/berdyaev/1931/O_nazn/nazn12.html
                      www.krotov.info/berdyaev/1931/O_nazn/nazn13.html

*** Он же
    в кн. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА БОЖЕСТВЕННОГО И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
                          www.krotov.info/berdyaev/1944/oek_09.html#Ад

*** митр. Антоний Блум
                           www.krotov.info/library/b/blum/blum005.html


*** другие ссылки:         www.krotov.info/spravki/temy/s/spaseni.html


*** Дискуccия c участием Я.Кротова:
              www.krotov.info/yakov/dnevnik/1994/hvi01_1.html#Владимир

*** Я.Кротов - очерк истории учения о спасении всех
    (содержит переработанный материал указанной выше дискуссии)
                      www.krotov.info/yakov/dobrota/spasenie_vseh.html

 Если кто-то навеки погибнет, то только из-за того, что человек сделал
 себя неспособным ЗАХОТЕТЬ быть с Богом:
*** К.С.Льюис "Расторжение брака" (притча-фэнтези)
    (Название не имеет отношения к разводу, 
     имеется в виду идея одного автора о "браке" рая и ада) 
                       www.prosv21.narod.ru/bibliotk/l/lewis/rbr.htm#0


= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. митр. Сурожский Антоний. ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА
   www.mitras.ru/inname/in_13.htm
   = www.prosv21.narod.ru/rasylka/002/239a.htm

2. Уильям Баркли. Комментарий к евангелию от Луки
   www.krotov.info/libr_min/b/barclay/luka_10.htm

3. JMF & JG. СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ. АД, ПРЕИСПОДНЯЯ
   www.krotov.info/library/bible/comm/01a.htm#a5

4. свящ. Александр Мень. Человечество Иисуса.
   www.krotov.info/library/13_m/myen/04/00062.html
   = www.alexandrmen.ru/BOOKS/mdc/mdc5_09.html
   = www.alexandrmen.ru/BOOKS/svetvtme/svtms507.html
   (www.prosv21.narod.ru/rasylka/003/497.htm)

5. свящ. Александр Мень. Сын Человеческий (гл. 12)
   (www.prosv21.narod.ru/bibliotk/m/men/sch/son_12.htm)

6. еп. Феофилакт Болгарский. ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ
   www.krotov.info/library/f/feofilkt/feo15.html

7. Я.Кротов. www.krotov.info/yakov/bible/luke/lk_16_26.html

8. еп. Кассиан Безобразов. ХРИСТОС И ПЕРВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ
   www.krotov.info/history/01/kern/bezo_1.html

9. митр. Сурожский Антоний.
   О ПАСТЫРСТВЕ (Доклад в Московской Духовной Академии)
   www.mitras.ru/prop/prop_31.htm

10. митр. Сурожский Антоний. ДОМ БОЖИЙ (II)
    www.mitras.ru/dom_bozhiy/dob2.htm

11. С.Тагуэлл. "БЕСЕДЫ О БЛАЖЕНСТВАХ" (3)
    www.agnuz.info/library/books/taguel_blajenstva/page03.htm
    = www.prosv21.narod.ru/bibliotk/t/taguell-bob.htm#g3

12. В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий
    // М., 2004.

13. Толкование четырех Евангелий и книги Деяний Апостолов.
    // Киев: Демос, <1992г.>

14. Д.Гуддинг.  Новый взгляд на Евангелие от Луки.
    // Duncanville, USA, 1997г.

15. Г.Геллей. Библейский справочник.
    // СПб: Библия для всех, 1996г.

16. Толковая Библия или комментарий на все книги Св.Писания Ветхого
    и Нового Заветов А. П. Лопухина. Евангелие от Луки.
    www.lopbible.narod.ru/luk/_luk047.htm,
    www.lopbible.narod.ru/luk/_luk048.htm (в формате gif)

17. Уильям МакДональд. Библейские комментарии для христиан.
    От Луки святое благовествование
    www.libgumer.narod.ru/bogoslov_Buks/comment_Bible/Macdonald/Luke.rar

18. иером. Иларион (Алфеев).
    Об основных темах богословия преподобного Исаака Сирина
    www.prosv21.narod.ru/bibliotk/a/alfeevi/sirposle.htm#0


* * * проповеди и др. материалы о притче о богаче и Лазаре
+ Прот. Александр Мень: Евангельские притчи. Улыбался ли Иисус?
  www.prosv21.narod.ru/rasylka/003/497.htm#0
+ Прот. Александр Мень. Проповедь (НЕДУГ НЕВЕРИЯ)
  www.alexandrmen.ru/BOOKS/svetvtme/svtms507.html
  =   www.alexandrmen.ru/BOOKS/magizm/mag_06.html#M3
+ Митр. Сурожский Антоний. Проповеди
  www.prosv21.narod.ru/rasylka/002/239a.htm#0
  www.mitras.ru/sermons/serm7.htm
+ Романо Гвардини - в кн. ГОСПОДЬ, ч. IV гл. 6
  www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_4.html
+ Свт. Иоанн Златоуст. Цикл бесед  на притчу о богаче и Лазаре.
  www.krotov.info/library/i/zlatoust/01_02_14.html
+ Яков Кротов: Богачам веры нет
  www.prosv21.narod.ru/rasylka/003/601.htm#0
Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр В. Поляков
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
ворота промышленные