c> 19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон
c> и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый
c> нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
c> 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы,
c> приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами
c> на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде,
c> будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря
c> на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо
c> мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде
c> и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам
c> сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни
c> твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
c> 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая
c> пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также
c> и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя,
c> отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть
c> он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
c> 29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают
c> их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых
c> придет к ним, покаются. 31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея
c> и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес,
c> не поверят.
<Лк.16>
c> Объясните, пожалуйста, почему богач в аду, ведь он не совсем плох,
c> он просит за своих братьев, терпя адские муки, значит в нем пусть
c> немного, но сохранилась любовь?
Не претендуя на полноту освещения темы, постараюсь в какой-то мере
ответить на поставленный вопрос.
План
а. Притча >
б. Богатство / бедность >
в. Жестокосердие / страдания >
г. Так ли плох богач? >
д. Ад? Шеол? >
е. Участь умерших до Суда >
ж. Вечность мучений? >
=а= Притча
6> <....> Речь эта есть именно притча, а не действительное событие,
6> как некоторые думали без основания. Ибо не настало еще время
6> ни праведным наследовать блага, ни грешным - противное. А Господь
6> придал речи образность, чтобы как немилосердных вразумить, что
6> им предлежит в будущем, так и <cтрадаюущих> научить, что они будут
6> <в будущей жизни> благополучны за то, что переносят здесь. <....>
6> Говорят же, по преданию евреев, что в то время был в Иерусалиме
6> некто Лазарь, находившийся в крайней бедности и болезни, и что
6> Господь о нём упомянул, взяв его в притчу как явного и известного.
6> <.....>
*
4> <.....> притчи евангельские все очень просты по сюжету.
4> Единственная притча, которая как бы выходит из этого жанра, -
4> это притча о богаче и Лазаре. В ней фигурируют уже и тот свет,
4> и этот, и пропасть между <раей и адом>, но это единственная притча,
4> где Господь как бы обыграл уже существовавший, ходивший, бродячий
4> сюжет; единственная притча, где Он как бы воспользовался уже
4> готовым материалом. Подобные тексты есть в египетских памятниках.
*
5> Этой притчей Христос хотел сказать, что, если неверие поселяется
5> в сердце, никакие чудеса не могут обратить человека.
*
8> <.....> Несовместимость служения богатству со служением Богу
8> подкрепляется ссылкою на закон и иллюстрируется притчею о богаче
8> и Лазаре (16:19-31). В контексте Евангелия, основное ударение
8> притчи о богаче и Лазаре лежит на этом предостережении.
8> Она внутренне связана с притчею о неправедном домоправителе. Притча
8> о неправедном домоправителе напоминанием о мудрой рассудительности
8> замыкает цепь, которая начинается в гл. 14 призывом ко всецелому
8> самоотречению. Безмерность требования покрывается бесконечным
8> милосердием Божием, и в трудных конфликтах совести путь ученика
8> определяется мудрою рассудительностью. Путь этот есть путь
8> отдельного верующего. Его призывает Господь к подвигу
8> самоотречения, утешает указанием на милосердие Божие и ему же
8> напоминает о мудрой рассудительности. <....>
*
13> Богач в притче Христа несомненно символизировал фарисеев. Ведь это
13> они постоянно требовали от Него знамения - настолько очевидного,
13> чтобы просто нельзя было не поверить. <.....>
* * *
Впрочем, есть и такие толкователи, которые утверждают, что этот
рассказ - не притча! (Но он, по их мнению, содержит "образное описание
положения, в котором в конечном итоге оказываются богач и Лазарь".)
Их аргумент:
14> В притче фигурируют события и предметы, относящиеся к нашему миру
14> <...>, которые затем используются в качестве прообразов высших
14> реалий. Однако, рай и ад <...> не являются прообразами высших
14> реалий. Они сами являются такими реалиями.
*
17> <...> Следует обратить внимание, что это не притча.
17> Мы подчеркиваем это, потому что некоторые критики стараются
17> <обойти> серьезный смысл этого рассказа ссылкой на то, что это
17> якобы притча.
Примечательна произвольность, с которой такие комментаторы
разграничивают - где образность, а что надо понимать буквально:
17> <.....> Лоно Авраамово - это образное выражение, обозначающее
17> место блаженства. <...> Мы придерживаемся того, что лоно
17> Авраамово - это то же самое, что и небеса. <...>
17> <....>
17> <.....> Возникает, конечно же, вопрос, как бесплотная душа может
17> испытывать жажду и мучения в пламени. Мы можем лишь заключить,
17> что здесь образное выражение, однако это вовсе не означает,
17> что страдания - не настоящие.
* * *
Но не все протеснанты-фундаменталисты единодушны в вопросе значения
этой истории-притчи:
15> <...> Мы не знаем, до какой степени эта история правдивая
15> <(реалистичная?)>, но ее мораль ясна.
=б= Богатство / бедность
12> <.....> Вероятно, <богач> считал, что его богатство - это дар
12> Бога, а бедность - наказание за грехи.
*
1> Не спасет нас бедность, и не погубит нас богатство как таковые.
* * *
11> Евангелист Матфей и евангелист Лука говорят <о блаженстве нищих>
11> не совсем одинаково. У Луки оно проще и, возможно, первоначальней:
11> "Блаженны нищие"; а противопоставлено оно словам: "Напротив, горе
11> вам, богатые!" (Лк.6,24).
11> Такую простоту, почти грубость, не надо списывать со счетов. Ту же
11> самую мысль (точнее - весть) мы находим в притче о богаче и Лазаре
11> (Лк.16,19-31): если ты преуспеваешь в этом мире, ты расплатишься
11> в "мире ином", и наоборот. Можно морализировать по поводу притчи,
11> но сама она не дает для того оснований. Суть ее - не в том, что
11> богач был плохим, а бедняк - хорошим, а в том, что один был богат,
11> а другой - беден. Вот и всё. Горе богатым.
11> Простота эта поражает, но соответствия ей мы находим
11> и в иудействе. Согласно преданию, раввин Иуда, прозванный"
11> "Царевичем", учил: "Тот, кто наслаждается в этом мире, лишится
11> наслаждений в будущем; тот, кто в этом мире лишен наслаждений,
11> обретет их". По-видимому, такая мысль вполне привычна и породила
11> множество притч, похожих на анекдоты. Например, раввин Ханина,
11> измученный своей бедностью, помолился о помощи, и увидел руку,
11> которая протягивает ему золотую ножку от стола; а потом, во сне,
11> узрел иное: на небе, в будущей жизни, он ест за столом, у которого
11> не хватает ножки.
Далее этот автор всё же вносит коррективы в эту позицию: зло
и проблема ("горе") не в богатстве как таковом, а в служении миру
сему, стремлении "служить двум господам"...
11> В той же нагорной проповеди Христос сообщает нам еще одну очень
11> важную истину о земном имуществе. "Не собирайте сокровища
11> на земле", - говорит Он (Мф.6,19), и объясняет, что это попросту
11> невозможно (ср. Лк.12,16 и далее). В этом мире, собственно,
11> и нельзя ничем владеть, ибо и владения, и мы сами недостаточно
11> устойчивы. Мы живем во времени, мы живем в текущем мире; и поэтому
11> нет никакой возможности схватить что бы то ни было и закричать:
11> "Это мое!" Когда Апостол Павел учит нас пользоваться миром
11> как не пользоваться (1Кор.7,31), он просто показывает,
11> что не подвержен иллюзиям.
*
11> <.....> Отец благоволил дать нам Царство. Всем остальным надо,
11> если нужно, жертвовать, не потому, что это слишком много для нас,
11> а потому, что это слишком мало. Христианство - не дотошная
11> программа самоусовершенствования. На карту поставлено Божие
11> Царство; и ради него мы должны разжать пальцы. <.....>
=в= Жестокосердие / страдания
12> Авраам не отрицает <своего родства с богачом>, он называет богача
12> "текнон" ("сынок, детка"), но ничем помочь не может. Он объясняет
12> это тем, что после смерти в загробном мире участь богача и бедняка
12> испытала переворот: кто наслаждался, тот страдает, а кто страдал,
12> тот наслаждается (см. Лк.6.20-26).
*
1> Один прошел мимо жизни, а другой углубился в существо ее. Один умер
1> незаметно, и Ангелы Божии унесли его душу в место упокоения; другой
1> умер, и его торжественно похоронили, положили в гроб, а душа его
1> пустая, уже не могущая смеяться, не имеющая, чем питаться, потому
1> что питалась она только от земли, сошла в то место, где такая же
1> пустота... Не только за то, что он веселился, и не только за то,
1> что он был богат, но за то, что при всем этом он допустил этот ужас
1> нищего у дверей своих, сошел он в место страданий, место, где перед
1> судом Божественной любви человек отходит во тьму.
*
2> Может показаться жестоким, что Авраам отказал богачу послать Лазаря
2> предупредить его братьев об ожидающей их участи. Но ведь совершенно
2> ясно, что, если людям дано истинное Слово Божие и, если везде, куда
2> бы они не посмотрели - горе, требующее утешения, нужда, в которой
2> нужно помочь, и страдания, которые нужно облегчить, а это
2> не вызывает у них сочувствия, помощи - им уже нечем помочь. Какое
2> ужасное предупреждение: богач согрешил не тем, что делал плохое,
2> а тем, что не сделал ничего благотворного.
=г= Так ли плох богач?
6> Несчастный богач, не получив облегчения своей участи, прилагает
6> просьбу о других. Смотри, как он чрез наказание пришел к сочувствию
6> другим, и тогда как прежде презирал Лазаря, у ног его лежащего,
6> теперь заботятся о других, кои не находятся при нём, и умоляет
6> послать в дом отца своего Лазаря из мертвых, не просто кого-нибудь
6> из мертвых, но Лазаря, чтобы видевшие его прежде больным
6> и бесчестным увидели теперь увенчанным славой и здоровым, и бывшие
6> свидетелями его убожества сами сделались созерцателями его славы.
6> Ибо очевидно, он имел бы явиться им во славе, если бы нужно было
6> быть ему проповедником, достойным <доверия>. <.....>
*
7> <....> В этой притче звучат страшные слова, когда Авраам объясняет
7> грешнику в аду: "Между нами и вами утверждена великая пропасть,
7> так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам
7> не переходят" (Лк.16,26). Примечательно, что из этих слов следует,
7> что в раю есть "хотящие перейти" в ад то есть, святые
7> не радуются, глядя на страдания грешников, а сострадают им и рвутся
7> облегчить их участь. А вот в аду нет желающих перейти в рай, и даже
7> богач из притчи не в рай просится, а лишь умоляет о капле воды.
7> Может быть, если бы он не о воде просил, а о том, чтобы его
7> на небеса взяли, если бы дерзновения и порыва к Богу у него было
7> больше, чем жалости к себе, страдающему и взяли бы в рай. Так,
7> бесполезно просить у милиционера на выпивку, а вот от смерти
7> милиционер вас спасёт, и не только милиционер. К сожалению, слишком
7> многие люди думают, что умрут без выпивки а на самом деле,
7> умирают, выпив не того, что нужно, не той воды, о которой говорил
7> Христос, когда назвал Себя источником.
=д= Ад? Шеол?
Слово "ад" используется в Библии в нескольких значениях. Что же
понимается под "адом" в притче о богаче и Лазаре?
12> <...> Ад - это еврейское "шеол", не место вечного наказания, каким
12> в еврейской мысли считалась геенна (). Ад был тем местом,
12> где умершие дожидались Божьего Суда и, в зависимости от своей
12> жизни на земле, уже наслаждались или мучились. Согласно еврейским
12> представлениям того времени, в шеоле умершие могли видеть друг
12> друга (ср. Лк.13.28).
О том же - в [16], со ссылкой на Талмуд.
16> <....> Но выводить отсюда <...> какие-либо догматические мысли
16> о загробной жизни вряд ли основательно, потому что, несомненно, мы
16> в этом отделе притчи имеем перед собою чисто поэтическое
16> изображение известной, развиваемой в притче мысли, подобное тому,
16> какое находится, напр., в 3 книге Царств гл. 22, где пророк Михей
16> описывает <в форме> видения бывшее ему откровение о судьбе войска
16> Ахава. Разве можно, напр., в самом деле буквально понимать то, что
16> богач говорит о мучающей его жажде? Ведь он в аду тела не имеет...
16> <....>
*
3> Говоря об аде, Иисус имеет в виду прежде всего потерю подлинной
3> жизни, разлучение с Ним, а не традиционную картину ада, принятую
3> в Его эпоху. Поэтому участь богатого, к-рый мучится в огне, тогда
3> как Лазарь пребывает в лоне Авраамовом, не следует принимать
3> буквально, именно потому, что это притча. Но Иисус не случайно
3> пользуется образами, взятыми из Писаний, где ад представляется
3> в самых ужасных и неумолимых тонах: "Там будет плач и скрежет зубов
3> в печи огненной" (Мф.13.42), там "геенна, где червь их не умирает
3> и огонь не угасает" (Мк.9.43-48; ср. Мф.5.22), где Бог может
3> "погубить душу и тело" (Мф.10.28).
*
8> <.....> Но приговор последнего суда предвосхищается уже по смерти
8> в притче о богаче и Лазаре (16:19-31): братья богача еще
8> на земле, между тем, Лазарь уже на лоне Авраамове, а богач
8> уже мучится в адском огне. И то и другое в учении о будущем
8> свершении будет предметом и дальнейшего откровения. <....>
* * *
9> Мы ведь свидетельствуем иконами, преданием церковным, верой Церкви,
9> что по смерти Христос сошел во ад; но мы должны понимать, что это
9> значит! Когда мы думаем об аде, мы думаем картинно, фольклорно
9> о месте страшных мучений. Но самое страшное в аде Ветхого Завета,
9> в шеоле, о котором говорит псалмопевец или другие места Священного
9> Писания не в мучении, а в том, что это место, где Бога нет
9> и не будет никогда, это место последнего, безнадежного отсутствия
9> Божия, предельной богооставленности навсегда. И в этот ад грехом
9> Адама сходили все. Прочтите притчу Христа о богаче и Лазаре:
9> и богач и Лазарь и Авраам находятся в этом шеоле; судьба их
9> различна, страдание их различно, а оставленность почти одинакова;
9> между Богом и этим местом нет пути. И когда Христос сходит во ад,
9> потеряв Бога в этом ужасе боголишенности, Он, как всякий человек,
9> потерявший Бога, уходит в те глубины, из которых, как будто, нет
9> возврата и где нет встречи с Богом. И ад широко раскрывается, чтобы
9> уловить Того, Кто на земле его побеждал все время, во всем, везде.
9> И, о ужас! обнаруживает, что с этой человеческой душой вошла в ад
9> полнота Божественного присутствия. Это путь Христов. Каков наш
9> путь?
*
10> <.....> Вы, наверное, помните из служб Страстной седмицы
10> о сошествии Христа в ад. Ад Ветхого Завета не тот ад, который
10> мы видим описанным у Данте или в полуфольклорной-полубогословской
10> литературе; это не место мучения, не место наказания, это нечто
10> гораздо более страшное. Тот +шеол+, который описан в Ветхом
10> Завете, это не место, куда идут грешники, это то место, куда идут
10> все умирающие потому что все отделены от Бога. Да, в этих
10> глубинах есть разные как бы области. Вы, верно, помните из притчи
10> о богаче и Лазаре, что Лазарь почиет в лоне Авраамовом, в месте
10> упокоения, тогда как богач страждет, просит милости у тех, кого
10> он оставил без милости; и однако и тот и другой находятся
10> в страшном отдалении от Бога, в месте Божия отсутствия.
10> Одни остаются связаны с Богом верой, внутренней верностью,
10> молитвой, праведностью своей прошлой жизни, ожиданием (и это
10> решающий момент) Мессии, ожиданием Спасителя, Который разрушит
10> средостение между Богом и человеком, отпадшим от Бога собственной
10> волей. <.....>
* * *
Закончить этот раздел можно указанием на то, что какой именно "ад"
подразумевается в притче, не так уж важно:
7> <...> Это именно притча, то есть не репортаж с того света, а образ,
7> сотканный из привычных для иудеев той эпохи трафаретов: что
7> праведники возлежат "на лоне Авраамовом", что в аду горит вечный
7> огонь. <.....>
*
12> Но есть и другая причина <того, что Авраам не может помочь
12> богачу>: рай и ад отделены пропастью, которую невозможно перейти.
12> Но надо помнить, что перед нами не путеводитель по загробному
12> миру, а притча, так что искать здесь точных сведений о жизни после
12> жизни не следует. <...>
=е= Участь умерших до Суда
8> <.....> На просьбу разбойника вспомнить о нём, когда Господь придет
8> во славе Царства, т.е. в неопределенно далеком будущем, Иисус
8> обещает ему, что он в этот же день будет с Ним в раю. <...>
8> это учение о блаженстве спасенных, наступающем тотчас по смерти,
8> прежде общего суда, предполагается и притчею о богаче и Лазаре
8> (Лк.16:19-31). <.....>
- таково мнение некоторых толкователей. См. также в [16]. Но всё же,
давайте помнить, что перед нами "не репортаж с того света"!
=ж= Вечность мучений?
12> <.....> Пропасть - это указание на окончательность Божьего Суда.
- считает В.Н.Кузнецова. Однако, это противоречит тому, что она пишет
выше, в комментарии на ст. 23 о том, что ад/шеол - не место вечного
наказания, а место ожидания Суда...
В защиту понимания притчи как предостережения от того, чтобы
подвергнуться вечным мучениям, - мнение еп. Феофилакта Болгарского:
6> <.....> Приметь здесь и возражение против оригенистов. Они говорят,
6> что придет время, когда м`уки окончатся и грешники соединятся
6> с праведниками и с Богом, и таким образом Бог будет всё во всех.
6> Но вот, мы слышим, Авраам говорит, что хотящие перейти отсюда к вам
6> или оттуда к нам не могут сего сделать. Поэтому как из участи
6> праведников невозможно кому-нибудь перейти в место грешников,
6> так невозможно, учит нас Авраам, перейти из места мучения в место
6> праведников. И Авраам, без сомнения, более достоин веры,
6> чем Ориген. - Что такое "ад"? Одни говорят, что ад есть подземное
6> мрачное место, а другие называли адом переход души из наглядного
6> в невидимое и безвидное состояние. Ибо доколе душа находится
6> в теле, она обнаруживается собственными действиями, а по разлучении
6> с телом она становится невидимой. Это-то и называли адом. <....>
На вечности мучений настаивают и протестанты-фундаменталисты. [14]
15> <...> между Раем и Адом лежит непроходимая бездна; это значит, что
15> после смерти у человека не возможности приобрести спасение.
*
17> 16,26 Из этого стиха мы узнаем, что выбор, сделанный нами в этой
17> жизни, определяет нашу вечную участь, и как только наступает
17> смерть, - эта участь +утверждена+. Нет перехода из обиталища
17> спасенных в местонахождение осужденных и наоборот.
17> 16,27-31 После смерти богач вдруг становится евангелистом.
17> Он хочет, чтобы кто-нибудь отправился к его +пяти братьям+
17> с предупреждением, чтобы они не пришли в это +место мучения+.
17> Авраам ответил, что эти пять братьев, будучи евреями, имели
17> ветхозаветные Писания, и их должно быть достаточно
17> для предупреждения. Богач возразил Аврааму, сказав, что если
17> кто из мертвых придет к ним, то они точно покаются. Однако
17> Авраам оставил последнее слово за собой. Он заявил, что отказ
17> от слушания Слова Божьего является окончательным. Если люди
17> не слушают предостережений Библии, то они не поверят, даже если
17> кто-то воскреснет из мертвых. Убедительным доказательством этому
17> служит то, что произошло с Самим Господом Иисусом. Он воскрес
17> из мертвых, но люди всё еще не верят этому.
17> Из НЗ мы знаем, что когда умирает верующий человек, его тело
17> попадает в могилу, а душа идет на небеса, чтобы быть с Христом
17> (2Кор.5,8; Флп.1,23).
17> Когда умирает неверующий, его тело точно так же попадает в могилу,
17> однако душа его идет в ад. Для него ад - место страданий
17> и угрызений совести. При восхищении Церкви тела верующих восстанут
17> из могилы и воссоединятся с духом и душой (1Фес.4,13-18). Тогда
17> они будут вечно обитать с Христом. На Суде у великого белого
17> престола тело, дух и душа неверующих также будут вновь соединены
17> (Откр.20,12-13). Затем они будут брошены в огненное озеро - место
17> вечного наказания.
* * *
Но есть среди христиан-богословов и те, кто оптимистично смотрит
на ад.
10> <.....> Вы, наверное, помните из служб Страстной седмицы
10> о сошествии Христа в ад. <.....> Христос спускается в эти глубины,
10> и тут объясняется место псалма, где говорится: Куда, Господи,
10> пойду я от Тебя? на небесах Твой престол, в аду и там Ты еси
10> (ср. Пс.138:7-8). Это пророческое слово, потому что
10> оно противоречит тому именно представлению об аде, которое
10> качествовало в то время, ветхозаветному представлению об аде
10> как о месте, где Бога нет, о месте, где только тоска по Богу,
10> вера Ему, поклонение Ему как бы в Его отсутствие. Этот стих
10> псалма объясняется именно так; он пророчески говорит, что после
10> распятия Христа, пока тело Его об`оженное лежало во гробе,
10> человеческая душа Христова во славе Своего Божества сошла во ад
10> и исполнила, то есть заполнила собой всё. Ад, где твое жало?
10> Смерть, где твоя победа?.. <.....>
Уже с древности некоторые богословы (не только Ориген) высказывали
уверенность, что "вечные мучения", о которых говорится в Библии, -
это выражение, не подлежащее буквальному пониманию. Думаю, для лучшего
понимания значения притчи о богаче и Лазаре мнения этих богословов
надо учесть. Однако, вопрос слишком сложен, материал слишком объемен,
чтобы здесь излагать эту тему. Посему ограничусь ссылками на тексты
по этой теме с некоторыми аннотациями.
*** Прп. Исаак Сирин, гл.39 в новооткрытых его текстах
www.prosv21.narod.ru/bibliotk/i/sirin/2/g40.htm#0,
продолжение: www.prosv21.narod.ru/bibliotk/i/sirin/2/g41.htm#0
Основная идея прп. Исаака: Бог не может вечно наказывать за временные
грехи, т.к. Ему не свойственна мстительность. Значит, смысл геенны -
исправление грешников...
18> Наиболее характерной особенностью эсхатологии преп. Исаака
18> является его вера во всеобщее спасение, выраженная в Беседах 39
18> и 40 из 2-го тома. Эта вера имеет мало общего с осужденным
18> Церковью в VI в. учением Оригена, так как исходит из принципиально
18> иных предпосылок. Исходным пунктом всех эсхатологических
18> построений преп. Исаака является не логическая необходимость
18> восстановления всего тварного бытия в его первоначальном
18> состоянии, но любовь Божия, которая не имеет пределов, которая
18> превосходит всякую идею воздаяния и возмездия. Богохульным,
18> по учению преп. Исаака, является мнение, будто Бог делает что-либо
18> из мести или воздаяния. Еще хуже - думать, будто Бог позволяет
18> людям грешить в настоящей временной жизни для того, чтобы вечно
18> наказывать их в будущем веке. На самом деле Бог "хочет, чтобы все
18> люди спаслись".{1Тим.2:4} С целью спасения человечества
18> Он установил смерть как переход к вечной жизни. Геенна (ад)
18> установлена Богом тоже ради спасения людей - тех, кто в земной
18> жизни не достиг того уровня совершенства, который необходим
18> для вхождения в Царство Небесное. По мнению преп. Исаака,
18> "большинство людей войдет в Царство Небесное без опыта геенны".{}
18> Для тех же, кто умер во грехе, без покаяния, кто запятнал жизнь
18> многочисленными пороками, кратковременное мучение в геенне
18> необходимо, чтобы, очистившись от скверны порока, и они могли
18> войти в Царство Божие. Не только все люди, но и демоны будут
18> в конечном итоге спасены Богом, утверждает преп. Исаак. Учение
18> преп. Исаака Сирина о всеобщем спасении не может считаться
18> догматическим выражением веры Церкви, однако оно выражает
18> ту христианскую надежду, которая была свойственна многим Отцам
18> Церкви. Учение о конечном спасении всех людей и демонов содержится
18> в творениях св. Григория Нисского{cм., в частности, его трактаты
18> "О душе и воскресении" и "Большое Огласительное Слово"}.
18> Возможность спасения всех людей допускали также св. Григорий
18> Богослов, преп. Максим Исповедник и преп. Иоанн Лествичник
18> {См. Григорий Богослов. Слово 30,6 (где Григорий допускает "более
18> человеколюбивое толкование" посмертного мучения грешников, имея
18> в виду учение Григория Нисского о всеобщем спасении). См. также
18> Максим Исповедник. Толкование на Пс.59 (), Мистагогия 7 (),
18> Quaestiones et dubia 13 (). Ср. Иоанн Лествичник. Лествица 26
18> ("хотя не все могут быть бесстрастными, тем не менее
18> не невозможно, чтобы все спаслись и примирились с Богом").}
18> Все эти авторы были свободны от крайностей оригенизма, но они
18> верили в безграничную любовь, милость и благость Божию, а также
18> в то, что для Бога нет ничего невозможного и что, следовательно,
18> Он может спасти всякую живую душу. Впрочем, как подчеркивал
18> преп. Максим Исповедник, божественный план спасения всех людей
18> не исключает возможности для каждого человека добровольно
18> отвергнуть спасение, совершенное Христом. Спасение ни для кого
18> не будет обязательным или принудительным: спасутся только те,
18> кто "желает следовать" за Христом.{Вопросоответы, к Фалассию 63}
18> Эта мысль преп. Максима содержит важный корректив к тому,
18> что говорит о всеобщем спасении преп. Исаак Сирин.
*** Учение о спасении всех - у Оригена:
- О.А.Чулков. Время апокатастасиса.
www.krotov.info/history/03/1/2001chul.html
*** - у свт. Григория Назианзина: в кн. Игумен Иларион (Алфеев).
Жизнь и учение св. Григория Богослова
www.krotov.info/libr_min/a/alfeev1/4_07.html
*** - у свт. Григория Нисского: С.Л.Епифанович
www.krotov.info/history/04/alymov/epif1915.html
*** - у прп. Максима Исповедника: Б.Дэли
www.krotov.info/libr_min/d/daley.html#ад
*** Николай Бердяев в кн. О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
www.krotov.info/berdyaev/1931/O_nazn/nazn12.html
www.krotov.info/berdyaev/1931/O_nazn/nazn13.html
*** Он же
в кн. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА БОЖЕСТВЕННОГО И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
www.krotov.info/berdyaev/1944/oek_09.html#Ад
*** митр. Антоний Блум
www.krotov.info/library/b/blum/blum005.html
*** другие ссылки: www.krotov.info/spravki/temy/s/spaseni.html
*** Дискуccия c участием Я.Кротова:
www.krotov.info/yakov/dnevnik/1994/hvi01_1.html#Владимир
*** Я.Кротов - очерк истории учения о спасении всех
(содержит переработанный материал указанной выше дискуссии)
www.krotov.info/yakov/dobrota/spasenie_vseh.html
Если кто-то навеки погибнет, то только из-за того, что человек сделал
себя неспособным ЗАХОТЕТЬ быть с Богом:
*** К.С.Льюис "Расторжение брака" (притча-фэнтези)
(Название не имеет отношения к разводу,
имеется в виду идея одного автора о "браке" рая и ада)
www.prosv21.narod.ru/bibliotk/l/lewis/rbr.htm#0
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. митр. Сурожский Антоний. ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА
www.mitras.ru/inname/in_13.htm
= www.prosv21.narod.ru/rasylka/002/239a.htm
2. Уильям Баркли. Комментарий к евангелию от Луки
www.krotov.info/libr_min/b/barclay/luka_10.htm
3. JMF & JG. СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ. АД, ПРЕИСПОДНЯЯ
www.krotov.info/library/bible/comm/01a.htm#a5
4. свящ. Александр Мень. Человечество Иисуса.
www.krotov.info/library/13_m/myen/04/00062.html
= www.alexandrmen.ru/BOOKS/mdc/mdc5_09.html
= www.alexandrmen.ru/BOOKS/svetvtme/svtms507.html
(www.prosv21.narod.ru/rasylka/003/497.htm)
5. свящ. Александр Мень. Сын Человеческий (гл. 12)
(www.prosv21.narod.ru/bibliotk/m/men/sch/son_12.htm)
6. еп. Феофилакт Болгарский. ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ
www.krotov.info/library/f/feofilkt/feo15.html
7. Я.Кротов. www.krotov.info/yakov/bible/luke/lk_16_26.html
8. еп. Кассиан Безобразов. ХРИСТОС И ПЕРВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ
www.krotov.info/history/01/kern/bezo_1.html
9. митр. Сурожский Антоний.
О ПАСТЫРСТВЕ (Доклад в Московской Духовной Академии)
www.mitras.ru/prop/prop_31.htm
10. митр. Сурожский Антоний. ДОМ БОЖИЙ (II)
www.mitras.ru/dom_bozhiy/dob2.htm
11. С.Тагуэлл. "БЕСЕДЫ О БЛАЖЕНСТВАХ" (3)
www.agnuz.info/library/books/taguel_blajenstva/page03.htm
= www.prosv21.narod.ru/bibliotk/t/taguell-bob.htm#g3
12. В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий
// М., 2004.
13. Толкование четырех Евангелий и книги Деяний Апостолов.
// Киев: Демос, <1992г.>
14. Д.Гуддинг. Новый взгляд на Евангелие от Луки.
// Duncanville, USA, 1997г.
15. Г.Геллей. Библейский справочник.
// СПб: Библия для всех, 1996г.
16. Толковая Библия или комментарий на все книги Св.Писания Ветхого
и Нового Заветов А. П. Лопухина. Евангелие от Луки.
www.lopbible.narod.ru/luk/_luk047.htm,
www.lopbible.narod.ru/luk/_luk048.htm (в формате gif)
17. Уильям МакДональд. Библейские комментарии для христиан.
От Луки святое благовествование
www.libgumer.narod.ru/bogoslov_Buks/comment_Bible/Macdonald/Luke.rar
18. иером. Иларион (Алфеев).
Об основных темах богословия преподобного Исаака Сирина
www.prosv21.narod.ru/bibliotk/a/alfeevi/sirposle.htm#0
* * * проповеди и др. материалы о притче о богаче и Лазаре
+ Прот. Александр Мень: Евангельские притчи. Улыбался ли Иисус?
www.prosv21.narod.ru/rasylka/003/497.htm#0
+ Прот. Александр Мень. Проповедь (НЕДУГ НЕВЕРИЯ)
www.alexandrmen.ru/BOOKS/svetvtme/svtms507.html
= www.alexandrmen.ru/BOOKS/magizm/mag_06.html#M3
+ Митр. Сурожский Антоний. Проповеди
www.prosv21.narod.ru/rasylka/002/239a.htm#0
www.mitras.ru/sermons/serm7.htm
+ Романо Гвардини - в кн. ГОСПОДЬ, ч. IV гл. 6
www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_4.html
+ Свт. Иоанн Златоуст. Цикл бесед на притчу о богаче и Лазаре.
www.krotov.info/library/i/zlatoust/01_02_14.html
+ Яков Кротов: Богачам веры нет
www.prosv21.narod.ru/rasylka/003/601.htm#0